АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Омарова П.О. 1, Целовальник М.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В становлении и развитии инклюзивного профессионального образования в Северо-Кавказском федеральном округе и на Юге России особую роль играет Дагестанский государственный педагогический университет, который является базовой образовательной организацией высшего образования, обеспечивающей условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России № 2211 от 30 декабря 2010 г.). Стоит отметить, что с 1990 года высшее профессиональное образование получили более 500 лиц с ограниченными возможностями здоровья, а в настоящее время обучается 82 студента с различными формами инвалидности.

В ДГПУ созданы единственный в Северо-Кавказском федеральном округе факультет специального (дефектологического) образования и Научно-исследовательский институт дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, уже 25 лет работает старейшая на Северном Кавказе кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, на базе которых ведется научно-исследовательская и образовательная деятельность, направленная на обеспечение условий в области высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Это обуславливает необходимость активной профориентационной работы, направленной на вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процесс получения инклюзивного профессионального образования. В настоящий момент эта обязанность возложена на работников НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, который осуществляет деятельность в этой сфере по следующим направлениям:

  1. Разработка методической базы для региональной модели профориентационной и профконсультационной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как в сфере общего, так и профессионального образования

  2. Повышение квалификации и переподготовка работников образования и социальной защиты населения Северо-Кавказского федерального округа, реализующих инклюзивные образовательные программы, в области профориентационной и профконсультационной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  3. Консультирование работодателей по вопросам создания доступной среды на предприятиях и в организациях.

  4. Разработка программно-методического обеспечения и других информационных продуктов по организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанная на базе НИИ дефектологии, клинической писхологии и инклюзивного образования модель профориентационной работы включает в себя:

  1. Информационно-просветительский компонент (информирование через методические продукты – листовки, брошюры, презентационные материалы, социальные сети и т.п.).

  2. Обучающий компонент – формирование профессиональной идентичности и профессиональных интересов с учетом специфики основного дефекта через методы интерактивного социально-психологического обучения (специализированные тренинги и занятия).

  3. Эмоционально-ценностный компонент – использование технологий позитивно-окрашенного взаимодействия в процессе формирования профессиональной идентичности (мультитерапия, фрейм-технология, метафорическая терапия и т.п.).

  4. Консультационный компонент – индивидуальное социально-психологическое и профессиональное консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и потенциальных работодателей.

  5. Материально-технический компонент – привлечение ресурсов для проведения профориентационной работы.

В заключении хотелось бы отметить, что широкая профориентационная работа не могла бы быть успешной без межведомственного взаимодействия и поиска партнеров в этой весьма непростой сфере. В этом смысле Республиканский центр занятости «Успех» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан оказывает нам широкую поддержку, обеспечивая площадки для проведения такой работы, возможности для выездной работы по Дагестану и дружескую помощь по ходу возникающих проблем, за что их хотелось поблагодарить.

Литература:

1. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009. – 160 с.

2. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2013. – 128 с.

3. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.

Просмотров работы: 689