ОТРАЖЕНИЕ МИРА ДЕТСТВА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТРАЖЕНИЕ МИРА ДЕТСТВА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Роговая В.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фольклор - это народное творчество, зародившееся глубоко в древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания[1].

В XIX веке появился этот термин благодаря британскому писателю барону Кельвину. Именно так учёный обозначал художественную и материальную культуру народа[2]. Невозможно точно передать значение этого термина, ведь эта форма народного творчества не является постоянной. Фольклор развивался и эволюционировал с момента своего появления и сейчас не стоит на месте.

Самая важная особенность фольклора - неизвестность создателя, так каждое фольклорное произведение существует очень давно, и не однократно было преобразовано молодыми поколениями. Часто писатели брали сюжеты из фольклорных произведений и приписывали им своё имя. Именно поэтому во многих литературах мира можно встретить схожие сюжеты и герои.

Но в этой работе речь будет идти о детском фольклоре. Он занимает особенную позицию в жизни младших поколений. Благодаря устному народному творчеству у ученика зарождается и становится потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, необходимым моментом для работы любого учителя является глубокое ознакомление учеников с фольклорным творчеством.

Большая часть произведений устного народного творчества появилась в глубокой древности. С того времени и по сей день мы пользуемся фольклором: поём песни и частушки, рассказываем смешные истории, читаем сказки, загадываем загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.

На сегодняшний день детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя традиционный детский фольклор (это «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми), фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.

Вместе с тем в детском фольклоре, если говорить о нем в контексте народной традиции, есть собственные особенности. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой энергичностью. Как раз в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребенка.

То, что к детскому фольклору относятся произведения, созданные самими детьми, а также заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста определяет особенности жанровой системы детского фольклора. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.). Жанровая система детского фольклора - явление достаточно подвижное. В процессе исторического развития некоторые жанры уходят из детского фольклора, иные, напротив, приходят в него.

Произведения детского фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора.

Существует очень много классификаций детского фольклора, но мне больше по душе деление на жанры М.Н.Мельникова[3]:

1) поэзию пестования;

2) игровой фольклор;

3) потешный фольклор;

4) бытовой фольклор.

Я бы хотела рассказать о нескольких жанрах:

Колыбельные песни - песни, которыми убаюкивают ребенка, колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)». Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение всего, чем жила мать: её думы о младенце, мечты о его будущем, заботы, тревоги и радость материнства. « В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики» и т.д.

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Молодое поколение редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки - приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но по характеру их исполнения - совершенно иные.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связаны с древними формами гадания.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных.

Многие жанры народного творчества абсолютно доступны пониманию младшим школьникам и даже детям дошкольного возраста. С помощью фольклора ребёнок легче входит в окружающий мир, даже ощущает красоту родной природы, понимает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, словами, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Детский фольклор - универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта впитали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли в художественную форму[4].

Детский фольклор представляет собой специфическую деятельность народного творчества, связывающую детский и взрослый миры, добавляющую всю систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В итоге, детский фольклор принадлежит культуре традиции, в которой заложена типологическая преемственность и типологическая повторяемость[5]. Детский фольклор не может рассматриваться за пределами общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.

Литература:

1) Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов. - М., 1987.

2) Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

3) Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства: Сб. ст. - М., 1971.

4) Василенко В.А. Детский фольклор. - М.: Высшая школа, 1978.

5) Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, 1985.

Просмотров работы: 947