ТЬЮТОРСТВО КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЬЮТОРСТВО КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Фролова В.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время российское образование требует новые формы обучения, которые помогли бы дальнейшей социализации индивидов. Новшеством в образовании России, могло быть введение, новой педагогической профессии, как тьюторство, которая широко используется в зарубежных странах.

В переводе с английского слово «тьютор» означает «домашний учитель, репетитор,наставник» (школа), «руководитель группы студентов» (англ. ун-т), «младший преподаватель вуза» (амер.), «опекун» (юридич.). Этимология этого слова (лат. tueor –заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». Зародилось тьюторство в XII веке в классических английских университетах. Тьютор становится ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях [1].

По мнению, президента российской тьюторской ассоциации, Ковалевой Т., вначале это были вечные студенты, либо зажиточные, либо имевшие родственников, которые могли платить за них. Они долгое время не уходили из университета, меняли курсы и так далее. Для ребят, которые хотели подработать и помочь было предложено изменить ситуацию,тем самым выстраивая для них программу. С того времени стала развиваться тьюторская педагогика, появились тьюторы, которые сопровождали индивидуальную образовательную программу. В дальнейшем это переходит в систему общего образования и осуществление тьюторской деятельности начинает распространяться во многих странах.

Тьюторство - новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Данная профессия позволяет не только индивидуальное профессиональное обучение, но и воспитания. Воспитание понимается как целенаправленная деятельность педагога-тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов иценностей. Сферой деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни индивида «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления [2].

В Российской Федерации должность тьютора утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». Деятельность тьютора отнесена к группе «Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала». В приказе установлены специальные требования к человеку, который предлагает себя на кандидатуру тьютора. Он должен иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы в вузе не менее 3 лет [4].

На основе анализа выделяют следующие обязанности тьютора:

-способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию: оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей;

-помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий-практикумов (тьюториалов);

-оказывает помощь обучающимся (студентам, слушателям) в выполнении аттестационных работ разных типов, проводит их проверку и оценку, помогает в решении академических или личных проблем, связанных с обучением;

-оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся (студентам, слушателям), проводит профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры, в том числе самоопределения в случае выбора научной карьеры, поступления в аспирантуру и т.д.;

-оказывает поддержку в дистанционном образовании;

-способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, используя различные педагогические приемы и технические средства, фиксирует динамику познавательных интересов обучающихся (студентов, слушателей);

-участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Перечень свидетельствует о том, что данная профессия, охватывает широкий круг возможностей, помогающий индивиду адаптироваться в обществе.

Следует отметить, что в обязанности тьютора входит оказание психологической поддержки, необходимость определенных знаний в области психологии и соответствующей подготовки, кандидат в тьюторы, должен иметь.

Тьюторство как индивидуальное сопровождение существенно дополняет известные традиционные педагогические формы и обеспечивает индивидуализацию, а также развитию новых способов и форм организации познавательной деятельности. Программа тьюторского сопровождения многоступенчата, все ее части взаимосвязаны между собой и представляют систему познавательного развития индивида.

Таким образом, тьюторство в наше время выполняет функции сопровождения процесса самообразования индивидов, так как процесс самообразования в условиях современного развития высшего профессионального образования является основным процессом получения знаний в ВУЗе.

Библиографический список

1. Тьютор в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы 4-й Международной научно-практическойконференции / сост. и ред. Т.М. Ковалева, С.Ю. Попова. – М.: МПГУ, АПКиППРО, 2011. –248 с.

2. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н., Григорьева А.И. Тьюторство в многоуровневом вузовском образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18832 (дата обращения: 20.12.2015).

3.Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: Сб.статей. – М.: МИОО, 2008. – С. 8-16.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» // Российская газета. – Федеральный выпуск № 5477. – 13 мая 2011 г.

Просмотров работы: 823