РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ СМЕШАННОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ СМЕШАННОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА

Гиматова Р.А. 1, Санникова Л.Н. 2
1МГТУ им. Г.И.Носова. Кафедра дошкольного образования. 5 курс.
2МГТУ им. Г.И.Носова. Кафедра дошкольного образования.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед российским образованием особенно остро встает проблема развития, обучения, воспитания детей из разных этнических групп. Сегодня трудно найти детские сады, в которых не было бы групп со смешанным этническим составом. Различия в традициях воспитания, культуре взаимоотношений, языке, нормах и правилах поведения, которые характеризуют определенную этническую группу, — все это оказывает влияние на характер и способы коммуникации и взаимодействия как самих детей внутри группы, а также с воспитателями и другими взрослыми, так и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения — с родителями. Проблема смешанного этнического состава детей наиболее остра именно для современного дошкольного образования. Поскольку, начиная с дошкольного, образование должно способствовать тому, чтобы ребенок, с одной стороны, ценил свои этнические корни, с другой, — привить ему уважение к другим культурам.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Вырастая, ребенок переносит свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно [3]. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.

Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в психолого-педагогических исследованиях А.В.Запорожца, Я.Л.Коломенского, Д.Б. Эльконина, М.И Лисицыной и многих других. Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.

Рассмотрим основные направления образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в группах смешанного этнического состава. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В старшем дошкольном возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения [4]. Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.

Ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, важно формировать у детей представление о себе и других, как о личности [5].

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей - необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом.

При организации образовательного процесса педагог должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, важно предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных национальностей. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга [2].

Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, во время совместной деятельности. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться друг к другу. Так в игре, важно инициировать смену лидера независимо от национальной принадлежности ребенка.

Педагогу необходимо обращать внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Педагог дошкольного учреждения должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений с другими детьми.

Как отмечает в своих исследованиях А.Г.Абсалямова, важно раскрыть перед дошкольниками многообразие и самоценность национальных культур, представленных в группе [1]. Исходя из этого необходимо в процессе формирования дружеских взаимоотношений, показать не только различия между народами, но и сконцентрировать внимание дошкольников на том, что их объединяет. Например: праздники у разных народов отмечаются со своим национальным колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходством и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов. Такой подход развивает кругозор ребят и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями. Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Грамотно подобранный методический материал, организованная развивающая среда, совместные игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

Список литературы

1. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5 - С. 50-55.

2. Белянкова Н. О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия//Дошкольное воспитание. М. -2014.№4. С.87–90.

3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.

4. Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№8-С.20-22.

5. Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Материалы Третьей Международной научной конференции 24–25 мая 2012 г./Отв. ред. В.В. Гриценко; В 2 т. Т. 2. Смоленск: Маджента, 2012. С. 173–176.

Просмотров работы: 1803