Современные социологи определяют девиантное поведение как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков.
Для характеристики отклоняющегося поведения часто используют специальные термины, как "отклоняющееся поведение" и "девиантность". Так, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение – это «такое поведение, которое идет вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы [5, стр. 7]. Под девиантностью же понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как противоправные, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Л.Б. Шнейдер в своей книге «Девиантное поведение детей и подростов», выделил несколько традиционных причин девиантного поведения:
нарушение становления, формирования и развития личности;
влияние социокультурных особенностей;
влияние образа жизни семьи и семейных отношений [1, стр. 14].
В современном мире стали проявляться конкретные причины отклоняющегося поведения подростков. Назовем несколько из них:
конфликты с родителями, учителями;
отставание в учебе;
неполноценность семьи;
экономическая нестабильность;
излишний контроль со стороны взрослых;
влияние улицы и друзей;
неуверенность подростка в себе.
После рассмотрения причин проявления девиантного поведения у подростков, многие задались бы вопросом «Какие методы стоит использовать при воспитании девиантного подростка?» Ниже мы расскажем об этом.
Каждый из подростков отличается друг от друга тем, что многие из них по-своему воздействуют на существенную сферу человека.
Во-первых, эмоциональная сфера. Воспитание плодотворно, если оно происходит на положительном эмоциональном фоне. Если общение подростка с взрослыми идет безрадостно, то новые мотивации образов не возникнут. В данном случае лучшим методом воздействия можно назвать внушение. «Внушать, это значит действовать на чувствах человека, а через них на ум и волю» [2, стр. 5].
Во-вторых, интеллектуальная сфера. Необходимо формировать у ребенка с девиантным поведение, знания о нравственных ценностях. В этой сфере больше подойдет убеждение. Оно может реализовываться через различные формы: литературные произведения, исторические аналогии, примеры из личной жизни и т.д. [2, стр. 4].
Наконец, в третьих, мотивационная сфера. Возникает необходимость формирования бережного отношения подростка к человеку, стремление к идеалу, правдивость и многое другое. Методы включают стимулирование, т. е. поощрение и наказание. Поощрение должно быть естественным следствием поступка, а не следствием его стремления получить поощрения. Так же оно должно быть справедливым и не должно противопоставляться. В свою очередь наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно унижать достоинство воспитанника [2, стр. 5].
В современном мире социальный работник проводит ряд мероприятий по работе с девиантными подростками. Рассмотрим несколько из них:
1. Работа с родителями детей-подростков "группы риска", а именно:индивидуальные консультации, родительские собрания, круглые столы с участием родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов с целью повышения педагогической компетентности родителей, осознания роли родителей и влиянии взаимоотношений в семье на эмоциональное состояние и поведение детей.
2. Организация детско-родительских мероприятий, с целью развития гармоничных отношений между родителями и детьми.
3. Работа с детьми-подростками, направленная на развитие социальной адаптации в коллективе сверстников и с взрослыми. Это могут быть различные молодежные акции, волонтерские движения, спортивные соревнования, в общем, такие мероприятия, где неуспешный ребенок, склонный к девиантному поведению смог бы себя чувствовать успешным и популярным, а негативное поведение было бы невыгодно.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
Образовательная модель направлена на полное информирование детей и молодежи о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостояние групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении делать выбор в ситуации предложения наркотиков, ПАВ, алкоголя.
Медицинская модель ориентирована преимущественно на медикосоциальные последствия ПАВ, алкоголя и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях влияния на физическое и психическое здоровье [7].
Медиация является эффективным методом профилактики девиантного поведения подростков. С подростами, склонными к девиантному поведению, можно применять комплекс мероприятий с использованием технологии медиации:
Лекция «Конструктивные и деструктивные способы взаимодействия».
Медиативная беседа «Причины проявления агрессии и насилия, применение способов конструктивного взаимодействия».
Групповая дискуссия «Правила и нормы поведения: нужны ли они обществу?».
Мозговой штурм «Суицид: причины и последствия».
Групповой диспут «Для чего нужны законы?».
Тренинг «Стратегии межличностного познания у подростков» [6].
В.П. Кащенко выделил два метода коррекции: педагогические методы и психотерапевтические методы.
В свою очередь педагогические методы он подразделил на:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные психотерапевтические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива [5, стр. 42].
Формы психопрофилактической работы девиантного поведения:
Организация социальной среды - воздействие общественного мнения, т.е. негатив к девиантному поведению (направлять подростка на установку здорового образа жизни, волонтерство, создание крепкой и здоровой семьи, трудоустройство).
Информирование - не запугивающего характера, влияющее на изменение поведения; подросток нуждается во внимании, уважении со стороны взрослых;
Активное социальное обучение социально важным навыкам -
Групповой тренинг к резистентности - устойчивости к негативному социуму; тренинг, направленный на исправление эмоциональных нарушений; формирование жизненных навыков (общение, поддержка, дружба, конструктивное решение конфликтов);
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (путешествия, испытания себя на риск, прочность, горные походы, экстремальные виды спорта, любовь, творчество, семья и т.п.).
Организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых, общение с природой и исключение излишеств).
Активизация личностных ресурсов (спорт, танцы, арт-терапия, граффити, здоровый образ жизни и т.д.) [5, стр. 42].
Работа по профилактике и корректировке отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебы;
эмоционально положительных взаимоотношений с окружением подростка;
психологической защищенности.
Таким образом, проблема возникновения у подростков девиантного поведения содержит в себе множество причин для его проявления, но лишь конкретные меры и задачи, позволят эффективно решать проблемы предупреждения девиантного поведения подростков.
Библиографический список
Шнейдер Л.Б.Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.
Зотова О.В.Причины девиантного поведения детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
Интернет словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wikipedia.org/
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.
Клейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, приложение 1 (часть 2) к приказу Минобразования России от 28.02.2000 №619 / Под общим руководством Г.Н. Тростанецкой. – М., 2000. – 8 с.