Правильно организованное учебное пространство создаёт не только комфортную среду, но и повышает трудоспособность и создаёт благоприятную атмосферы для творческого мышления и повышает настроение в целом, что не маловажно.
Сегодня существует и активно развивается несколько последних десятилетий такая область психологии, как «психология среды». Она изучает психологические аспекты взаимоотношения человека со средой. Так, в своих работах Роберт Соммер, описывает так называемую «грубую архитектуру». Под ней он понимает здания, построенные в конце 1960-х годов, которые отвечают строго их функциональному назначению и практически не учитывают потребности людей, пребывающих в них, а Фред Стилл вводит понятие «застывшее пространство», то есть пространство, которое выполняет единственную функцию и чаще всего не учитывает изменяющиеся потребности человека в нем.
По мнению Ф. Стилла, в США в 1980-е годы самым «негибким, застывшим пространством» были учебные классы в университетах.
Актуальность исследования заключается в систематизации основных требований к пространственному решению учебных кабинетов архитектурных вузов, при реализации которых будет происходить динамика в трудоспособности и творческое стимулирование студентов. Кабинет не только сможет студенту дать физическую возможность для реализации идей в графике, 3д-графике, но и будет влиять на его мыслительную активность.
В процессе рассмотрения темы перед нами ставится ряд задач, такие как:
- определение основных аспектов для создания правильного и удобного учебного пространства;
- анализ цветового решения и его влияния на трудоспособность;
- создание модели для наглядного примера.
Рассмотрим основные требования к пространственному решению кабинетоа архитектурных вузов.
1. Помещение должно быть достаточно просторным, хорошо освещенным и проветриваемым (в идеале с вытяжкой, чтобы избавиться от запаха краски и разбавителей).
2. Необходимо наличие в эргономически доступном месте раковины с проточной водой для мытья рук и кистей.
3. Место для хранения реквизита и учебного материала должно быть организованно с точки зрения экономии пространства и вместительности больших форматов бумаги. Для постоянного хранения выставочных работ удобно использовать стеклянный стеллаж с подсветкой. Он не будет позволять пыли проникнуть на макеты, и, в то же время, экспонаты можно рассмотреть в деталях.
4. Легкая трансформация помещения для открытых мероприятий. В больших студийных кабинетах можно использовать мобильные перегородки(подвижные ширмы, складные двери), которые будут разделять учебные зоны при необходимости, а при защите выпускных работ создавать атмосферу величия и праздника.
5.Постоянная длительная кропотливая работа за компьютером при 3д-моделировании приводит к ухудшению зрения и потере трудоспособности. Поэтому интенсивность освещения в зоне «Моделирование» должно быть рассчитано таким образом, чтобы как можно благоприятнее влиять на глаза. В проекте освещение многоуровневое, а мощность регулируется.
6. Отсутствие места для резки картона или бумаги и приспособлений для трудоёмкого копирования изображений зачастую приводят к замешательству и поиску подручного материала. Преодолеть это можно с помощью столов с встроенной подсветкой со специальными панелями из оргстекла.
Цветовое решение кабинета также играет не менее важную роль, чем эргономика и существенно влияет на психологическое и интеллектуальное состояние человека.
Итак, какие цвета влияют на рабочий процесс?
Синий цвет помогает принять правильное решение.
Желтый — легче воспринимать новые идеи, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее влияние, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет, благоприятен для умственной деятельности.
Зеленый обеспечивает спокойствие и гармонию, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм.
По предлагаемой концепции учебный кабинет архитекторов-дизайнеров не может обойтись без акцента на современность. В проекте используются новые технологии. Одной из них является наливной 3д-пол.
Экологичность проекта заключается в использовании безопасных красок на водной основе и деревянной мебели. Мы избавились от пенопласта на потолке, так как он испаряет вредные химические вещества.
В итоге были сформированы не только основные аспекты организации учебного пространства, но и показан вариант на реальном примере кабинета №21 Воронежского ВГАСУ в г. Борисоглебске (рис. 1.)
Рис. 1. Дизайн - предложение по организации
учебного пространства кабинета №21.