ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Родина Е.В. 1
1УЛГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: трудоустройство, безработица, рынок труда, молодые специалисты,

Аннотация: в данной статье исследуются основные причины проблем трудоустройства молодых специалистов

За последние несколько лет потребность в высшем образовании увеличилась во множество раз. Это обусловлено тем, что современный рынок труда диктует новые условия, работодатели хотят себе умных, амбициозных, образованных специалистов. Подрастающее поколение, получая высшее образование и устраиваясь на работу, сталкивается с рядом трудностей или вовсе не может найти достойную, подходящую себе работу. Данная ситуация переросла в глобальную проблему современной молодежи, решить которую до сих пор не могут ни граждане, ни государство. Целью данной работы является исследование основных причин данной проблемы.

Молодые люди, в возрасте от 15 до 29 лет, законодательно определены как категория молодежь. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая на конец 2006 года 25,5% экономически активного населения.[1]. Уже в возрасте 15 лет подростки начинают задумываться о выборе профессии. Это важный этап в жизни любого ребенка, который определит его будущую жизнь. Выбор конечно должен быть обусловлен прежде всего интересом к какой-либо профессии или сфере деятельности, но не стоить забывать и о рассмотрении востребованности выбираемой специальности. От того в какой степени специалист востребован на рынке труда, зависит его будущее трудоустройство. Исходя из сегодняшних запросов рынка труда, к наиболее востребованным профессиям можно отнести: инженер, педагог, врач, IT-специалист, строитель, работник банковской сферы. Несмотря на столь высокий спрос данных специальностей, сейчас очень много специалистов с гуманитарным образованием, которым очень тяжело найти работу, так как они вовсе не востребованы. Зaчастую отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих рaботу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования. Для многих из них переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников кaждый четвертый становится потенциальным кандидaтом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Кроме профессионального самоопределения важно приобретение практического опыта в процессе обучения. На данный момент уровень российского образования вызывает различные нарекания, так как в системе образования возникло множество направлений и нововведений, вызванных реорганизацией системы образования, однако эти нововведения не всегда являются освоенными и оправданными. Длительное время предполагалось, что при наличии высшего образования человек может работать на любом участке производственного процесса, у него больше производительность труда, выше способность к адаптации в новых условиях. При таком подходе профессиональные навыки и умения, уровень образования, полученные молодым человеком в период обучения, стали для работодателя теми критериями, по которым проводился первоначальный подбор кандидатов. Еще не так давно диплом высшего учебного заведения предлагал для выпускника возможность престижной работы, высокой занимаемой должности, однако на данный момент эта ситуация изменилась, и для реализации в послевузовской жизни нужно начинать строить карьеру уже с первых курсов обучения.

Наличие опыта является важным составляющим при приеме на работу. Работодателю нужен работник, который уже владеет практическими знаниями и опытом. Ведь никому не выгодно брать совсем не компетентного специалиста, так как очень много времени потребуется на обучение и осведомление его о процессе работы.

Кроме вышеперечисленных причин можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.

Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, при этом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации. Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, он должен обладать рядом качеств, удовлетворяющих запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.

Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе. Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными [2].

Проблемой трудоустройства молодежи занимаются немало социологов, психологов, экономистов, а также исследовательских центров. Проведенные ими социологические и иные исследования формируют обширную эмпирическую базу для изучения данной проблемы. Исходя из перечисленных причин можно сделать вывод, что для решения данной проблемы требуется индивидуальный подход со стороны государства, учреждений и конечно же молодого специалиста.

Библиографический список:

1. Экономика: издание 3-е / под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство «Экономистъ», 2005. – 894 с.

2.Соловей, О.В. Проблема несоответствия подготовки кадров требованиям современного рынка труда и пути ее решения / О.В. Соловей // Экономика образования: журнал. - 2011. - № 1

3.Гогина, Н.А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства / Н.А. Гогина // Высшее образование в России: журнал. - 2010. - №12. - С. 151-154.

4.Карпенченко, Т. Выпускники вузов и рынок труда / Т. Карпенченко // Абитуриент: журнал. - 2010. - № 5. - С. 22-27.

5.О трудоустройстве выпускников // Ректор вуза: журнал. - 2009. - № 9. - С. 14-17.

[1] А. Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38.

[2] Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда [электронный ресурс] / Курапова О.А. // http://www.SCTаvolsu.ru

Просмотров работы: 5776