ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Крылова С.Ю. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из приоритетных направлений развития начального образования является формирование у младших школьников проектных умений. С целью повышения эффективности осуществления этого процесса была разработана Программа по формированию проектных умений младших школьников. Она рассчитана на 4 года. Для отслеживания промежуточных результатов реализации Программы и выявления степени её эффективности каждое полугодие должен проводиться мониторинг. Он позволяет отследить формирование в урочной и внеурочной деятельности отдельных видов проектных умений:рефлексивных, исследовательских, информационных, презентационных, коммуникативных, кооперативных, организационных, а также уровень их применения в комплексе. Мониторинг проводится с использованием методики изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В.Байбородовой, комплекса заданий для оценки исследовательских умений, предложенный О.В. Ляховой,анализа итоговых комплексных работ, оценки и самооценки выполненных проектов и проектных заданий по разработанным параметрам и др.

Эффективность Программы формирования проектных умений младших школьников обеспечивается, если:

1) содержание учебно-воспитательного процесса способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества и доброжелательности, формированию гуманистических коллективистских отношений в коллективе, росту активности и самостоятельности школьников;

2) в организации учебной и внеурочной деятельности используются проблемные ситуации, проектная, исследовательская деятельность, ситуации успеха, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы;

3) школьники, их родители привлекаются к участию в совместных социально значимых видах деятельности, коллективно-творческих делах класса, школы, города;

4) учебная и внеурочная деятельность младших школьников взаимосвязаны и представляют собой единую систему.

Задачи программы:

1. развитие у школьников умений осмысливать задачи, выдвигать гипотезы, находить пути решения;

2. формирование у младших школьников коммуникативных умений, навыков сотрудничества, коллективистских отношений;

3. формирование навыков оценочной самостоятельности;

4. развитие у школьников готовности и способности включаться в различные виды деятельности и презентовать свои результаты;

5. формирование творческих компетенций у всех участников учебно-воспитательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации и переменам, продуктивному общению.

Прогнозируемые результаты: формирование качеств активной личности: инициативной, самостоятельной, ответственной, творческой, умеющей сотрудничать, коммуникабельной, с развитой культурой общения, с умением быстро принимать нестандартные решения, способной делать правильный нравственный и социальный выбор, умеющей занять свое место в обществе и быть полезной обществу.

Направления и формы работы

1. Учебная деятельность:

- постановка проблемных ситуаций,

- демократический стиль педагогического общения,

- парная, групповая, коллективная работа,

- проектная деятельность;

- домашние проектные задания.

2. Внеурочная деятельность:

- организация коллективно-творческих дел по направлениям воспитания: трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно-политические;

- проектная деятельность;

- инновационные формы работы (брифинги, ролевые, деловые игры, дискуссии);

- экскурсии для обогащения опыта младших школьников.

3. Работа с родителями:

- привлечение родителей к совместному проектированию с детьми и представлению проектов.

Учебная деятельность является ведущим видом деятельности младших школьников. Поэтому данному направлению работы по формированию проектных умений уделяется учителем особое внимание. На уроках необходимым этапом каждого занятия является создание проблемных ситуации, демократический стиль педагогического общения, парная, групповая, коллективная работа. При разработке конспекта урока учитель должен учитывать необходимые его компоненты, обеспечивающие выполнение системно-деятельностного подхода, прописанного в ФГОС НОО [2]:

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

На данном этапе педагогом организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);

- выделяется содержательная область (могу).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На данном этапе предполагается подготовка мышления детей к проектировочной деятельности, актуализация необходимых и достаточных для построения нового способа действий знаний, умений и навыков. Учитель предлагает школьникам задания, направленные на тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа в деятельности учащихся создаётся затруднение, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи.

Обучающиеся стараются соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). На этой основе школьники пытаются выделить и проговорить причину своих затруднений. Учитель организует коммуникативную деятельность школьников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. После этого осуществляется постановка цели и формулирование (или уточнение) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе организуется выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог). После построения и обоснования нового способа действий, он фиксируется в речи и знаково. В завершении этапа устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Школьники, активно включаясь в беседу по теме урока, решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Используются индивидуальные формы работы: школьники самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Учитель создает ситуации успеха, способствующие включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученного материала и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

На данном этапе обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Важным условием эффективности формирования проектных умений является нестандартная форма урока: урок-путешествие, урок-исследование, урок - экскурсию и т.д. Обязательной частью реализации данной части программы является создание на уроках ситуаций успеха. Это важнейшее условие формирования проектных умений младших школьников.

На уроках должна систематически организовываться проектная деятельность. Часть уроков-проектов запланирована в рабочей программе по предмету. Остальные тематики для проектов учитель выбирает самостоятельно.

На сегодняшний день приоритетными являютсяформы и методы внеурочной работы классного руководителя, поддерживающие детскую активность, самостоятельность, творческий поиск, социальную активность. Таким образом, внеурочная деятельность по ФГОС НОО предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность. Формирование проектных умений во внеурочной деятельности осуществляется в рамках программы воспитательной работы классного руководителя, кружка «Оч. Умелые ручки», участия в различных конкурсах. Кружок «Оч. Умелые ручки» подготавливает школьников к проектной деятельности. Выполнение творческих проектных заданий способствует развитиюумения работать в команде, способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.На классных часах учителем организуется проектная деятельность по социально-значимым проблемам, организуются мини-исследования. Как правило, во внеурочной деятельности начальной школы проекты являются творческими (не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - это может быть стенная газета, сценарий праздника, детская конференция и т.д.), приключенческо-игровыми, информационными.

Одним из важнейших условий формирования проектных умений в младшем школьном возрасте является помощь со стороны родителей, включенность родителей в проектную деятельность. При этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Помощь совет, информация, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в проектной деятельности, работая над домашними проектными заданиями («Моя семья», «Профессии», «Красная книга», «Моя малая Родина» и другие). На этом этапе проводятся специальные родительские собрания, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, раскрываются основные этапы проектной деятельности и формы возможного участия в ней.

Таким образом, Программа формирования проектных умений младших школьников включает рабочие программы по предметам, кружку, план воспитательной работы, рекомендации учителям по организации проектной деятельности, методические разработки.

Список использованной литературы

  1. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 1.-С. 62-68.

  2. Миронов, А.В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения // Начальная школа. – 2013. - № 6. – С. 55-60.

  3. Чумакова, И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. – 144 с.

Просмотров работы: 914