АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. П. ВОРОНОВА «БЛУЖДАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. П. ВОРОНОВА «БЛУЖДАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ»

Токмакова А.А. 1, Прокофьева А.В. 1
1МГТУ имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По весне, только вскроются реки И волна под луной зарябит, Прилетает блуждающий лебедь И подолгу тревожно трубит. Он садится на белом кургане. Ходит по снегу, словно во сне. На щемящей задумчивой гамме Он в ночи всё кричит о войне: — Мы летели вот в эту же пору. Вдруг вблизи полыхнула заря, И какую-то красную нору Распахнула в потёмках земля. И швырнуло меня в вышину, И вращало беспамятным шаром. Здесь впервые узнал я войну И навек оказался без пары. Я кружил над горящей округой Среди жара, и смрада, и пепла, Призывал дорогую подругу, Но лишь взрывы и стоны из пекла. Много дней и ночей я кружил. В камыши меня сбил ураган, А едва от тепла я ожил, Обнаружил огромный курган. Погребли там лебёдушки прах. И зарыли солдат и крестьян. Мне тоску не развеять в ветрах, А кручину не скроет бурьян. По весне, только вскроются реки И волна под луной зарябит, Прилетает блуждающий лебедь И подолгу тревожно трубит.

Стихотворение Н.П. Воронова «Блуждающий лебедь» пронизано чувством горькой утраты, печали, скорби: лебедь тоскует по своей лебедушке. Это чувство прослеживается от начала до конца стихотворения с нарастающей силой. Уже из заглавия мы видим, что речь пойдет о трагических событиях: блуждающий значит «беспокойный, тревожный», не сидящий на месте, не высиживающий птенцов вместе со своей подругой и не парящий с ней в облаках.

Основной образ, который автор использовал в стихотворении, это символичный собирательный образ лебедя, прилетающего каждую войну на курган. Автор стремится воплотить в «блуждающем лебеде» всех людей: солдат, мирных жителей, которые жили в страшное военное время, которые теряли своих близких, детей, которые остались сиротами. И память о них жива, но с горечь утраты не дат забыть страшные годы.

В первой строфе автор вводит основной образ всего стихотворения – образ лебедя, и не просто лебедя, а «блуждающего», который каждую весну, «только вскроются реки» прилетает «и подолгу тревожно трубит», как будто его что-то тревожит, не дает покоя. В образе лебедя видится также наша совесть, что не даст нам забыть о кровавой войне, напоминая о ней каждую весну, каждое 9 Мая, когда мы празднуем День Победы.

Повествование в основном идет от лица главного героя – лебедя. Вторая строфа описывает внутреннее состояние лебедя. Он «кричит о войне», кричит, как человек, о том страшном времени, полном потерь и утрат.

Третья, четвертая, пятая и шестая строфы – это описание войны: выстрелы, горячая кровавая земля; взрыв, похожий на красную зарю. Как и многие на той ужасной войне, лебедь потерял свою пару, остался без любимой лебедушки. Много неизвестных могил оставила после себя страшная война, много солдат пропало без вести. Так и лебедушку «погребли» вместе с «солдатами и крестьянами». Осталась только скорбь, горесть утраты, тоска, которую «не развеять в ветрах». Отметим в этой связи отсутствие ложного пафоса, излишнего трагизма: Воронов не использовал ни одного восклицательного предложения, нет у него и призывных обращений к читателям. Перед нами исповедь-плач.

Для передачи настроения и атмосферы, которая описана в стихотворении, автор использовал следующие художественные средства: эпитеты – блуждающий лебедь, щемящая задумчивая гамма, беспамятный шар; олицетворение – распахнула в потемках земля,волна зарядит, лебедь трубит, крикнет, полыхнула заря; аллитерация: «… кружил над горящей округой / среди жара, и смрада, и пепла, / призывал дорогую подругу, / но лишь взрывы и стоны из пекла//. Сочетание звуков «р», «ж», «з», «ш», «с» передает грозную музыку войны: грохот взрывов, свист и жужжание пуль и снарядов.

Сам текст очень зрительный и звучащий: атмосферу войны создают слова определенного тематического плана: полыхнула заря, красная нора, дым, потемки, смрад, пепел, взрывы, стоны, кричит, трубит. Значимость, трагичность событий передает и книжная лексика: полыхнула, щемящая, беспамятная, смрад, пекло, прах, призывать, навек. В стихотворении слышатся также отголоски старинных русских плачей по погибшим и умершим: «Мне тоску не развеять в ветрах, / А кручину не скроет бурьян». Да и сам образ кургана отсылает нас к стародавним временам русских летописей, русским песням и былинам о древних битвах и могильных курганах.

Стихотворение написано перекрестной рифмой (абаб). Размер стихотворения – анапест. Мерный, четкий ритм поддерживает общую трагическую тональность текста. Кольцевая композиция усиливает смысловой акцент на ключевом образе блуждающего лебедя, подчеркивает цикличность происходящего.

Я считаю, что это очень сильное, эмоциональное стихотворение. Оно позволяет нам в очередной раз задуматься об ужасах войны, ценности человеческой жизни и бессилии человека перед смертью.

Литература

  1. Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.

  2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

  3. Торшин, А.А. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

Просмотров работы: 709