ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использования дидактическихигр, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности.

Проблема определила основную темуработы – «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей». Таким образом, объект исследования – воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Предметисследования– использование дидактической игры как средства воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель работы - изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

  2. Дать характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 5-6 лет.

  3. Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.

  4. Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 5-6 лет.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1) воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм;

2) развивать артикуляционный аппарат;

3) воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;

4) формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

5) вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

6) развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

7) воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Структура дидактической игры включает:1) задачу;2) действие;3) правила;4) результат, заключение игры.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

2) воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В работе систематизированы дидактические игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи, доступные детям 5-6 лет.

Примеры дидактических игр для развития звуковой культуры речи детей:

1) "Заводные игрушки". Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

2)"Волшебный кубик". Используем в игре2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

3) "Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо: На солнышке грелся черноухийкотено... (К). На него смотрел белолапыйщено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важныйпету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М)и т. д.

4) "Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

  • Где был?-На балконе.

  • Кого видел?- Бульдога.

  • Куда поедешь?- В Бразилию.

  • Кем работаешь? - Бухгалтером и т.д.

Таким же образом отрабатываются другие звуки.

5) "Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?– Кошка, канат, камень и т.п.Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

В работе рассмотрены проблемы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, проанализировали различные точки зрения ученых, психологов и логопедов А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлова, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, С.Н. Ржевкина. На основе этих трудов разработаны рекомендации и предложения о методах и приемах воспитания звуковой культуры речи детей 5-6 лет на примере дидактических игр.

Использование дидактической игры в звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможностей развития. Дидактические игры следует активно включать в работу с детьми, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

  1. звук речь дидактическая игра

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2009

  2. Даркулова К.Н. Лекции по фонетике современного русского языка: Учебное пособие // Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2007 г. – 192 с.

  3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников /Под редакцией А.В. Запарожца, А.П. Усовой. - М., 2009. - С.213-227.

  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада.— 2-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1988.—159 с. – URL: http://www.dolit.net/author/4240/maksakov_ai

  5. ШвачкинН.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.-URL: http://predu.livejournal.com/1153803.html

Просмотров работы: 2504