ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игра – это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром[1]. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива[2].

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игра в детском возрасте является стимулом в различных трудовых делах. В игре ребенку легче преодолеть трудности, в игре он может выдержать большие физические нагрузки, не замечая усталости. В то же время, действуя на ребят логически, игра может незаметно привести ребенка в состояние сильного возбуждения. Помня об этом, следует дифференцировать нагрузки в игре в зависимости от возраста детей. Педагог, зная психологические особенности детей каждого возраста, может предусмотреть в специальных игровых моментах различного вида нагрузки. В педагогическом руководстве игрой главным принципом считается сочетание руководства взрослых с творчеством и самодеятельностью самих детей[3]. Развивая игровые особенности детей, мы можем воздействовать на них в различных направлениях, избавлять от некоторых недостатков, укреплять веру в своя силы, утверждать в них нравственное начало.Иногда учитель затрачивает долгие часы на изучение и познание того или иного школьника, беседует с ним, расспрашивает родителей и все-таки недостаточно узнает ребенка. Но стоит один раз организовать даже простейшую игру во дворе школы или в лесу, дать ребенку какую-то роль и понаблюдать за ним в игровой ситуации, как проявятся невидимые доселе черты его характера. Так стоит ли пренебрегать такими педагогическими средствами, как игра.

Помня о неразрывной связи между процессами обучения и воспитания, умелый педагог, пользуясь этими средствами, сумеет так организовать внеклассную работу, что игра будет положительно отражаться и на учебном процессе. И наоборот, применяя приемы игры в учебном процессе, можно повлиять и на воспитательный процесс. Следовательно, через игру можно не только воспитывать, обучать, но и развивать ребенка.Игра, как известно, является одним из наглядных методов обучения. Это «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» [4], как сказал Ушинский.

Игра обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

Опираясь на то, что «дитя мыслит формами, звуками, красками и ощущениями вообще», как считает великий русский педагог К.Д.Ушинский, мы стараемся через конкретные образы, возникающие в игре, преподнести довольно сухие, абстрактные мысли в новом сказочном виде, что очень важно для детского ума, привыкшего пока что только к конкретным образам, возникшим у детей при непосредственном ощущении. Кроме того, игра является средством сближения учителя с классом, что очень важно, особенно на первых этапах начального обучения детей.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности[5]. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками[6]. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.Творческая коллективная игра является и школой воспитания чувств учащихся. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из рассказов и фильмах, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи[7]. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает– изготовить самому[8]. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие навыки каждого ребенка, его активность и познавательные способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

3. ГельфанЕ.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). - М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945.

5. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.

6. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1968.

7. ЭльконинД.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.8. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод.пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1974.

Просмотров работы: 833