ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.Современная система отечественного образования уверенно движется по пути развития и инновации. В условиях модернизации ей необходимо быстрое реагирование на требования и вызовы современного общества, необходима разработка и воплощение на практике новых методов обучения, интеллектуального и физического развития, духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Все это накладывает определенную ответственность на подготовку педагогических кадров, способных компетентно обеспечивать социальный заказ на современную разносторонне развитую личность.

Все это напрямую относится и к физической культуре современной молодёжи. Модернизация системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки в области физкультурной деятельности будущих специалистов на основе инновационных технологий. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста.

Профессиональная подготовка студентов-физкультурников в педагогическом пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения позволит решить одну из проблем, стоящих перед школой, а именно формирование физической культуры личности студента, способной полноценно и разносторонне осуществлять будущую профессиональную деятельность.

Модернизация физкультурной деятельности будущих учителей в вузе, основанная на формировании физической культуры личности, содействует повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. В свою очередь разработка содержания физкультурной деятельности в вузе на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как мобильное обучение, физкультурно-оздоровительных систем физических упражнений с учетом развития профессионально важныхкачеств, студентов различных педагогических специальностей и внедрения национально-регионального компонента содержания обучения обеспечат современные запросы и потребности молодежи. В этом аспекте создание концепции и реализация методики формирования физической культуры личности студента, позволит обеспечить эффективность педагогического процесса.

Выше изложенное, определяет социальную значимость и актуальность избранной темы исследования«Основы профессиональной подготовки педагога-тренера к развитию физической культуры подростков в учебно-тренировочном процессе общеобразовательной школы», проблема которого сформулирована следующим образом:«Каковы педагогические основы профессиональной подготовки педагога-тренера в ВУЗе?»

Цель исследования: выявить педагогические основы (условия) формирования профессиональной подготовки педагога-тренера, обосновать их значимость, социальную актуальность.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки педагога-тренера в гуманитарном ВУЗе.

Предмет исследования – педагогическая технология мобильного обучения, как основа профессиональной подготовки педагога-тренера к развитию физической культуры подростков в учебно-тренировочном процессе общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: сформировать профессиональную готовность педагога-тренера к развитию физической культуры подростков-школьников представляется возможным, если:

- будет дана характеристика профессиональной готовности педагога-тренера к физическому воспитанию подростков-школьников, определены её компоненты;

- будет определена специфика развития физической культуры у подростков школьников;

- будет рассмотрена инновационная педагогическая технология мобильного обучения, как фактор профессиональной подготовки педагога-тренера;

- будет выявлена совокупность педагогических условий (основ) эффективности профессиональной подготовки педагога-тренера в ВУЗе.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать профессиональную готовность педагога-тренера по основным компонентам ее образующим (профессиональная компетентность).

  2. Определить специфику развития физической культуры у подростков-школьников в учебно-тренировочном процессе общеобразовательной школы.

  3. Рассмотреть инновационную педагогическую технологию мобильного обучения (ИПТМО) как фактор подготовки педагога-тренера.

  4. Выявить совокупность, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических основ профессиональной подготовки педагога-тренера к развитию физической культуры подростков-школьников.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, моделирование, герменевтика), практические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование), обобщение педагогического опыта, статистический рейтинг (ГОК- групповая оценка компетентности, средняя статистика).

Организация и этапы исследования. Исследование проводится с 2012 по 2015 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», факультета ПиХО, ОЗО, а также ряда общеобразовательных школ г. Глазова Удмуртской республики.

На первом этапе исследования проводился анализ литературы, электронных ресурсов, учебно-методических пособий по данной проблеме, нарабатывалась теоретическая база, изучались предпосылки и факторы, влияющие на формирование физической культуры личности студента, разрабатывалась формулировка проблемы и предварительных положений проблемы.

На втором этапе исследованияразрабатывалась и реализовывалась программа исследования и научно-методическое обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы, внедрялась методика формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения с помощью реализации мобильного физкультурного контента,обосновывалось внедрение средств физической культуры и спорта для формирования психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, основанной на выявлении наиболее необходимых и интеллектуальных характеристик личности будущего педагога, выявлялись организационно-педагогические условия эффективности формирования физической культуры личности будущего учителя.

На третьем этапе исследования с помощью комплекса диагностических методик осуществлялась проверка эффективности разработанной методики и педагогических условий формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарных вузов, проводилась обработка и систематизация полученных результатов, обобщались результаты, подводились итоги исследования.

Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Введение. Во введении определены исходные параметры и научный аппарат исследования.

Основная часть состоит из двух глав.

Первая глава «Теоретические основы профессиональной подготовки педагога-тренера в ВУЗе» состоит из двух параграфов, в которыханализируются результаты теоретического изучения проблемы подготовки современного педагога-тренера в вузе, даётсяхарактеристика профессиональной готовности педагога-тренера и основным компонентам ее образующим.Обоснована специфика развития физической культуры у подростков-школьников в учебно-тренировочном процессе современной общеобразовательной школы.

Вторая глава «Опыт изучения педагогических основ эффективности подготовки педагога-тренера, к развитию физической культуры подростков-школьников» состоит из двух параграфов, в которых рассмотрена инновационная педагогическая технология мобильного обучения (ИПТМО) как фактор подготовки педагога-тренера. Представлен научный анализ эффективность выявленных и экспериментально апробированных педагогических основ профессиональной подготовки педагога-тренера к развитию физической культуры подростков-школьников.

Заключение. В заключении представлены выводы по результатам проведенного дипломного исследования.

Библиографический список состоит из 56 источников, 3 таблиц и 3 рисунков (графиков).

Приложение. В приложении представлена методика диагностики профессиональной готовности педагога-тренера, образцы анкет, тестов, сводные таблицы, иллюстративные материалы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА В ВУЗЕ

  1.  
    1. Характеристика профессиональной готовности педагога-тренера к физическому воспитанию подростков-школьников

Модернизация профессиональной подготовки педагогов по физической культуре на современном этапе вписывается в общую стратегию образовательной политики России, важнейшей задачей которой является достижение высокого качества образования, его соответствия потребностям личности, общества и государства.

Подготовка профессионалов в сфере физической культуры и спорта привлекает внимание ученых. Принципиально важное значение имеют работы, в которых рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре (Б.А. Ашмарин, Л.Е. Варфоломеева, В.П. Каргополов, С.С. Коровин, Н.М. Костюхина, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев и др.), этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры (Р.Г. Бикимбетов); непрерывной педагогической практики студентов вуза физической культуры (Е.Г. Горбачев, Л.М. Куликова.); правовой образованности студентов вуза физической культуры (М.А. Сибатрова); развития педагогического мастерства специалиста физической культуры (Л.Е. Варфоломеева, М.Я. Виленский, А.А. Деркач, А.А. Исаев, Н.М. Костюхина, Г.Н. Хозяинов и др.) и профессиональной компетентности (С.С. Жумагамбетов, В.В. Логинов, П.А. Макаров, А.И. Нужина, Н. Г. Озолин и др.).

За долгие годы научных изысканий, термин «физическая культура» разросся до невероятных размеров. Данной проблеме уделялось огромное внимание в так называемый «советский» период развития нашей страны, издавалось колоссальное количество статей, диссертаций, методической литературы, учебников, справочников, книг. И каждый автор пытался по-своему осветить терминологию «физическая культура», расширяя и углубляя понятие, сдвигая акценты в сторону «физическая» и в сторону «культура». Все это, несомненно, только расширило теоретическую базу для будущего поколения. Современное научное сообщество продолжает исправно дополнять терминологию новыми аспектами и взаимосвязями.

Однако подобный плюрализм мнений не всегда оказывает благое влияние. Особенно в части законотворчества, учредительных актов, нормативных документов, образовательных программ. Поэтому в нашем исследовании мы предпочли взять за основу терминологию, прописанную в Законе Российской Федерации:

«Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [ФЗ № 329 от 04.12.2007].

Из данного определения четко видно, что цели и задачи, продекларированные в законе, могут быть достигнуты «путем физического воспитания», которое трактуется в как: «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры» [ФЗ № 329 от 04.12.2007].

Исходя из этих определений, формируется дальнейшая нормативная, теоретическая, учебно-практическая база, затрагивающая весь огромный пласт жизнедеятельности под названием «физическая культура». Воспитание, как процесс, берет начало непосредственно с рождения ребенка. Первые гимнастические упражнения, помогающие малышам овладеть начальными двигательными навыками, можно смело назвать первой физической культурой, которая получила большое развитие в последние годы. Разнообразные процедуры и программы направлены как на профилактику, так и на развитие здоровья будущих «спортсменов».

Дошкольное образование формирует начальные навыки в области физической культуры, приучает малышей работать в коллективе, знакомит с основными видами спорта. Однако не каждый комбинат дошкольного образования имеет в штате педагога по физической культуре, поэтому говорить о методических и целенаправленных занятиях не приходится.

Как процесс, целенаправленный и непрерывный, физическая культура начинается в стенах общеобразовательной школы. Комплексная программа физического воспитания регламентирует образовательный процесс в течение всего периода обучения. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. [Программа физического воспитания. М. «Просвещение». 2004].

Всестороннему развитию данных целей и задач призвана помочь государственная политика в области физической культуры и спорта. Это выражается, прежде всего, в увеличении учебных часов на занятия физической культурой; повсеместное открытие дополнительных секций при школах по видам спорта; организации дополнительных физкультурных мероприятий. Посещение какой-либо секции становится нормой для современного школьника, а благоприятное отношение родителей и педагогов только усиливает этот процесс. Физическая культура, в отличие от спорта, становится повсеместно доступной абсолютно каждому, несмотря на физическое развитие, уровень материального состояния, развития инфраструктуры. Общеобразовательная школа становится местом не только учебы, но и досуга, заполняя тем самым пробел в процессе именно воспитания молодого поколения.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.[Программа физического воспитания. М. «Просвещение». 2004]

Мы придерживаемся трактовки понятия «профессиональная подготовка» как всесторонней, целенаправленной организации жизнедеятельности студента в течение всех лет обучения, программно обеспечивающей его готовность к профессиональной деятельности.

Анализ проблемы позволил выделить компоненты процесса профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в вузе: цели и задачи процесса профессиональной подготовки (целевой компонент); содержание образования, подлежащего усвоению студентами (содержательный компонент); деятельность студентов и преподавателей, включая рефлексивную (технологический компонент); личность студента, выпускника вуза (предполагаемый результат) (результативный компонент).

Решая проблему профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре, мы исходим из того, что студент обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Для того чтобы будущий педагог по физической культуре мог включиться в определенную деятельность, он должен быть к ней подготовлен. Готовность к деятельности рассматривается как необходимое условие успешной работы.

Поскольку мы рассматриваем процесс профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре, содержание готовности как результат этого процесса должно иметь конкретную характеристику. Исходя из этого, рассмотрим результативный аспект процесса профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре — формирование профессиональной готовности.

Профессиональная готовность будущего педагога по физической культуре - интегративное личностное образование, которое проявляется на субъективном уровне как сложная система, интегрирующая в себе мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Мотивационный компонент является базовым для становления всех других компонентов готовности, поскольку успех деятельности прежде всего обусловливается соответствующей направленностью личности на нее, т.е. наличием соответствующих данной деятельности мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентации и установок. Таким образом, основу профессиональной готовности личности студентов, находящую непосредственное выражение в профессионально-педагогической направленности, составляет специфическая система мотивов.

Специфика профессиональной готовности педагога по физической культуре заключается в уровне сформированное педагогической направленности. Непосредственными составляющими последней являются потребности и интересы личности, которые в ходе осознания целей деятельности и их значимости для общества и самореализации индивида приобретают для него определенную ценность.

Когнитивный компонент позволяет развить потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации будущего учителя в процессе профессиональнойподготовки. При разработке данного компонета мы исходили из того, что любой современный учитель не может успешно решать стоящие перед ним задачи в профессиональной деятельности, не владея необходимыми для этого знаниями. Профессиональные знания будущего учителя можно представить в определенной иерархии: теоретические, методические, прикладные. Перечень профессионатьных знаний, которыми должен обладать педагог по физической культуре, составляющих суть профессии, определен государственным образовательным стандартом. Среди особенностей профессионально-педагогических знаний отметим комплексность, способность синтезировать изучаемые науки и личностную окрашенность.

В педагогике доказана необходимость выделения структуры содержания профессиональной подготовки. Теоретическая подготовка студентов обеспечивает овладение теоретическими знаниями по педагогической профессии — основами наук, применяемыми в данной профессии; понятиями и категориями профессиональной направленности.

Методическая подготовка представляет собой изучение студентами методов, методик и технологий овладения избранной профессией, профессионально-педагогическими умениями и навыками, необходимыми будущему учителю для организации и проведения разнообразной работы по физической культуре.

Практическая подготовка, на наш взгляд, представляет собой вузовский этап овладения профессией учителя физической культуры, так как в этот период происходит первоначальное (пробное) использование приобретенных профессионально-педагогических знаний, умений, навыков в различных видах педагогической практики.

Рефлексивная подготовка обеспечивает формирование у будущих педагогов по физической культуре целостного представления о правильности выбранной педагогической профессии, о соответствии собственных личностных качеств требуемым профессиональным качествам, осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре

Специфичность труда педагога по физической культуре определяется его функциями. Выделяются основные функции — воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.

Деятельность педагога по физической культуре протекает в условиях психической и физической напряженности, под влиянием факторов внешней среды.

Все это требует от педагога по физической культуре владения как общепедагогическими, так и специфическими умениями. Выделяют следующие умения педагога по физической культуре: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения связаны с отбором учебного материала, осуществлением планирования, необходимостью своевременно приобретать и ремонтировать спортивное оборудование и инвентарь. Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Коммуникативные умения помогают учителю общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, с окружающими людьми. Гностические умения связаны с изучением как отдельного учащегося, так и коллектива класса, с анализом педагогической ситуации. Двигательные отражают умения учителя выполнять физические упражнения.

По роду своей работы педагог по физической культуре реализует разнообразные виды деятельности, что требует от него соответствующих умений.

Разделяя структурно-деятельностный подход О. А. Абдуллиной, Е. П. Ильина, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Т. А. Михайловой, В. А. Сластенина, В. Т. Чичикина, А. И. Щербакова и других, в своем исследовании мы выделяем следующие группы педагогических умений будущего педагога по физической культуре: 1) организационные — умения организовать различные виды физкультурно-спортивной деятельности; 2) проектировочные — умения планировать и проводить различные виды физкультурно-спортивных воспитательных дел; 3) прогностические — умения прогнозировать результаты спортивной работы; 4) конструктивные — умения отбирать, анализировать, синтезировать материал по специальности; 5) коммуникативные — умения устанавливать педагогически целесообразные отношения, находить контакт, общий язык и правильный тон общения с разными людьми; 6) рефлексивные — умения рефлексивного анализа своей профессиональной деятельности.

Степень сформированное профессиональной направленности и педагогических умений и определяет педагогические качества будущего педагога по физической культуре. В нашей работе мы выделяем такие качества, как общительность, высокий уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость, сдержанность, высокая нормативность поведения, смелость, чувствительность, развитое воображение, уверенность в себе, высокий самоконтроль, адекватность самооценки и др.

Представленный выше анализ подходов, трактовок к определению готовности и ее структуры к различным видам деятельности позволяет уточнить наше понимание готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов по физической культуре через результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленносгыо, сформированностью знаний, умений, и определенными качествами личности В современной психолого-педагогической литературе приведено множество разнообразных мнений о сущности профессиональной готовности. Ю.П. Поваренков, обобщая различные контексты использования понятия «готовность к профессиональной деятельности» в психолого-педагогической литературе, определяет ее как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально-значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [3, с. 11].

Профессиональная готовность, с психологической точки зрения, понимается А.П. Чернявской [4] как структура личности, включающая пять компонентов автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональная включенности в ситуацию решения. Кратко рассмотрим компоненты психологической профессиональной готовностиАвтономность – способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственных ценностей, идеалов и установок, умение вычленять себя из мира окружающих людей, отделять свои цели от целей окружающих людей.

Информированность– осведомленность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями. Принятие решения – способность выбрать один путь профессионального развития при наличии нескольких возможных, умение учитывать все факторы настоящей ситуации и перспективы, предусмотрительность, проницательность, решительность, адекватность оценки потенциального риска принятого решения.

Планирование – способность вычленить главную цель профессионального самоопределения, поставить конкретные цели, определить пути и средства их достижения, прогнозировать возможные препятствия и построить возможные запасные варианты.

Эмоциональное отношение– аффективно-эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, к разным профессиям, к представителям определенной профессии [4]. Как видно из вышеуказанных характеристик, профессиональная готовность, так или иначе, связана с такимииндивидуально-психологическими особенностями личности, как: мотивы, ценностное отношение и направленность.Таким образом, можно определить основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации: постепенное формирование у молодых людей умения прогнозировать развитие современных социально престижных профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношение к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер и т.п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.Кроме того, формирование профессиональной готовности, в том числе и психологической студентов должно осуществляться через предоставление им образовательной системой ситуаций формирования не только теоретических знаний, но и практических умений, навыков, чувства сопричастности к профессиональному сообществу. При этом формирование психологической устойчивой профессиональной готовности особенно важно для студентов специальностей системы «человек – человек». Профессиональная деятельность системе «человек – человек», например педагогическая деятельность, для не достаточно подготовленного человека за короткий срок может негативно сказаться на его личности, привести к профессионально обусловленным деструкциям личности, к отчуждению от профессиональной деятельности.Итак, становится ясно виднапсихолого-педагогическая проблемапостроения процесса профессиональной подготовки педагогов, таким образом, чтобы будущие педагоги-тренеры обладали достаточным уровнем профессиональной готовности для эффективной педагогической деятельности.

1.2. Особенности развития физической культуры у подростков-школьников в учебно-тренировочном процессе общеобразовательной школы

Особенности физического развития детей среднего школьного возраста

В 13-15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.

Правильно и рационально построенная система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов)

является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания).

Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как:представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями присамостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организмаподростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности подростков и их функционального состояния.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. У подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств.

Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельнойпрофессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.).

Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных

и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями.

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости.

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаютсяблагоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнемморфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника.

Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений.

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологи­ческие перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при пла­нировании физической нагрузки в этом возрасте.

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнятьзначительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков- следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образованияцель физического воспитания в школесостоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

Преодолеть вышеназванные пороки в системе физической культуры учащихся можно лишь на пути перехода ее к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической, в которой высшей ценноостью является ученик с его индивидуальными особенностями.

В основе принципов модернизациилежат идеиразвития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Они снимают многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создают динамизм и многовариантность педагогического процесса.

Гарантией необратимости перестройки системы физического воспитания является еедемократизация,проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариантности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству. В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. В этой связи перед учителем следует развернуть большое разнообразие учебно-методического материала, раскрыть разнообразие и оптимальное сочетание форм и методов учебной и внеклассной работы с учетом национальных и региональных традиций в деле формирования привычек здорового образа жизни, воспитания физической культуры.

Гуманизацияпедагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основепедагогики сотрудничества- идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Суть перестройки физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что этот подход ориентирует ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивность учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Перестройка педагогического процесса в физическом воспитании по пути интенсификации и оптимизациисостоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Анализ сложившейся практики по физической культуре учащихся показал, что плодотворные психолого-педагогические и психолого-физиологические теории - материалистическое учение о способностях человека, разработанное выдающимися психологами Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, их продолжателями и учениками (Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, И.В. Равич-Щербо, К.М. Гуревич, Т.И. Артемьева, В.М. Русалов и др.); теория деятельности и культурное развитие высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция выдающихся советских физиологов Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.А. Маркосяна о многоуровневой системе управления движениями, о гетерохронном созревании, взаимодействии различных психофизиологических функций в онтогенезе, о надежности биологической системы; теории обучения, разработанные психологами П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным; теория физической культуры, разработанная известными советскими специалистами - Л.П. Матвеевым, А.Д. Новиковым и др., - далеко не в полной мере используются при решении научно-исследовательских и учебно-методических проблем физического воспитания.

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни. В свете сказанного содержание физического воспитания понимается как единство двух компонентов: ориентирующего детей и подростков в физической культуре и творчески деятельностного. Первый компонент призван создать у детей и молодежи целостное теоретическое представление о физической культуре, культуре здоровья как элементах общей культуры человека. Это достигается путем усвоения основ знаний о всестороннем физическом и духовном развитии личности материала таких наук, как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, биомеханика физических упражнений, и понимания таких связей, как "человек - человек", "человек - общество", "человек - производство", "человек - государство", - "человек - природа".

Второй компонент содержания ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и умения применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Основное средство овладения физической культурой - освоение человекомбазовых ее основ- объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Этот компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Выделение базового компонента - относительно стабильной части общего среднего образования - в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах и школах страны.

Впедагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.Другая, дифференцированная (вариативная)часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.Содержание физического воспитания в школе должно включать в себя следующую примерную структуру: обязательный базовый компонент - 70-80, 60-70 и 50-60% и вариативный дифференцированный компонент 20-30, 30-40 и 40-50%, соответственно начальная, основная и средняя школа.

Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:

Теоретические - по истории физической культуры и спорта, биомеханике физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, физическому воспитанию в семье и основам спортивной тренировки;

Методическиезнания - об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществлению спортивной тренировки, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы двигательной деятельности: циклические и ациклические локомоции;перемещение предметов в пространстве; акробатические и гимнастические упражнения на снарядах; баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания; метания на меткость; движения прицеливания; атакующие и защитные двигательные действия единоборств; двигательные действия подвижных и спортивных игр.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни; проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития; повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности; осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;определение спортивных достижений; организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.

Вариативный компонентучитывает: национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, варьируемое учителем, определяемое самой школой и свободно выбираемое конкретным учеником.

Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повысит значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Важнейшими условиями модернизации педагогического процесса является четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, перевод его на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у детей и подростков осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому образу жизни. В этих целях учебный процесс должен быть в первую очередь насыщен сведениями из области личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры в развитии человека. В этом смысле учебные занятия по физической культуре должны постепенно превратиться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

Не менее важным является насыщение учебно-воспитательного процесса большим разнообразием учебно-методического материала, использованием разнообразных форм, методов и организации учебной и внеклассной работы, учитывающей региональные, национальные традиции, современную спортивную моду, интересы конкретного ученика.

Перестраивая педагогический процесс на основе педагогики сотрудничества, следует ориентироваться на ведущие ее положения (идеи): исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые включают детей в общий процесс овладения физической культурой, вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию; "трудная цель", обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности; "опора", позволяющая любому ученику последовательно продвигаться в учении; "опережение", заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнениях) учеников; "крупные блоки", которые позволяют усваивать главные сущностные понятия, связи, овладевать "системами" средств и методов физической культуры, что содействует увеличению объема осваиваемого материала и снижает нагрузки на ученика; "самоанализ", содружество с родителями; формы контроля, новые подходы к оценке успеваемости, которые ориентированы на учение без принуждения. Как показывает передовой педагогический и зарубежный опыт, для успешного решения задач, связанных с воспитанием привычки здорового образа жизни, двух уроков физической культуры в неделю недостаточно. Требуется третий урок. Начиная с основной школы, два-три урока в четверти должны быть посвящены формированию глубоких знаний в области валеологии и применению этих знаний в повседневной жизни.

В свете развиваемых идей перестройки учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию предпочтительнее использоватькачественные показатели достижений учащихся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, двигательные навыки и умения, способы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать активность учащихся на занятиях по физической культуре, умение вести здоровый образ жизни. При оценке достижений особенно слабых в физическом отношении учеников в большей мере следует ориентироваться на темпы продвижения результатов в развитии их двигательных способностей.

В итоге это должно стать источником положительных эмоциональных переживаний, приведет к становлению потребности и желанию заниматься физическими упражнениями, а ведение здорового образа жизни приобретет личностный смысл.

Основным двигателем модернизации образования в сфере физической культуры является педагог, его профессионализм и компетентность. Учителю-профессионалу принадлежит первостепенная роль в обновлении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Обновление деятельности учителя физической культуры во многом будет зависеть от перестройки подготовки учителя в педагогических и физкультурных вузах и его переподготовки в ИУУ для новой школы на основе принципов демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, педагогики сотрудничества, ориентации на всестороннее духовное и физическое развитие личности. В этой связи необходимо достичь единства довузовской, вузовской и послевузовской подготовки учителя.

Необходимо научное планирование подготовки учителей физической культуры с учетом требований регионов, знающих особенности их культуры, языка, труда, быта.

Необходима коренная перестройка подготовки учителя физической культуры в стенах вуза за счет повышения удельного веса психологических и педагогических дисциплин в общей программе подготовки учителей путем вооружения студентов системой идей и методов в решении многообразных психолого-педагогических задач, позволяющих развить у них профессионально важные личностные качества (умение выразить свои переживания и стремления, способность понимать других людей, уважать их индивидуальность, наблюдательность, отзывчивость и др.).

Перестройка учебного процесса в вузе требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, к активным групповым и индивидуальным формам работы, самостоятельной поисковой деятельности студентов, позволяющим готовить учителя с выраженной индивидуальностью и способным организовать деятельность учащихся в различных условиях.

Необходимо уточнить содержание специальных, общественных и гуманитарных дисциплин и их соотношение между собой с позиции гуманизации школы, дифференциации и индивидуализации в обучении и воспитании.

В учебные планы не только институтов физической культуры, факультетов физического воспитания педагогических вузов, но и других факультетов следует ввести курсы валеологии, направленные на вооружение будущих педагогов технологией воспитания привычек здорового образа жизни детей, начиная с дошкольного и кончая старшим школьным возрастом.

Подготовка учителя после окончания вуза за счет имеющихся в настоящее время форм повышения квалификации несовершенна, так как строится на основе "валового подхода", обезличенности, формализма. Система повышения квалификации нуждается в существенной перестройке в направлении личной профессиональной заинтересованности учителя, учета индивидуальных потребностей педагога, вариативности форм занятий, соединения теории, передового и новаторского опыта, совершенствования профессионально-личностных качеств. Воплощение этих идей связано с выявлением сильных и слабых сторон в работе учителя и на их основе создания индивидуальных программ повышения квалификации, предоставления ему выбора содержания и форм повышения квалификации: самообразование, индивидуальная работа над проектами, целевые курсы, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.д.

Одним из наиболее эффективных путей профессионального роста учителя является поисковая исследовательская работа, которая, по сути говоря, не получила пока всестороннего развития и ведется стихийно.

В данный возрастной период, когда развитие ребенка происходит по строго индивидуальным критериям, педагоги начинают применять так называемый личностный подход, так как только через наблюдение, беседу с каждым конкретным ребенком можно нивелировать многие пагубные последствия. Именно психологическая подготовка выходит на первый план. Очень важен фактор «личного авторитета», особенно в области физкультуры и спорта. Декларируя идеи здорового образа жизни педагог–тренер на личном примере должен доказывать состоятельность своих суждений. Слабая и несформировавшаяся психика подростка не примет двойных стандартов, что несомненно скажется на авторитете учителя. Только чуткое наставничество может помочь подростку в преодолении многих проблем.

ГЛАВА 2.ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ-УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ-ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Инновационная педагогическая технология мобильного обучения как фактор подготовки педагога-тренера

Мобильное обучение- обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками. Наиболее полно мобильное обеспечение представлено в концепции образования «1 ученик: 1 компьютер».

Стремление к созданию современных образовательных средств в духе концепции электронного образования «1 ученик : 1 компьютер» наблюдается во всем мире. Среда электронного образования — это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку.

В образовательной модели «1 ученик:1 компьютер» информационные технологии используются для создания среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция «1 ученик:1 компьютер» подразумевает использование специально разработанного компьютера – ноутбука, которым учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета является желательным, но не обязательным компонентом этой учебной модели.

Для создания современной учебной среды необходимы новейшие компьютерные технологии, такие, как мультимедийные средства и сетевые сервисы,а также соответствующее им содержание образования, освоение которого позволят школьникам подготовиться к жизни и работе в условиях глобальной экономик.

Среда электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающая мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, может стать для ребенка целым миром, наполненным новыми возможностями (см. рис. 1).

Мобильное обучение:

  1. позволяет свободно перемещаться;

  2. дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

  3. не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправдано;

  4. учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);

  5. при мобильном обучении используется мультимедийный контент, то есть информация представляется в различных формах: текстовой, графической, звуковой. Материал лучше усваивается и запоминается, повышается интерес к обучению.

Основными целями внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» являются:

  • улучшение в обеспечении равенства доступа к ИКТ;

  • повышение качества образования;

  • внедрение и поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение;

  • улучшение освоения учащимися учебного материала;

  • внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание и дифференцированное обучение;

  • увеличение показателей по сдаче стандартизованных тестов;

  • улучшение способностей школьников к непрерывному обучению в течение жизни;

  • подготовка школьника к работе в современном мире;

  • улучшение связи школа-семья-школа.

Мобильная среда включает в себя специально разработанный компьютер (как правило, ноутбук) для каждого школьника, а также программное обеспечение, которое позволяет расширить его образовательные возможности (помочь в выполнении домашних заданий, разработке мультимедийных презентаций и т.д.) и научиться пользоваться компьютером.

В автономной модели электронного обучения учащиеся пользуются ноутбуками, не подключенными к сети. Хотя изолированная модель не обладает всеми преимуществами интегрированной учебной среды, она, в то же время, позволяет учащимся работать над заданиями, заниматься творчеством и осваивать базовые информационные технологии. Кроме того, учащиеся могут работать вместе и обмениваться информацией друг с другом с помощью флэш карт.

Широкополосное подключение ноутбука ученика к сети Интернет создает для него большие возможности доступа к информации и осуществления взаимодействия. С помощью Интернет, браузера и стандартных приложений школьники могут:

  • Просматривать и загружать информацию для своей исследовательской деятельности.

  • Взаимодействовать с другими людьми с помощью e-mail и других технологий.

  • Работать над совместными проектами с одноклассниками, учителями и другими людьми.

  • Учиться самостоятельно

  • Преодолевать языковой барьер, связанный с использованием традиционных методов

Среда электронного обучения класса

В этой среде учителя и школьники используют компьютеры и программное обеспечение для совместной деятельности, которая позволяет повысить качество учебного процесса. Учителя могут использовать программное обеспечение, позволяющее обеспечивать сетвое взаимодействие между своим компьютером и компьютером каждого учащегося.

Среда электронного обучения школы

Эта среда электронного обучения позволяет предоставлять доступ к общим информационным ресурсам и совершенствовать навыки владения компьютером каждого учащегося. Когда информационные технологии интегрируются в школьную среду и применяются для использования образовательных цифровых ресурсов, они становятся учебным средством, а не предметом изучения. При реализации проекта необходимо осуществить все возможные меры для формирования среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» в школах и их классах, что позволит мотивировать и стимулировать учащихся, а также позволит создать условия для формирования необходимых для жизниидятельности в условиях глобальной экономики качеств.

Оптимальная модель электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» включает:

  • Предоставляемое местным Интернет-провайдером соединение по беспроводной технологии WiMAX (802.16) или эквивалентный широкополосный канал, доступный на территории всей школы.

  • Доступная в классах школы wirelessWi-Fi (802.11)WLAN сеть с маршрутизаторами в каждом классе, к которым подключаются ноутбуки учителя

и учащихся.

  • Готовность учителей использовать информационные технологии в учебном процессе, обучать и консультировать и отслеживать результаты обучения школьников, а также формировать среду электронного обучения.

  • Использование учебных материалов на мультимедийных носителях, предоставляемых лицензированными производителями, а также других коммерческих и открытых образовательных источников, доступных в сети.

  • Использование школьных серверов для хранения локализованных учебных материалов, обеспечение доступа к Интернет, к файлам и принтерам общего пользования, для кэширования, увеличения скорости соединения и обеспечения безопасности.

В зависимости от того, какая именно модель электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» будет внедряться (ученик, класс или школа), следует рассмотреть следующие элементы:

  1. Школьная сеть

  2. Подключеие школы к Интернет

  3. Обучение

  4. Поддержка

  5. Школьный сервер

  6. Ноутбук учителя

  7. Ноутбук ученика

  8. Периферийные устройства

Литература:

  1. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» для 21 века. Информационное руководство IntelWorldAheadEducation

  2. Куклев В.А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации (публикация автора на scipeople). - Экономика образования , 2009.

  3. Программа Intel® «Обучение для будущего». СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ «1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР»

В методике формирования физической культуры студентов на основе мобильного обучения Р.С. Наговицына определены этапы формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза; разработан и реализован национально-региональный компонент содержания образования в авторской методике; отражено целостное содержание методики.

В исследовании выявлены этапы формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза: мировоззренческий, деятельностный и творческий. Определены результаты процесса формирования физической культуры студента на каждом из этапов, разработаны структурные компоненты авторской методики и их целостное содержание: мобильный, национально-региональный, теоретический, теоретико-методический и практический.

В рамках реализации методики разработаны научно-методические основы внедрения национально-регионального компонента содержания обучения в образовательно-воспитательный процесс гуманитарного вуза. Внедрение национально-регионального компонента в содержание обучения предмета «Физическая культура» и дисциплин физкультурно-формирующего цикла будет содействовать возрождению у обучающихся национального самосознанияэффективности реализации физкультурной деятельностистудентов, обогащению содержания профессиональной подготовки в вузе. Разработка и внедрение национально-регионального компонента содержания обучения в образовательно-воспитательный процесс вуза через формирование компонентов физической культуры студента дополняет авторскую методику и содержательно обогащает профессиональную подготовку в вузе.

Содержание разработанной методики, основанной на поэтапной реализации целей, состоит из взаимосвязанных блоков и комплекса экспериментальных программ:

1. Программа мобильного обучения, основанная на реализации идей педагогики мобильного обучения с помощью разработки специального физкультурного контента для мобильных устройств, реализована для формирования физической культуры студента по компонентам:

- с целью формирования мотивационного компонента осуществлена разработка специального мобильного контента для портативных устройств в двух направлениях. Первое – реализован специальный аудиокурс, состоящий из комплекса аудиофайлов в формате MP3 для прослушивания на портативных устройствах, включая мобильные телефоны и аудиоплееры. Аудиокурс направлен на формирование физической культуры и основан на интеграции содержания учебных предметов «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в контексте внеаудиторной работы студентов. В контексте второго направления разработана специальная классификация мобильных игр для портативных устройств, расположенных в сети Интернет, с помощью которых среди студентов устраиваются виртуальные состязания;

- для развития деятельностного компонента разработан мобильный физкультурный контент, основанный на тренировочном обучении для практической работы студентов по учебной дисциплине «Физическая культура» и самостоятельной работы во внеучебное время (Патент № 2013619563 от 18.06.2013 г.). В основе разработки авторского мобильного физкультурного контента лежит процесс программирования на различных языках (ObjectPascal, Java и Ruby) для мобильных устройств авторских тренажерных программ. В контексте формирования деятельностного компонента разработан специальный сайт (www.mobile-coach.ru) с тренажерным контентом. В содержании мобильного контента, представленного на авторском сайте, выставлены специальные тренировки для подготовки к сдаче нормативов физического развития обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура» и специальных испытаний всероссийского комплекса «ГТО»;

- для формирования когнитивного компонента (формирование физкультурной компетентности) в контексте организации мобильного обучения использована глобальная сеть Интернет. Создан специальный дидактический мобильный ресурс для мобильного обучения в контексте разработки комплексов классификаций мобильных приложений для портативных устройств, расположенных в сети Интернет. Основу классификации составляет таксономия уровней обученности Б. Блума в аспекте выявления оценки сформированности физкультурной компетентности: знание, понимание, применение, анализ, творчество, оценка.

2. Программа внедрения национально-регионального компонента содержания обучения в профессиональную подготовку по дисциплинам: «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

3. Программа реализации теоретического спецкурса, основанного на междисциплинарном подходе при обучении по дисциплинам «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», читаемого на лекциях и реализованного в качестве мобильного контента для самостоятельного аудио обучения студентов.

4. Подраздел комплексной программы «Здоровье» (ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» на 2009-2013 годы), ориентированный на формирование физической культуры студента через популяризацию физкультурной деятельности обучающихся в вузе и здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса.

5. Программа внедрения экспериментального модуля «Подготовка будущего педагога как классного руководителя средствами физической культуры и спорта» в профессиональную подготовку студентов.

6. Программа формирования профессионально-важных качеств студентов различных специальностей на основе нетрадиционных и инновационных физкультурно-оздоровительных систем физических упражнений.

7. Программа развития шахматно-шашечной игровой деятельности в образовательно-воспитательном процессе вуза.

8. Программа реализации различных моделей занятий физической культурой в практической учебной деятельности.

2.2. Педагогические основы-условия профессиональной подготовки педагога-тренера к развитию физической культуры подростков-школьников

В диссертации Р.С. Наговицына определены наиболее общие организационно-педагогические условия формирования физической культуры студентов: организация образовательного пространства гуманитарного вуза на основе интеграции трех синергетически взаимосвязанных подпространств: учебного, внеучебного (социо-культурного) и информационного (медиа); реализация авторской методики формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, основанной на интеграционной разработке инновационных экспериментальных программ.

Частными методико-технологическими условиями, влияющими на эффективность формирования физической культуры студентов, в исследовании выступают: внедрение в образовательно-воспитательный процесс мобильных технологий на основе реализации идей педагогики мобильного обучения через составление аудиокурсов для внеаудиторной работы студентов, реализацию виртуальных спортивных состязаний, разработку специального сайта в сети Интернет для мобильных устройств по осуществлению практической работы студентов по дисциплине «Физическая культура» и самостоятельной работы во внеучебноевремядля подготовки к всероссийскому комплексу «ГТО», структурирование специальных классификаций мобильных приложений для работы на мобильных устройствах в аспекте формирования физкультурной компетентности.

Специфическими, личностно-развивающими условиями эффективности формирования физической культуры студентов определены: разработка системы обеспечения и управления образовательно – воспитательного процесса, гуманизация и реальная модернизация профессиональной подготовки в вузе за счет актуализации возможностей для формирования физической культуры студентов.

Выявленные условия могут и должны реализовываться в единстве и определённой иерархии. Каждое из педагогических условий формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза вполне самостоятельно в силу своей специфики и назначения. Тем не менее, свой физкультурно-формирующий потенциал они раскрывают наиболее полно лишь в совокупности.

2.3. Анализ результатов исследования

Для педагогической диагностикибыл использован комплекс научных методов,включающийпедагогическое наблюдение итестирование, методы психофизиологической и функциональной диагностики, анкетирование. Разработаны авторские методики определения физкультурного мировоззрения по анализу данных в социальной сети «В контакте» и выбора группы мотиваций к занятиям физической культурой, которые определяют актуальный вклад в теорию психолого-педагогических измерений, мониторинг и диагностику, в теорию квалиметрии. Для определения исходного и конечного уровня формирования физической культуры студентов на основе разработки степени сформированности ее основных компонентов выявлены: методика оценки эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности М. Люшера, тест САН, модифицированная методика по дифференциальным шкалам эмоций по К. Изард, тесты на определение уровня физического развития по 100-балльной системе,диагностические методики определения психических характеристик А. Ассигнер, С.В. Ковалева и Т.А. Немчина, оценка состояния здоровья по Н. М. Амосову, модифицированные системы уровней обученности по таксономии Б. Блума, методика «Здоровый образ жизни» по Д.Н. Давиденко и В.П. Петленко.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе вузов Удмуртской республики (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Удмуртский государственный университет, Ижевский юридический институт (Ижевский филиал). Общую выборку испытуемых составили 1650 студентов различных факультетов и специальностей подготовки.

Для эксперимента студенты были разделены на две группы: экспериментальная группа (834 студента) и контрольная группа (816 студентов) вне зависимости от пола. Каждый из респондентов обеих групп был продиагностирован по методикам, описанным выше, кроме мониторинга по операционному и рефлексивно-оценочному показателю.

Для определения результатов сформированности физической культуры по данным показателям была осуществлена случайная выборка каждого десятого респондента. Общую выборку испытуемых по этим показателям составили 165 студентов различных факультетов и специальностей подготовки. В целом неравное количество респондентов в контрольной и экспериментальной группах объясняется тем, что эксперимент проводился в академических группах профессиональной подготовки с неравным количеством обучающихся.

На протяжении 2011/12 и 2012/13 учебных годов в процессе профессиональной подготовки в вузе у респондентов экспериментальной группы реализованы методика формирования физической культуры студента и разработанные в исследовании педагогические условия. У студентов контрольной группы образовательно-воспитательный процесс в течение обозначенного периода времени осуществлялся по традиционной профессиональной подготовке.

Для организации экспериментального исследования был использован метод математической статистики, который применялся для количественного анализа экспериментальных данных. Для сравнения распределений испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в контексте математико-статистической обработки результатов педагогических исследований нами был использован Х². Предварительный и контрольный срезы выявили следующие данные по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах в аспекте сформированности компонентов и показателей формирования физической культуры студентов (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты диагностирования респондентов по компонентам и показателям физической культуры в контексте предварительного и контрольного срезов

Компо-нент

Показатель

Срез

Количество респондентов

Математико

статистический анализ

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Х2

Р

Мотивационный

Мировоззренческий

Предвар.

36

45

572

580

226

191

3,79

> 0,05

Контр.

319

202

401

278

114

336

157,9

0,05

Контр.

146

89

633

547

55

180

86,4

< 0,05

Эмоцио-нальный

Предвар.

112

89

440

421

282

306

3,83

> 0,05

Контр.

179

138

511

467

144

211

19,73

< 0,05

Деятель-ностный

Физический

Предвар.

109

130

425

396

300

290

2,84

> 0,05

Контр.

192

166

444

384

198

266

16,01

0,05

Контр.

108

63

494

420

232

333

35,7

0,05

Контр.

68

40

512

469

254

307

13,96

0,05

Контр.

22

13

57

46

4

23

16,85

0,05

Контр.

9

4

39

22

35

56

11,62

0,05

Контр.

348

276

419

389

67

151

41,6

 


Просмотров работы: 8503