СУЩНОСТЬ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ». - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ».

Хусаинова Р.М. 1, Хусаинова А.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

В данной статье автор проводить анализ понятий «сопровождения», «социальное сопровождение», «педагогическое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение».

Annotation:

In this article the author analyses the concepts "maintenance", "social support", "pedagogical support", "social-pedagogical support".

Ключевые слова:

Сопровождение, социализация, социальный педагог, поддержка, помощь, обеспечение, защита, социальное сопровождение, педагогическое сопровождение.

Keywords:

Support, socialization, social worker, support, care, provision, protection, social support, pedagogical support.

Процессы развития человека общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

Проблема осмысления научных исследований разных областей: педагогики, психологии, медицины, юриспруденции, социальной педагогики (Давлицарова К.Е., Миронов С.Н., Сергеев С.П., Лебедев Е.С., Козырева Е.А., Казакова Е.И., Беляева Л.А., Богомедова З.М. и др.) таких аспектов как социально-педагогическое сопровождение развития человека в целом позволила нам изучить дефиницию "сопровождение", основные её характеристики.

Проведем анализ содержания понятия «сопровождение». Согласно толковому словарю русского языка, данный термин обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению [12, с.601].

Мардахаев Л.В., считает, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова: в широком смысле - обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле - это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [11, с.69].

Исследователь Слюсарев Ю.В. понятие сопровождение употреблял, как «направленную психологическую помощь на развитие и саморазвитие самосознание личности, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [14, с.136].

Битянова М.Р. определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения [2, с.54].

Беляева Л.А. и Васильков М. А считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности [5, с.132].

Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии [7, с.87].

Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией [6, с.64].

Прежде чем преступить к анализу термина «социально-педагогическое сопровождение», мы считаем целесообразным рассмотреть следующие понятия: «социальное» и «педагогическое» сопровождение.

Липский И.А. предполагает, что педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик [9, с.280].

Крылова Н.Б. под педагогическим сопровождением понимает умение быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении [8, с.235].

Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением [13, с.35].

Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение» Согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица [15].

Изучив основные определения терминов «сопровождение», «социальное сопровождение» и «педагогическое сопровождение», мы можем провести анализ содержания понятия «социально-педагогическое сопровождение».

Александровская Э.М. отмечает, что: социально-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [1, с.108].

По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н.С.: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для успешной социализации детей и подростков в семье в условиях школы [4, с.47].

Казакова Е.И. под социально-педагогическим сопровождением понимает: оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мульти-дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [7, с.73].

По мнению авторов Летуновой В.Е., Богомедовой З.М. под социально-педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды [10, с.135].

Проанализировав данные подходы к определению социально-педагогического сопровождения, и выделив их общие черты, можно сформулировать следующее определение: социально-педагогическое сопровождение - это определённая система профессиональной деятельности специалиста, направленная на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия его с социумом.

В современной системе образования России в последнее десятилетие складывается особая культура поддержки и помощи ребенку - социально-педагогическое сопровождение. Разрабатываются различные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, включающая в себя: психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия. Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в трудной ситуации может рассматриваться как сопровождение отношений, их развитие, коррекция, восстановление. В настоящее время понятие социально-педагогического сопровождения используется достаточно широко. Все большее значение приобретают представления о социально-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности социального педагога, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка [3, с.156].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход. Важнейшее положение системно-ориентационного подхода — это опора на внутренний потенциал развития ребёнка, на право ребёнка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Библиографический список:

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов / под ред. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002. - 208 c.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

3. Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2000. – 298 с.

4. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя / под ред. О.С. Газман, А.В. Иванов - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 2001. - 260 с.

5. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.

6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова - СПб.: Питер, 1998. – 364 с.

7. Казакова Е.И. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб.: Питер, 1998.- 245 с.

8. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2003. - 441 с.

9. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // И.А. Липский Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград : Перемена, 2004. – 398 с.

10. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: «А Темп», 2010. – 944 с.

13. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. / Т.Н. Поддубная, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 347 с.

14. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. / Ю.В. Слюсарев – СПб., 1992.

15. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Просмотров работы: 4034