ИГРА КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИГРА КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Багандалиева Х.Б. 1, Каримулаева Э.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра как метод интерактивного обучения способствует решению ряда задач:

- сформировать мотивацию на обучение;

- оценить уровень подготовленности студентов;

- оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания в активное — умение;

- получить обучающимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

- активизировать самообразование студентов;

- формировать плюрализм мнений и действий, многовариант­ность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

- развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Опираясь на практический опыт работы со студентами следует выделить возможности игры в учебно - воспитательном процессе вуза: свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное раз­влекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет толь­ко добровольно; разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность- оригинальность, творчество; выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое на­пряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и за­меняет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил; порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре; увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности; возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способ­ность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок; элемент неопределенности, который возбуждает, активизи­рует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений; понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно побе­дит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой муже­ство, ум, честность и благородство; понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивает­ся успеха и совершенства в игре; компенсацию, нейтрализацию недостатков действительно­сти, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир — антипод. Игра развивает романтизм; развитие воображения, которое необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры; стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые игры создаются методом его моделирования; возможность развить свое мышление, поскольку необходимо зыстроить интригу и реализовать ее; развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ до конца; радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования; ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проиг­рывая их неоднократно мысленно; психологическую устойчивость [1]. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении постав­ленной цели; право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь, дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.

На основании вышеизложенного становится очевидным, что, результаты и эффекты игрового обучения впечат­ляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес иг­ровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.

Игровые методы являются интерактивными и интегративны­ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.

Анализ психолого – педагогической литературы позволяет выделить следующие виды обучающих игр:

  • деловые игры (игры-имитации);

  • ролевые игры (игры-драматизации);

  • организационно-деятельностные игры — ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Охарактеризуем подробнее специфические возможности деловой игры. Деловая игра среди методов интерактивного обучения зани­мают ведущее место по объему внедрения и роли в учебном процессе вуза.

Деловые игры представляют собой имитационное моделирова­ние реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания пред­метного и социального содержания, какой-либо реальной дея­тельности.

Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изу­чаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессио­нальной деятельности в новых условиях.

Выделяют четыре основные формы деловых игр:

а) тематические деловые игры, связанные с определенной темой учебного плана;

б) сквозные деловые игры, охватывающие несколько последователь­но прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале;

в) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в раз­ных направлениях;

г) межпредметные комплексы ДИ, создавае­мые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяет­ся и связывается через одну игру.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «де­ловой театр», психо- и социодрамы.

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (коли­чество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от зара­нее заданных действий до свободной импровизации).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрос­лых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участ­ники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имита­ции, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с пред­писанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогической теории любые игры как деловые, так и ролевые и иные, свя­заны с определенными правилами для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ро­левую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной де­ятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных ра­ботников некоторой функционирующей социально-экономиче­ской системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оранизационно - деятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы актив­ного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсужде­ния результатов используются методы дискуссии, анализа конк­ретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, ре­шения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комп­лексе с игровыми средствами значительно повышается.

Список использованной литературы:

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.

  2. Кашлев.С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. -4-е издание., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -272с.

5

Просмотров работы: 805