ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Афанасенкова Н.В. 1, Вязова А.В. 1, Листова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, нуждаются в очень больших временных затратах на процесс обучения. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемости и приспособленности к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [1,4].

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. В процессе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими ту или иную форму умственной отсталости, на физкультурных занятиях следует использовать как элементы подвижных игр, так и спортивных упражнений, а также упражнений психогимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной терапии и релаксации [2,5].

Одним из определяющих отклонений в физическом развитии детей с умственной отсталостью является отклонение в развитии двигательной сферы.

Ритмическая гимнастика - сложный координационный вид спортивной деятельности. Она содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств, включает в себя как упражнения из художественной гимнастики и хореографии, так и из народных, современных и бальных танцев.

Ритмическая гимнастика содействует устранению двигательных нарушений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта, а также вызывает эмоционально положительное состояние психики. Доступность ритмической гимнастики для умственно отсталых детей в том, что ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения упражнения, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку.

Выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо приятнее и привлекательнее, менее утомительной, чем обычно [3,6].

Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей [7].

Цель исследования: выявить особенности развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Исследование проводилось на базе ГБОУ АО Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск: 15 девочек, имеющих основной диагноз – умственная отсталость (экспериментальная группа). Контрольная группа - 15 девочек, практически здоровые дети. Все обследуемые на момент исследования имели паспортный возраст 9-10 лет.

В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки: в покое, в момент вдоха, в момент выдоха, жизненная емкость легких. Оценка физического развития. Метод функциональных проб: проба Руфье, проба Штанге. Двигательное тестирование: «Аист», тест на гибкость, прыжки на скакалке, отжимания. Метод статистической обработки данных.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены на рисунках 1,2,3,4.

Результаты оценки работоспособности сердца методом пробы Руфье представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – средние значения пробы Руфье

На графиках видно, что показатели работоспособности сердца у здоровых детей и детей с умственной отсталостью под влиянием ритмической гимнастики не сильно отличаются. В исследовании на пробу Руфье дети как в той, так и в другой группе показали результат, свидетельствующий об удовлетворительной адаптации сердечно – сосудистой системы к физической нагрузке, так как средние значения пробы укладываются в нормативные пределы. Значение пробы Руфье у детей экспериментальной группы ниже, чем у здоровых сверстников из контрольной группы на 0,08%.

Результаты оценки деятельности дыхательной системы методом пробы Штанге представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – средние значения пробы Штанге

По данным пробы Штанге можно сделать вывод, что у большинства детей с умственной отсталостью показатель деятельности дыхательной системы отличаются от показателей здоровых детей. Поскольку нормативное значение пробы Штанге для данной возрастной категории детей составляет 25-40, то из расчетов видно, что дети с умственной отсталостью укладываются в нижнюю границу норматива. В целом значение пробы штанге у детей экспериментальной группы на 2,4% ниже, чем у детей из контрольной группы.

У контрольной группы здоровых детей показатель дыхательной системы лежит в пределах нормы, которая составляет 25-40 для пробы Штанге.

Результаты теста на гибкость «Аист» представлены на рисунке 3.

Рисунок 6 – Средние результаты теста «Аист»

Результаты теста на ловкость представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Средние результаты теста на ловкость

Результаты теста на силу представлены на рисунке 5.

Рисунок 4 – Средние результаты теста на силу

Сравнивая результаты двигательного тестирования детей с умственной отсталостью и здоровых детей видно, что здоровые дети из контрольной группы показали более высокий уровень результатов по всем двигательным тестам. Так, в тесте на гибкость дети экспериментальной группы отстают на 0,7%, в тесте на силу на 2,2%, в тесте «Аист» на 0,42%. В тесте на ловкость контрольная группа показала отставание в результатах на 2,63% по сравнению с экспериментальной группой, это говорит о том что на преодоление заданной дистанции дети из экспериментальной группы затратили больше времени. Можно сделать вывод, что уровень физической подготовленности у детей с умственной отсталостью гораздо ниже, чем у здоровых детей. У детей с умственной отсталостью низкий уровень физической подготовленности объясняется особенностями развития их двигательной сферы и тяжести основного дефекта.

Таким образом, для детей с умственной отсталостью необходимо шире использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей

Список литературы:

  1. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы младших школьников с умственной отсталостью / Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.

  2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2000.

  3. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». — СПб.: Речь, 2004.

  4. Лубовский В.И. Умственная отсталость // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

  5. Обучение детей с умственной отсталостью / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 2002.

  6. Теория и организация адаптивной физической культуры (Текст) : В 2т. Т. 1 : Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.: ил.

  7. Технологии физкультурно—спортивной деятельности в адаптивной физической культуре (Текст): Учебное пособие / Авторы — составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 296 с.: ил.

Просмотров работы: 1571