Обеспечение жильем молодых семей - одна из центральных проблем молодежной политики. От ее решения во многом зависят и усиление воспитательных функций семьи, и рост общественной активности молодежи, и улучшение демографической ситуации в стране.
Проблема жилья для молодых семей является весьма актуальной и острой. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильности условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации в регионе.
Одна из основных проблем для молодой семьи — отсутствие первоначального капитала. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, им сложно оплатить первоначальный взнос при получении кредита. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом ( И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной.
Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования. социально-гуманистическую, идеологическую, ориентирующую, интерпретационную, синтезирующую, просветительную, воспитательную, рефлексивную (развивающую), организационную, прогностическую, онтологическую Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций. По мнению исследования профессиональной деятельности. При этом подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет профессиональную мотивацию на положительную и отрицательную. Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности задана. Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (эгоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруистическая мотивация характеризуется преобладанием общественных, моральных мотивов. Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве случаев осуществляется по ведущему . Именно этот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету направленности была осуществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации учения, он подразделяет четыре группы мотивации: результативную, процессуальную, общения и самосовершенствования [158]. С точки зрения автора, эта типология является общей для всех видов деятельности, в том числе трудовой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и результаты собственных исследований, дифференцирует трудовую мотивацию на основе параметра «предмет направленности субъекта»: продукт, другие люди, сам субъект и его активность. Эти мотивы могут иметь узколичную или широкую социальную направленность [258,257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и установок на деятельность дает основание для определения степени адекватности мотивации личности. Например, при доминировании мотивов и установок личности на самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение дает основание рассматривать реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии. В ситуации, когда реальная мотивация характеризуется доминированием мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение, которые внешне завуалированы и позиционируются как наличие адекватных (социально одобряемых, соответствующих требованиями профессии), говорят о скрытой (латентной) мотивации личности. В целом теоретический анализ литературных источников позволяет констатировать, что на сегодняшний день в науке не существует единой, общепризнанной типологии в описании профессиональной мотивации и классификации мотивов выбора профессиональной деятельности. Однако, обобщая импонирующие нам взгляды на мотивацию , можно, с известной долей условности, рассматривать содержание профессиональной мотивации, как состоящее из разнонаправленных мотивов и установок личности на профессиональную деятельность: «знаемых» и «реальных»; позиционируемых во вне и скрытых. Но, как справедливо мотив придает направленность не деятельности, а личности в целом. Ряд исследователей мотивацию ориентировочной, энергетической, собственно когнитивной, селективной, функциями. Очевидно, мотивация – явление полифункциональное. В то же время теоретический анализ свидетельствует, что многообразие функций мотивации, в своем большинстве, рассматривается исследователями по отношению к деятельности как обобщенной категории, тогда как функциональный репертуар именно профессиональной мотивации, обусловленный, в том числе, и личностными особенностями субъекта, изучен недостаточно и остается в зоне актуальных направлений педагогических исследований. Иными словами, исследовано многообразие функций мотивов и мотивации в деятельности л
Таким образом, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. На протяжении всей истории человечества одним из ключевых факторов социально - экономического развития был и остается процесс получения, систематизации, практического применения и трансфера знаний об объективной реальности. С момента появления человечеством простейших орудий труда и элементарных технологий возможность распространения информации об изобретении и навыков его использования определяла способность социальных групп эффективно трансформировать окружения с целью обеспечения себя необходимыми для дальнейшего существования ресурсами и преодоления угроз, возникающих в результате негативных явлений внешней среды.
ичности, тогда как очевидная информативная функция профессиональной мотивации личности изучена недостаточно. Подводя краткий итог, можно отметить: в ходе теоретического анализа обнаружено, что в настоящее время в педагогической и психологической науках отсутствует единая, общепринятая классификация мотивации и мотивов личности, в том числе и с точки зрения их профессиональной типологии. Результаты теоретического анализа дают нам основание рассматривать профессию в качестве особого личности, специфика которой состоит в том, что требования к её личностной (мотивационной, в том числе) и составляющим, заданы извне и общественных, по сути. Теоретический анализ теорий мотивации личности позволил в обобщенном виде определить содержание профессиональной мотивации, включающей разнонаправленные мотивы и установки личности на профессиональную деятельность: и позиционируемые во вне и скрытые. При доминировании мотивов и установок личности на самосовершенствование и самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение средствами профессии характеризует реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии. Опираясь на теоретические обобщения обозначенных авторов, можно с известной долей условности типизировать три основных подхода к изучению в отечественной и зарубежной науке. Первый подход базируется на реализации принципа стремления к равновесию, что сближает между собой отдельные концептуальные положения психоанализа и других ученых, является базисом личности. Основным структурным элементом мотивации в большинстве работ признается мотив.. Нам импонирует его точка зрения на мотивацию, которую он рассматривает как «всю совокупность мотивов, побуждающих к действию», как процесс, «представляющий собой динамическую составляющую деятельности» [194, с. 222]. В русле анализа мотивации деятельности, на основе критерия «вид проявляемой активности», предлагает различать такие типы мотивации, как: мотивация общения (коммуникативная мотивация); игровая мотивация; учебная мотивация (мотивация учения); профессиональная мотивация; спортивная мотивация; мотивация общественной деятельности. На наш взгляд, исходя из типологии основных видов деятельности (общение, игра, учение, труд, досуг) человека, дифференцируемых в психологии принята градация деятельности по видам и подвидам, в соответствии с которыми правомерно рассмотрение и таких типов мотивации, как социальная (общественная, этническая, культурная, карьерная и пр.) мотивация, мотивация художественной (изобразительной, театральной, музыкальной, вокальной и пр.) деятельности, профессиональная мотивация (педагогической, спортивной, военной, инженерной, управленческой и т.п. деятельности). Очевидно, профессиональная деятельность представляет собой особую категорию, выступающую в качестве частного случая деятельности личности. Анализ деятельности, осуществленный, свидетельствует, что существуют «отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих мотивов» [132, с.109], к числу которых как раз и относится профессиональная деятельность. Профессиональная мотивация, таким образом, представляет собой частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. Однако, как и в теории мотивации, в научном сообществе отсутствует единодушие по ряду вопросов о природе, сущности и содержании профессионально-трудовой мотивации человека. Зачастую предлагаемые исследователями трактовки профессиональной мотивации как научного понятия оказываются декларативными, не в полной мере или формализовано и верифицированными. Распространено и явление подмены понятий. Поэтому вплоть до настоящего времени в педагогических и психологических словарях отсутствует определение профессиональной мотивации – оно не является общепринятой понятийной категорией. Теоретико-методологический анализ литературы показал, что изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических подходах теории мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности. В основе наиболее распространенных за рубежом подходов к изучению профессиональной мотивации личности лежат отдельные положения ведущих специалистов общепсихологической теории мотивации. Причем большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации разрабатывается в русле психологии менеджмента и управления персоналом выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей. Формулировка второго определения «профессиональная мотивация» предполагает, что выбор профессии не только совершен, но и начато её освоение, т.е. субъект уже непосредственно включен в профессиональную деятельность. В этом аспекте под профессиональной мотивацией будет пониматься система мотивов и установок личности, обусловливающая непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. В этом ключе близкими по содержанию оказываются понятия «рабочая мотивация». В целом, несмотря на отсутствие строго однозначного определения профессиональной мотивации, во всем многообразии теоретических и методологических подходов к её пониманию, значительно затрудняющее её практическое исследование, многими авторами Подводя краткий итог
Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так характеризует состояние и развитие современной экономической системы. Все более острым становится вопрос развития стран с переходной экономикой и развивающихся, так негативные последствия глобализации отражаются на них больше.
, отметим:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки. Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и экономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности.3. В ходе теоретического анализа нами обнаружено, что сложность и многоаспектность проблемы мотивации личности обусловливает множественность трактовок её как научного феномена. 4. Профессиональная деятельность представляет собой частный случай деятельности личности. Соответственно, профессиональная мотивация может рассматриваться как частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. 5. Изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических подходах психологии мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности. 6. Выявлено, что большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации базируется на изучении непосредственно выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей, тогда как мотивация на этапе выбора профессии и в период её начального освоения в зарубежной психологии изучена недостаточно. 7. В отечественной науке, прежде всего, в рамках психологической теории личности разрабатывается подход, основанный на принципе саморазвития. В рамках нашего исследования, профессиональную мотивацию мы будем рассматривать: 1) на этапе выбора и начального освоения профессии профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую выбор профессии, в которой, по мнению субъекта, в большей мере возможно удовлетворение его основных потребностей; 2) на этапе включения субъекта в профессиональную деятельность профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. Выводы по второй главе. На основе теоретико-методологического анализа предмета нашего исследования можно сформулировать ряд выводов:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и экономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности [168,169,170,171,223]. Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами было осуществлено эмпирическое исследование, непосредственная цель которого связана с общей целью диссертации и предполагает решение следующих задач: Сформировать экспериментальную выборку испытуемых и обосновать выбор диагностических методов исследования личностных свойств и профессиональной мотивации личности офицера. Осуществить сбор фактических данных о личностных свойствах и профессиональной мотивации испытуемых с выбором разных профессий офицера. Осуществить содержательный анализ эмпирических данных, в том числе с использованием методов математической статистики. Исследовать структуру личностных свойств, мотивов и установок на профессиональную деятельность испытуемых, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД России. Исследовать и охарактеризовать особенности динамику профессиональной мотивации в структуре личностных свойств субъектов, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД России. На основе анализа и теоретического обобщения эмпирических данных выявить информативную функцию профессиональной мотивации в структуре личностных свойств. Разработать педагогическую стратегию формирования профессионального офицера ВВ МВД России в соответствии с задачами практической части диссертационного исследования был определен его алгоритм. Исследование включало в себя 3 этапа: Первый этап – поисково-аналитический (сентябрь 2008г – август 2009 г.). Постановка научной проблемы в рамках педагогики и психологии профессиональной деятельности. Изучение проблемы и разработка педагогической стратегии формирования профессионального мировоззрения курсантов на начальном этапе освоения профессии офицера ВВ МВД России. Второй этап – экспериментально-диагностический (сентябрь 2009г.- ноябрь 2011г.). Планирование и проведение эмпирического исследования с использованием отобранных диагностических методов. Внедрение педагогической стратегии. Изучение детерминант и взаимосвязей профессиональной мотивации контрольной и экспериментальной группах, влияние её на формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров. Третий этап (декабрь 2012г.- 2013г.) – обобщающий. Обобщение и систематизация результатов исследования. В этом ключе:– исследовалась взаимосвязь параметров профессиональной мотивации с личностными свойствами, у испытуемых контрольной и экспериментальной групп, на начальном этапе освоения ими профессии офицера внутренних войск России;– выявлялась инфор
При отсутствии консолидированной национальной в социальной политике, которая бы обеспечивала формирование гармоничных отношений между различными социальными слоями, отдельные разрозненные правительственные меры социальной поддержки оказались несостоятельными кардинально повлиять на преодоление вышеуказанных негативных тенденций. Отсутствие системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации привела к фрагментарности решения насущных социальных проблем. Большинство мер социальной политики носят декларативный характер и в полном объеме не реализовано.
мативная функция профессиональной мотивации в структуре личностных свойств.- на основе использования информативной функция профессиональной мотивации в структуре личностных свойств разрабатывалась педагогическая стратегия на начальном этапе освоения испытуемыми профессии офицера внутренних войск России и проверена её эффективность. Результаты средних значений показателей и уровневого выражения личностных свойств были подвергнуты качественному и статистическому анализу. С целью осуществления качественного анализа количественных показателей была проведена оценка нормальности распределения эмпирических данных, полученных по методикам других методик используемых в нашем исследовании, с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Установлено что вероятность принадлежности экспериментальной выборки к генеральной совокупности с нормальным распределением находится на уровне что свидетельствует «о наличии симметричного распределения эмпирических измерений по всем шкалам» [39, с. 60]. Наличие симметричного распределения обусловливает использование параметрического критерия для дальнейшего анализа данных [39; 166].Анализ показателей в графиках, построенных на основании средних стеновых значений по методике проверка их по критерию Стьюдента, указывает на отсутствие количественных различий в выраженности отдельных личностных свойств субъектов у контрольной и экспериментальной групп: даёт нам основание полагать что выраженность средних значений стеновых факторов одинакова. У испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружено преобладание выраженности средних значений стеновых показателей по факторам (сдержанность – экспрессивность), (практичность – мечтательность), конформизм – нонконформизм), (расслабленность – напряженность) (Приложение №8). Оценка степени выраженности полярных значений факторов по методике. осуществлялась на основе анализа уровневых показателей, их частотности и процентной доли испытуемых, что позволило выстроить эмпирические профили личностных свойств для контрольной и экспериментальной групп испытуемых. Исследование теоретических и практических аспектов обучения курсантов в период начального освоения ими профессии офицера внутренних войск МВД России показывает, что при осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать ряд факторов связанных с уровнем и содержанием их мировоззрения, а именно: влияние современной социальной среды на формирование мировоззрения курсантов первокурсников; социальную значимость профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск и возможные негативные последствия в случае невыполнения ими своих служебных обязанностей. Среди других особенностей исследования проблемы мотивации курсантов на начальном этапе освоения профессии как условия реализации личностно-ориентированного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущего офицера внутренних войск России следует указать недостаточную освещённость системы подготовки военных специалистов во внутренних войсках России, наблюдается отсутствие обмена опытом между военными институтами внутренних войск России в поисках решения проблемы формирования мотивации и мировоззрения. Таким образом, существует противоречие между потребностью системы военного образования и требованием общества к высокому уровню профессионального мировоззрения офицеров выпускников военных институтов и отсутствием научно-обоснованных организационно-педагогических условий выявления его проблем и педагогической коррекции на начальном этапе освоения профессии. Указанное противоречие обусловило постановку научной задачи исследования, связанной с определением особенностей профессиональной мотивации курсантов, так как мотивация является одним из важнейших компонентов становления профессионального мировоззрения для разработки педагогической стратегии для совершенствования образовательного процесса. Объекту и предмету; использованием инвалидного и надежного диагностического инструментария и корректным применением математических методов, обеспечивающих высокую надежность статистических оценок; репрезентативностью выборки испытуемых; экспериментальных данных, полученных в исследовании; положительными результатами формирующего эксперимента. На защиту выносятся следующие положения:1. В процессе ранней профессионализации курсантов военных вузов целесообразно выделять следующие этапы становления мотивации 1) этап профессионального самоопределения, на котором осуществляется выбор и начальное освоение профессии; 2) этап включения курсанта в реально осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии со спецификой решаемых задач. 2. Содержание профессиональной мотивации как иерархия, отражающая соотношение комплекса мотивов и установок личности на профессиональную деятельность, включает «знаемые» (общественно-одобряемые, заданные требованиями профессии) и «реальные» (личностно-значимые) мотивы, позиционируемые во вне, и скрытые установки личности на профессиональную деятельность. Реальная профессиональная мотивация рассматривается как имеющий для человека особый личностный смысл. Под адекватной профессиональной мотивацией понимается соответствие требований профессии реальным мотивам и установкам, детерминированным потребностям самореализации личности в профессиональной деятельности. 3. В структуре личностных свойств будущего офицера внутренних войск России профессиональная мотивация приобретает особую информативную нагру
Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения "общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.
Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В современной науке выделяются различные виды развития, такие как экономическое развитие, социальное развитие, инновационное развитие, экологическое развитие. Экономическое развитие является одним из наиболее исследуемых вопросов современности и относится к важнейшим понятий макроэкономической науки. Экономическое развитие - это качественные изменения во времени в производственных процессах, системе счетов, структуре экономики и других сферах, связанных с народным хозяйствованием в стране или регионе. Необходимо отметить, что в данном определении не учтено влияние окружающей среды и необходимость пространственной координации изменений, построения пространственного каркаса экономики региона, страны. Важным показателем любого государства является социальное развитие - процесс изменения структуры, состава населения, его ценностей, уровня жизни, образованности, здоровья и других показателей жизни. В учебной литературе нередко используют термин " социально - экономическое развитие", подчеркивая тем самым тесную связь между уровнем экономического развития и решением социальных проблем региона. Социально - экономическое развитие - это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Социально - экономическое развитие - сложный противоречивый процесс, в котором взаимодействуют положительные и отрицательные факторы, а периоды прогресса сменяются периодами регресса. Политические и военные потрясения, социальные конфликты, экологические катастрофы могут приостановить развитие экономики любой страны, отбросить ее на несколько десятилетий назад, а иногда привести и к окончательной гибели, как это было с древними цивилизациями.
Для удовлетворения жилищных потребностей человека ООН и ЮНЕСКО разработали международный стандарт качества жилья, который необходим для обеспечения жизнедеятельности людей. Этим стандартом определяется, что на каждого жителя должно приходиться не менее 30 кв. м. общей площади и что каждому домохозяйству необходимо иметь собственное отдельное жилье традиционного типа. Кроме того, международным стандартом предусматривается, что каждый член домохозяйства нуждается в одной индивидуальной комнате, и еще минимум две комнаты предназначаются для совместного пребывания. В большинстве развитых индустриальных стран, например, в США, Франции, Швеции минимальный уровень обеспеченности жильем составляет 40-50 кв. м общей площади на одного жителя.
В 1999 году в среднем на одного жителя нашей страны приходилось 19,1 м2 полезной площади. По данным статистики, в городах России 60% жителей имеют однокомнатные и двухкомнатные квартиры. В среднем на одну комнату в них приходится 1,3 человека. На 2014 год в среднем на одного жителя РФ приходится примерно 25 м2 площади жилья.
Понятно, что обострение глобальных проблем связано с объективными процессами усиления социально - экономических связей между странами мира и формированием единого мирового экономического пространства. История исследования глобальных проблем имеет определенные этапы. Так осознание самого факта существования проблем, присущих обществу в целом, стимулировало поиск путей отделения глобальных проблем от локальных, местных проблем отдельных стран мира. Это логично требовало определения роли человечества и доминирующего типа экономического развития в образовании глобальных проблем. Впоследствии учеными были разработана система критериев отнесения проблем к глобальным.
В целом по качеству жилья Россия сейчас находится на уровне, близком к странам со средними доходами населения.
При отсутствии консолидированной национальной в социальной политике, которая бы обеспечивала формирование гармоничных отношений между различными социальными слоями, отдельные разрозненные правительственные меры социальной поддержки оказались несостоятельными кардинально повлиять на преодоление вышеуказанных негативных тенденций. Отсутствие системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации привела к фрагментарности решения насущных социальных проблем. Большинство мер социальной политики носят декларативный характер и в полном объеме не реализовано.
Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования. социально-гуманистическую, идеологическую, ориентирующую, интерпретационную, синтезирующую, просветительную, воспитательную, рефлексивную (развивающую), организационную, прогностическую, онтологическую Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций. По мнению исследования профессиональной деятельности. При этом подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет профессиональную мотивацию на положительную и отрицательную. Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности задана. Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (эгоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруистическая мотивация характеризуется преобладанием общественных, моральных мотивов. Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве случаев осуществляется по ведущему . Именно этот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету направленности была осуществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации учения, он подразделяет четыре группы мотивации: результативную, процессуальную, общения и самосовершенствования [158]. С точки зрения автора, эта типология является общей для всех видов деятельности, в том числе трудовой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и результаты собственных исследований, дифференцирует трудовую мотивацию на основе параметра «предмет направленности субъекта»: продукт, другие люди, сам субъект и его активность. Эти мотивы могут иметь узколичную или широкую социальную направленность [258,257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и установок на деятельность дает основание для определения степени адекватности мотивации личности. Например, при доминировании мотивов и установок личности на самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение дает основание рассматривать реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии. В ситуации, когда реальная мотивация характеризуется доминированием мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение, которые внешне завуалированы и позиционируются как наличие адекватных (социально одобряемых, соответствующих требованиями профессии), говорят о скрытой (латентной) мотивации личности. В целом теоретический анализ литературных источников позволяет констатировать, что на сегодняшний день в науке не существует единой, общепризнанной типологии в описании профессиональной мотивации и классификации мотивов выбора профессиональной деятельности. Однако, обобщая импонирующие нам взгляды на мотивацию , можно, с известной долей условности, рассматривать содержание профессиональной мотивации, как состоящее из разнонаправленных мотивов и установок личности на профессиональную деятельность: «знаемых» и «реальных»; позиционируемых во вне и скрытых. Но, как справедливо мотив придает направленность не деятельности, а личности в целом. Ряд исследователей мотивацию ориентировочной, энергетической, собственно когнитивной, селективной, функциями. Очевидно, мотивация – явление полифункциональное. В то же время теоретический анализ свидетельствует, что многообразие функций мотивации, в своем большинстве, рассматривается исследователями по отношению к деятельности как обобщенной категории, тогда как функциональный репертуар именно профессиональной мотивации, обусловленный, в том числе, и личностными особенностями субъекта, изучен недостаточно и остается в зоне актуальных направлений педагогических исследований. Иными словами, исследовано многообразие функций мотивов и мотивации в деятельности личности, тогда как очевидная информативная функция профессиональной мотивации личнос
Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны.
ти изучена недостаточно. Подводя краткий итог, можно отметить: в ходе теоретического анализа обнаружено, что в настоящее время в педагогической и психологической науках отсутствует единая, общепринятая классификация мотивации и мотивов личности, в том числе и с точки зрения их профессиональной типологии. Результаты теоретического анализа дают нам основание рассматривать профессию в качестве особого личности, специфика которой состоит в том, что требования к её личностной (мотивационной, в том числе) и составляющим, заданы извне и общественных, по сути. Теоретический анализ теорий мотивации личности позволил в обобщенном виде определить содержание профессиональной мотивации, включающей разнонаправленные мотивы и установки личности на профессиональную деятельность: и позиционируемые во вне и скрытые. При доминировании мотивов и установок личности на самосовершенствование и самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение средствами профессии характеризует реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии. Опираясь на теоретические обобщения обозначенных авторов, можно с известной долей условности типизировать три основных подхода к изучению в отечественной и зарубежной науке. Первый подход базируется на реализации принципа стремления к равновесию, что сближает между собой отдельные концептуальные положения психоанализа и других ученых, является базисом личности. Основным структурным элементом мотивации в большинстве работ признается мотив.. Нам импонирует его точка зрения на мотивацию, которую он рассматривает как «всю совокупность мотивов, побуждающих к действию», как процесс, «представляющий собой динамическую составляющую деятельности» [194, с. 222]. В русле анализа мотивации деятельности, на основе критерия «вид проявляемой активности», предлагает различать такие типы мотивации, как: мотивация общения (коммуникативная мотивация); игровая мотивация; учебная мотивация (мотивация учения); профессиональная мотивация; спортивная мотивация; мотивация общественной деятельности. На наш взгляд, исходя из типологии основных видов деятельности (общение, игра, учение, труд, досуг) человека, дифференцируемых в психологии принята градация деятельности по видам и подвидам, в соответствии с которыми правомерно рассмотрение и таких типов мотивации, как социальная (общественная, этническая, культурная, карьерная и пр.) мотивация, мотивация художественной (изобразительной, театральной, музыкальной, вокальной и пр.) деятельности, профессиональная мотивация (педагогической, спортивной, военной, инженерной, управленческой и т.п. деятельности). Очевидно, профессиональная деятельность представляет собой особую категорию, выступающую в качестве частного случая деятельности личности. Анализ деятельности, осуществленный, свидетельствует, что существуют «отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих мотивов» [132, с.109], к числу которых как раз и относится профессиональная деятельность. Профессиональная мотивация, таким образом, представляет собой частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. Однако, как и в теории мотивации, в научном сообществе отсутствует единодушие по ряду вопросов о природе, сущности и содержании профессионально-трудовой мотивации человека. Зачастую предлагаемые исследователями трактовки профессиональной мотивации как научного понятия оказываются декларативными, не в полной мере или формализовано и верифицированными. Распространено и явление подмены понятий. Поэтому вплоть до настоящего времени в педагогических и психологических словарях отсутствует определение профессиональной мотивации – оно не является общепринятой понятийной категорией. Теоретико-методологический анализ литературы показал, что изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических подходах теории мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности. В основе наиболее распространенных за рубежом подходов к изучению профессиональной мотивации личности лежат отдельные положения ведущих специалистов общепсихологической теории мотивации. Причем большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации разрабатывается в русле психологии менеджмента и управления персоналом выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей. Формулировка второго определения «профессиональная мотивация» предполагает, что выбор профессии не только совершен, но и начато её освоение, т.е. субъект уже непосредственно включен в профессиональную деятельность. В этом аспекте под профессиональной мотивацией будет пониматься система мотивов и установок личности, обусловливающая непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. В этом ключе близкими по содержанию оказываются понятия «рабочая мотивация». В целом, несмотря на отсутствие строго однозначного определения профессиональной мотивации, во всем многообразии теоретических и методологических подходов к её пониманию, значительно затрудняющее её практическое исследование, многими авторами Подводя краткий итог, отметим:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных курсов, отвечающую общ
Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.
им требованиям в отношении норм учебной нагрузки. Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и экономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности.3. В ходе теоретического анализа нами обнаружено, что сложность и многоаспектность проблемы мотивации личности обусловливает множественность трактовок её как научного феномена. 4. Профессиональная деятельность представляет собой частный случай деятельности личности. Соответственно, профессиональная мотивация может рассматриваться как частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. 5. Изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических подходах психологии мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности. 6. Выявлено, что большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации базируется на изучении непосредственно выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей, тогда как мотивация на этапе выбора профессии и в период её начального освоения в зарубежной психологии изучена недостаточно. 7. В отечественной науке, прежде всего, в рамках психологической теории личности разрабатывается подход, основанный на принципе саморазвития. В рамках нашего исследования, профессиональную мотивацию мы будем рассматривать: 1) на этапе выбора и начального освоения профессии профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую выбор профессии, в которой, по мнению субъекта, в большей мере возможно удовлетворение его основных потребностей; 2) на этапе включения субъекта в профессиональную деятельность профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. Выводы по второй главе. На основе теоретико-методологического анализа предмета нашего исследования можно сформулировать ряд выводов:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и экономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности [168,169,170,171,223]. Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами было осуществлено эмпирическое исследование, непосредственная цель которого связана с общей целью диссертации и предполагает решение следующих задач: Сформировать экспериментальную выборку испытуемых и обосновать выбор диагностических методов исследования личностных свойств и профессиональной мотивации личности офицера. Осуществить сбор фактических данных о личностных свойствах и профессиональной мотивации испытуемых с выбором разных профессий офицера. Осуществить содержательный анализ эмпирических данных, в том числе с использованием методов математической статистики. Исследовать структуру личностных свойств, мотивов и установок на профессиональную деятельность испытуемых, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД России. Исследовать и охарактеризовать особенности динамику профессиональной мотивации в структуре личностных свойств субъектов, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД России. На основе анализа и теоретического обобщения эмпирических данных выявить информативную функцию профессиональной мотивации в структуре личностных свойств. Разработать педагогическую стратегию формирования профессионального офицера ВВ МВД России в соответствии с задачами практической части диссертационного исследования был определен его алгоритм. Исследование включало в себя 3 этапа: Первый этап – поисково-аналитический (сентябрь 2008г – август 2009 г.). Постановка научной проблемы в рамках педагогики и психологии профессиональной деятельности. Изучение проблемы и разработка педагогической стратегии формирования профессионального мировоззрения курсантов на начальном этапе освоения профессии офицера ВВ МВД России. Второй этап – экспериментально-диагностический (сентябрь 2009г.- ноябрь 2011г.). Планирование и проведение эмпирического исследования с использованием отобранных диагностических методов. Внедрение педагогической стратегии. Изучение детерминант и взаимосвязей профессиональной мотивации контрольной и экспериментальной группах, влияние её на формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров. Третий этап (декабрь 2012г.- 2013г.) – обобщающий. Обобщение и систематизация результатов исследования. В этом ключе:– исследовалась взаимосвязь параметров профессиональной мотивации с личностными свойствами, у испытуемых контрольной и экспериментальной групп, на начальном этапе освоения ими профессии офицера внутренних войск России;– выявлялась информативная функция профессиональной мотивации в структуре личностных свойств.- на основе использования информативной функция профессиональной мотивации в структуре личностных свойств разрабатывалась педагогическая стратегия на начальном этапе освоен
Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется значительными изменениями макросреды, представленные углублением глобализаций них процессов, быстрым обновлением производства, внедрением новейших технологий, влияющих на интенсивность их экономического роста. Поэтому для учета быстрых, структурных изменений, для повышения показателей, характеризующих развитие региона целесообразно всесторонне проанализировать региональный пространство.
ия испытуемыми профессии офицера внутренних войск России и проверена её эффективность. Результаты средних значений показателей и уровневого выражения личностных свойств были подвергнуты качественному и статистическому анализу. С целью осуществления качественного анализа количественных показателей была проведена оценка нормальности распределения эмпирических данных, полученных по методикам других методик используемых в нашем исследовании, с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Установлено что вероятность принадлежности экспериментальной выборки к генеральной совокупности с нормальным распределением находится на уровне что свидетельствует «о наличии симметричного распределения эмпирических измерений по всем шкалам» [39, с. 60]. Наличие симметричного распределения обусловливает использование параметрического критерия для дальнейшего анализа данных [39; 166].Анализ показателей в графиках, построенных на основании средних стеновых значений по методике проверка их по критерию Стьюдента, указывает на отсутствие количественных различий в выраженности отдельных личностных свойств субъектов у контрольной и экспериментальной групп: даёт нам основание полагать что выраженность средних значений стеновых факторов одинакова. У испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружено преобладание выраженности средних значений стеновых показателей по факторам (сдержанность – экспрессивность), (практичность – мечтательность), конформизм – нонконформизм), (расслабленность – напряженность) (Приложение №8). Оценка степени выраженности полярных значений факторов по методике. осуществлялась на основе анализа уровневых показателей, их частотности и процентной доли испытуемых, что позволило выстроить эмпирические профили личностных свойств для контрольной и экспериментальной групп испытуемых. Исследование теоретических и практических аспектов обучения курсантов в период начального освоения ими профессии офицера внутренних войск МВД России показывает, что при осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать ряд факторов связанных с уровнем и содержанием их мировоззрения, а именно: влияние современной социальной среды на формирование мировоззрения курсантов первокурсников; социальную значимость профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск и возможные негативные последствия в случае невыполнения ими своих служебных обязанностей. Среди других особенностей исследования проблемы мотивации курсантов на начальном этапе освоения профессии как условия реализации личностно-ориентированного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущего офицера внутренних войск России следует указать недостаточную освещённость системы подготовки военных специалистов во внутренних войсках России, наблюдается отсутствие обмена опытом между военными институтами внутренних войск России в поисках решения проблемы формирования мотивации и мировоззрения. Таким образом, существует противоречие между потребностью системы военного образования и требованием общества к высокому уровню профессионального мировоззрения офицеров выпускников военных институтов и отсутствием научно-обоснованных организационно-педагогических условий выявления его проблем и педагогической коррекции на начальном этапе освоения профессии. Указанное противоречие обусловило постановку научной задачи исследования, связанной с определением особенностей профессиональной мотивации курсантов, так как мотивация является одним из важнейших компонентов становления профессионального мировоззрения для разработки педагогической стратегии для совершенствования образовательного процесса. Объекту и предмету; использованием инвалидного и надежного диагностического инструментария и корректным применением математических методов, обеспечивающих высокую надежность статистических оценок; репрезентативностью выборки испытуемых; экспериментальных данных, полученных в исследовании; положительными результатами формирующего эксперимента. На защиту выносятся следующие положения:1. В процессе ранней профессионализации курсантов военных вузов целесообразно выделять следующие этапы становления мотивации 1) этап профессионального самоопределения, на котором осуществляется выбор и начальное освоение профессии; 2) этап включения курсанта в реально осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии со спецификой решаемых задач. 2. Содержание профессиональной мотивации как иерархия, отражающая соотношение комплекса мотивов и установок личности на профессиональную деятельность, включает «знаемые» (общественно-одобряемые, заданные требованиями профессии) и «реальные» (личностно-значимые) мотивы, позиционируемые во вне, и скрытые установки личности на профессиональную деятельность. Реальная профессиональная мотивация рассматривается как имеющий для человека особый личностный смысл. Под адекватной профессиональной мотивацией понимается соответствие требований профессии реальным мотивам и установкам, детерминированным потребностям самореализации личности в профессиональной деятельности. 3. В структуре личностных свойств будущего офицера внутренних войск России профессиональная мотивация приобретает особую информативную нагрузку, выступая показателем:- наличия реальных мотивов и установок на избранную профессиональную деятельность; степени их адекватности требованиям профессии;- формирующегося профессионального мировоззрения. В качестве индикатора содержания профессиональной мотивации и формирующегося профессионального мировоззрения у испытуемых выступают
Поставленные в работе проблемы можно решать только с учетом глобализационнызх процессов. Глобализация как процесс характеризуется, в первую очередь, объединением между народами и началом зарождения глобальных форм сосуществования человечества. Отметим, что издавна первичными формами объединения между народами были торговля и военные столкновения ( обязательно обуславливались политическими и экономическими факторами), которые в конечном итоге привели к стандартизации различных культур, религий, правовых систем и т.д. Из истории известно немало примеров, когда создавались и гибли целые империи, иногда даже очень большие, в пределах которых заметно усиливались хозяйственные связи, взаимовлияние различных языков, культур, обычаев, верований. Некоторые национальные образования существовали многие десятилетия и даже века, создавая тем самым условия для особо глубокого взаимопроникновения культур и других аспектов общественной жизни. Когда они распадались, на их месте или даже рядом с ними возникали другие с совершенно иной территориальной конфигурации и другим составом населения. Предыдущие культурные связи между народами бывших национальных образований терялись, вытеснялись новыми, и так множество раз. Взаимовлияние и взаимосочетание языков, культур, навязанные принудительными объединениями тех или иных народов в пределах определенного национального образования, были временными, неустойчивыми и ограниченными этими рамками, они никогда не приобретали глобальные масштабы.
В ходе приватизации жилья к населению бесплатно перешла в собственность значительная часть жилого фонда. Доля частного жилья увеличилась с 33% в 1990 году до 59% в 1998 году. Рынок жилья, образовавшийся вследствие приватизации, создал новые возможности для решения жилищного вопроса.
Для бедных слоев населения возможности улучшения жилищных условий значительно уменьшились из-за резкого сокращения объемов муниципального и ведомственного жилья, распределяемого бесплатно.
Следует отметить, что, в отличие от развитых экономик мира, в переходных обществах механизмы эффективного государственного влияния на экономические процессы находятся в состоянии формирования. Самой главной проблемой является отсутствие устоявшейся системы консолидации интересов, которая в развитых странах существует в виде « симбиоза » промышленного, торгового и финансового капиталов, развитой системы рынков, кредита финансовых, бюджетно - налоговых и других отношений, развитой нормативно-правовой базы. Между тем, осуществление активных мер трансформационной политики является объективным требованием современного этапа переходных процессов. Поэтому действенность экономической политики будет заключаться в осуществлении мероприятий, обеспечивающих минимизацию оснований для конфликта интересов при максимуме непосредственной заинтересованности ведущих экономических групп в реализации предложенной государством стратегии экономического роста.
Возможности улучшать жилищные условия за счет собственных средств сегодня весьма проблематичны и для среднедоходных слоев населения из-за высоких цен даже на самые обычные квартиры в большинстве городов страны. Доступность жилья, которая показывает, сколько лет средняя семья должна откладывать весь свой денежный доход, чтобы купить по рыночной цене стандартную квартиру (обычно за таковую берется двухкомнатная квартира), по расчетам специалистов, в среднем по России составляла в 2010 году 12,1 года для первичного рынка жилья и 10,2 года - для вторичного.
Современное общество имеет значительный дисбаланс основных составляющих. Главной диспропорцией развития является то, что одновременно с демократизацией общества не состоялась демократизация экономики. Напротив, процессы происходят в противоположных направлениях.
В среднем по всей совокупности обследованных на правах собственника занимают жилье 49,3% семей, проживают в не приватизированных квартирах - 39%, на правах коммерческого найма - 8,8% семей.
В России жилищная сфера остра и проблематична, хотя и предпринимаются методы эффективного регулирования.
Молодые семьи сейчас могут проживать как самостоятельно, так и совместно с родственниками.
Таблица 1 – Удельный вес молодых семей, проживающих, самостоятельно или с родителями и другими родственниками, по отдельным регионам Российской Федерации.
Регион |
Молодые семьи, проживающие самостоятельно, % |
Молодые семьи, проживающие совместно с родителями и другими родственниками, % |
Республика Коми |
59,5 |
40,5 |
Республика Марий Эл |
52,7 |
47,3 |
Удмуртская Республика |
48,9 |
51,1 |
Якутия |
65,5 |
34,5 |
Архангельская область |
59,2 |
40,8 |
Астраханская область |
51,7 |
48,3 |
Белгородская область |
47,4 |
52,6 |
Ивановская область |
48,9 |
51,1 |
Иркутская область |
60,3 |
39,7 |
Курганская область |
69,5 |
30,5 |
г. Москва |
28,5 |
71,5 |
Нижегородская область |
46,6 |
53,4 |
Новосибирская область |
66,2 |
33,8 |
Рязанская область |
45,7 |
54,3 |
Ростовская область |
45,0 |
55,0 |
Республика Мордовия |
54,8 |
45,2 |
г. Санкт-Петербург |
31,3 |
68,7 |
Томская область |
60,5 |
39,5 |
Ульяновская область |
55,8 |
44,2 |
Хабаровский край |
60,0 |
40,0 |
Челябинская область |
55,8 |
44,2 |
Читинская область |
71,0 |
29,0 |
Региональные показатели, характеризующие удельный вес молодых семей, проживающих совместно с родителями, близки к показателям, характерным для Российской Федерации в целом: 51,3 % молодых пар проживают самостоятельно. Таким образом, в среднем в России каждая вторая молодая семья проживает совместно с родителями и другими родственниками.
Заслуживает внимания и тот факт, что данный показатель для Москвы и Санкт-Петербурга значительно выше: лишь менее 30 % пар имеют возможность проживать самостоятельно. Можно предположить, что данная ситуация во многом обусловлена высокими ценами на рынке недвижимости в данных городах.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является одним из направлений жилищной политики.
В течение четырех лет (2006 - 2009 годы) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов 2765 молодых семей.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Снижает эффективность реализации подпрограммы невозможность инвестирования средств в долевое строительство.
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
В Республике Мордовия в очереди на получение жилья по состоянию на 1 января 2010 г. стоят 4980 молодых семей. Для обеспечения молодых семей жильем разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Молодежная жилищная политика предусматривает удовлетворение потребности всех групп молодежи в благоустроенном жилье, отвечающем современным и перспективным требованиям, на основе:
развития рыночных механизмов и кредитно-фиинансовой государственной поддержки в реализации конституционного права молодежи на жилище;
формирования фондов социального и арендного жилья, предоставляемого низко и малообеспеченным молодым семьям и молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма;
преференции в обеспечении благоустроенным жильем молодых специалистов и ученых, с выделением ключевых отраслей экономики и приоритетных направлений науки, обеспечивающих переход на инновационное развитие;
привлечения молодежи, переселяющейся для работы в районы освоения природных ресурсов Сибири, Севера, Дальнего Востока, в сельскую местность трудонедостаточных регионов и не обеспеченных жильем;
улучшения проектирования жилья для молодежи, развития и модернизации жилищно-строительной индустрии, снижения стоимости жилищного строительства.
Таким образом, следует отметить, что поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, а также влияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.