ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА РОССИИ К «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА РОССИИ К «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «зеленые» технологии охватывают следующие сферы: общее экологическое управление (управление отходами, борьба с загрязнением воды, воздуха, восстановление земель и пр.); производство энергии из возобновляемых источников (солнечная энергия, биотопливо и пр.), смягчение последствий изменения климата, снижение вредных выбросов в атмосферу, повышение эффективности использования топлива, а также энергоэффективности в зданиях и осветительных приборах [9].

Идея зеленой экономики в качестве программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была принята в 2008 году.

Для переориентации мирового хозяйства на устойчивую в экономическом, социальном и экологическом отношении модель роста принципы «зеленой» экономики должны быть интегрированы в реализуемые ныне структурные реформы. Эксперты выделяют четыре основных канала (определяя и соответствующие им эффекты), посредством которых формирование «зеленой» экономики и связанные с этим структурные реформы могут служить двигателями экономического роста, воплощающегося в том числе и в увеличении ВВП.

Во-первых, переход к зеленой экономике способен увеличивать входные ресурсы естественного, физического и человеческого капитала (это – input effects). Речь идет о повышении продуктивности природных ресурсов (лесных, рыбных, сельскохозяйственных угодий, др.) за счет более эффективного управления естественным капиталом, о повышении качества человеческого потенциала от улучшения здоровья и сокращения заболеваемости населения вследствие улучшения состояния окружающей среды и, наконец, о снижении экономического ущерба от потерь физического капитала вследствие более умелого управления экологическими рисками, включая лесные пожары, наводнения, другие стихийные природные явления.

Во-вторых, этот переход должен сопровождаться благоприятными структурными изменениями и предполагает значительные инвестиции в ряд системообразующих секторов, включая энергетику, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и др., направленных на обновление производственного аппарата, повышение энергоэффективности, переход к альтернативным источникам энергии и снижение выбросов парниковых газов. Все эти результаты выражаются в повышении в широком смысле слова эффективности базовых отраслей экономики (efficiency effect). Одновременно с этим, в-третьих, самостоятельно выделяются, как важный фактор роста, инвестиционные вложения в развитие «зеленой» инфраструктуры, включая систему водоснабжения и канализации, общественный транспорт, ориентированный на альтернативные источники топлива и др. Указанные структурные изменения и значительные инвестиции способны подстегнуть экономический рост, как со стороны предложения, так и со стороны спроса, одновременно расширяя занятость и способствуя снижению (особенно значительной в период кризиса) безработицы. В данном случае речь идет о стимулирующих эффектах (stimulus effects).И, наконец, в-четвертых, переход к зеленой экономике стимулирует инновационную активность, в том числе и на уровне фирм (измеряемую, как правило, через затраты на НИОКР и патентную активность), которая должна быть поддержана, наряду с созданием благоприятной конкурентной среды, также и методами регулирования, включая введение в действие стандартов и регламентов. В данном случае речь идет об инновационном эффекте (innovation effects).

Особое внимание при переходе к зеленой экономике уделяется формированию современной инфраструктуры, которая имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и модернизация которой представляет собой важнейший элемент анализируемых здесь структурных реформ. В состав инфраструктурных секторов входит водная инфраструктура (включая дамбы и водохранилища), землестройство и планировка территорий, жилищное строительство и развитие урбанизированных территорий, система защиты прибрежных территорий от наводнений, дорожно-транспортная инфраструктура (в том числе порты, мосты, дороги), энергетика (включая АЭС) и ряд др. Эти сектора характеризуются длительными сроками службы используемого в них производственного аппарата (по перечисленному кругу секторов – от 20 до 200 лет) и долгосрочным характером инвестиций, вследствие чего их экологически ориентированная модернизация приобретает принципиальное значение. Одновременно для инфраструктурных отраслей характерны ярко выраженные экономия от масштаба производства, сетевые эффекты и синергия между экономическими, экологическими и социальными целями, что повышает эффективность соответствующих инвестиций.

Рассмотрим некоторые пути формирования зеленой экономики в странах, которые считают это направление приоритетным.

Одним из мировых лидеров, является Южная Корея. В этой стране 3 % ВВП или 60 млрд долл. США за 5 лет с 2011 г. планируется направить на развитие «зеленых» секторов, и создано 1,8 млн рабочих мест [3]. Южная Корея, избравшая концепцию «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, основное внимание уделяет промышленности, энергетике и инвестициям, «зеленым» видам транспорта, альтернативным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, развитию парков, обустройству рек в черте города. Различные проекты, которые министерства осуществляли самостоятельно, были объединены в единый пакет, чтобы избежать бюджетных расходов на второстепенные цели.

С 2011 г. Южная Корея запустила систему «зеленых платежных карт» для стимулирования «зеленого» потребления товаров, произведенных с экологическими инновациями. С помощью таких карт учитываются потребление «зеленых» товаров и услуг, использование общественного транспорта вместо личного а также, использование энергоэффективных товаров. Для России этот опыт, на наш взгляд выглядит довольно интересным, особенно в связи с формированием национальной платежной системы. Возможно, она должна включить в себя и «зеленую» составляющую.

США в качестве основных направлений развития зеленой экономики выбрали развитие альтернативной энергетики. С помощью солнечных установок к 2030 г. будет производиться 65 % энергии, потребляемой страной и 35 % – тепла. Властям американских штатов дано два года (начиная с 2014 г.) на то, чтобы самостоятельно выработать конкретные меры для достижения этой цели. Президент Барак Обама объявил о своем плане инвестиций в развитие экологически чистых видов технологий на следующие 10 лет, чтобы не только улучшить экологическую ситуацию, но и создать до 5 млн рабочих мест [6].

Практически во всех странах ЕС разработаны «зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства эко-поселений, а также систем утилизации. В ЕС приняты стандарты на автомобильные выхлопы Евро-5 и уже готовится введение новых Евро-6. Выделяются многомиллионные субсидии покупателям на приобретение электромобилей. Великобритания приняла экономику «зеленых» технологий в качестве стратегии своего национального развития и недавно обнародовала свои «зеленые» проекты, нацеленные на создание 100 тыс. новых рабочих мест.

В Китае планируется к 2020 г. получать 15 % (сейчас 9 %) электроэнергии из возобновляемых источников, а углеродоемкость экономики снизить на 45 %. Тенденция на развитие зеленых технологий в Китае установилась с 12 пятилетки (то есть с 2011 года). В КНР принудительно закрыли более 2 тыс. экологически грязных компаний. Объем госвложений в энергосбережение, возобновляемую энергетику, соответствующие технологии в КНР в несколько раз превысил показатели США и ЕС. Китайские производители уже занимают 40 % мирового экспорта солнечных батарей и 20 % – ветряных установок. Еще одно направление «зеленых» технологий, которые развивают в Поднебесной – это нанотехнологии, в текущем году был открыт Глобальный инновационный центр нановолокна Glodal Innovation GICNA. Необъявленная цель Пекина – стать мировым лидером в области зеленых технологий в XXI веке.

Хантер Ловинс (Hunter Lovins), автор многих книг, в их числе «Натуральный капитализм» (Natural Capitalism), «Защита климата: руководство для городов» (Climate Protection Manual for Cities), в интервью Green Technology (www.green-technology.org) приводит несколько примеров о том, как государства разных стран ведут подготовку перехода к зелёной экономике. Хантер, в частности, рассказывает о Швеции и заявлении шведов о том, что к 2020 году страна планирует полностью избавиться от нефти, а также исключить из процессов уголь и ядерную энергию. Япония объявила о 40 % сокращении использования нефти, как источника энергии. Европейская Комиссия анонсировала план «20 20 к 2020», предусматривающем сокращение выбросов углерода на 20 % наряду с увеличением использования возобновляемых источников энергии до 20 % к 2020 году [4].

Россия имеет уникальные возможности и предпосылки для зеленой экономики. Обширная территория, выгодное геополитическое положение, имеющиеся финансовые и природные ресурсы, растущее предложение на рынке все более эффективных и доступных зеленых технологий и другие факторы благоприятствуют новым возможностям. Наиболее важными сегментами экономики, требующими реформирования с позиции применения принципов зеленого развития, являются сектор утилизации отходов, энергетическая отрасль и сектор водного потребления.

После проведенного Саммита «РИО + 20» силы российского общества направлены на реализацию стратегии по переходу к «зеленой» экономике.

В рамках перехода к «зеленой» экономики, предполагается: повысить эффективность ресурсов; усовершенствовать казахстанскую инфраструктуру; улучшить благосостояние населения.

Основными задачами по переходу к «зеленой экономике», которые стоят перед страной, являются: повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими; модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры; повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андрианов В. Д. «Зеленые» тренды в деятельности коммерческих банков и финансовых институтов развития / В. Д. Андрианов, Е. А. Селявина // Бизнес и банки. - 2013. - Февр. (№ 3). - С. 1-7.

  2. Анисимов С. П. «Зеленая экономика» и электроэнергетика / С. П. Анисимов, И. К. Хузмиев // Национальные проекты. - 2013. - № 6. - С. 4-13.

  3. Афанасьев В. Нам пора реально включиться в борьбу против угрозы глобальной экологической катастрофы - Россия вполне в состоянии стать локомотивом развития экологических технологий / В. Афанасьев // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2013. - № 11. - С. 42-55.

  4. Афонцев С. А. Мировая экономика в поисках новой модели роста / С. А. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 2. - С. 3-12.

  5. Башорина О. В. Экологизация экономики России: проблемы и перспективы / О. В. Башорина, И. М. Темкина // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2011.  №3. – С. 94-102.

  6. Берденова К.А. «Зеленая» экономика как двигатель устойчивого развития / К. А. Берденова, В. В. Штанг, С. В. Синцов // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2012.  №15. – С. 15-19.

  7. Бобылев С. Н. Доклад о человеческом развитии Российской Федерации за 2013 год / Под общ. ред. С. Н. Бобылева.  ООО «РАИЛЬФ», 2013. – 202 с.

  8. Бобылев С. Н. Зеленая экономика: перспективы для России / С. Н. Бобылев // Экологическое право. – 2011. – № 6. – С. 39-41.

  9. Гурьева М. А. «Зеленая экономика» в России / М. А. Гурьева, Д. В. Наймушина // Теория и практика общественного развития. – 2015.  №7. – С. 58-59.

  10. Джонсон, М. Зеленая экономика как система / Марк Джонсон, Джон Саскевич // Harvard Business Review. – 2010. – № 1/2. – С. 87-95.

  11. Егорова М. С. Государственная политика в области становления «зеленой экономики» в России / М. С. Егорова, П. А. Глик // Интернет-журнал Науковедение. – 2014.  №3(22). – С. 1-8.

Просмотров работы: 1885