ОТРАЖЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ФГОС НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТРАЖЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ФГОС НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Зинченко О.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время обучение осуществляется на основе ФГОС. Будущими педагогами являются студенты, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование. Одной из составляющих профессиональной компетентности педагогов является коммуникативная компетентность. Целью данной статьи является выявление целевых установок на формирование коммуникативной компетентности в ФГОС направления подготовки Педагогическое образование.

Рассмотрим наше понимание термина «коммуникативная компетентность» в контексте смежных понятий. В качестве смежных понятий возьмём для рассмотрения следующие: компетентностный подход, компетенция, компетентность, коммуникативность, компоненты компетентности.

Компетентностный подход к профессиональной подготовке предполагает, что интегральная готовность обучающегося к профессиональной деятельности разбивается на относительно независимые фрагменты – компетенции. Цель профессиональной подготовки обучающегося формулируется как формирование у обучающегося перечня компетентностей, соответствующих его будущей профессиональной деятельности.

Компетенция представляет собой самостоятельный фрагмент профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение определённых действий, являющихся составными частями профессиональной деятельности.

Понятие «компетентность» выражает степень обретения обучающимся профессиональных знаний, умений и навыков, составляющих компетентность, достаточную для практической реализации соответствующих действий. При этом уровень реализации действия должен обеспечивать полноценное выполнение профессиональной деятельности.

Коммуникативность будем рассматривать как способность целенаправленно осуществлять общение с определённой социальной группой (или группами), направленное на информационную и координационную поддержку совместной деятельности.

Компоненты компетентности – фрагменты компетентности, являющиеся её элементами при рассмотрении компетентности как системы. И.А. Зимняя представляет следующий компонентный состав компетентности: 1) мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); 2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); 3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); 4) ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); 5) эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [1, с. 25-26]. Филатова Е.В. рассматривает следующие компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный, операционно-деятельностный [4].

В качестве универсальных фрагментов любой компетентности мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-целевой, информационно-алгоритмический и операционно-деятельностный. Мотивационно-целевой компонент составляют готовность индивида осуществлять соответствующие действия, планировать и управлять этими действиями, совершенствовать их. Информационно-алгоритмический компонент включает в себя наличие индивида знаний, необходимых для осуществления действий, а также составляющих действия алгоритмов (технологий). Операционно-деятельностный компонент представлен способностью осуществлять соответствующие действия на практике на основе содержания информационно-алгоритмического компонента и в соответствии с мотивационно-целевым.

Итак, коммуникативная компетентность педагога может быть описана следующим образом. Коммуникативная компетентность педагога представляет собой способность индивида осуществлять общение с обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией с целью обеспечения освоения обучающимися соответствующей образовательной программы в соответствии с ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Мотивационно-целевой компонент коммуникативной компетентности педагога составляет готовность к осуществлению общения и управления посредством общения процессом освоения обучающимися образовательной программы, а также ориентацию на совершенствование своих коммуникативных навыков на базе освоения новых знаний из педагогики и психологии и собственной практики общения. Информационно-алгоритмический компонент включает в себя знания из области педагогики и психологии, знание русского литературного языка, языка научного общения, хотя бы одного иностранного языкана уровне, позволяющим обеспечивать коммуникацию с использованием соответствующих языковых средств. Операционно-деятельностный компонент заключается в способности осуществлять общение в процессе профессиональной деятельности, воспринимать и анализировать уровень эффективности достижения целей обучения посредством использования средств коммуникации, на основе результатов анализа собственной коммуникативной деятельности осуществлять совершенствование всех компонентов коммуникативной компетентности.

Целевые установки на развитие коммуникативной компетентности у будущих педагогов отражены в обоих действующих ФГОС для направлений подготовки Педагогическое образование (с одним и с двумя профилями подготовки) [2, 3]. Компетенции, присутствующие во ФГОС, полностью покрывают описанное выше понятие коммуникативной компетентности. Перечень компетенций, направленных на формирование коммуникативной компетентности, представлены в следующей таблице 1:

Таблица 1

Перечень компетенций, направленных на формирование коммуникативной компетентности по направлению подготовки Педагогическое образование

44.03.01 Педагогическое образование (2015 г.)

44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (2011 г.)

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4).

Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6).

Владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать иоценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежныхисточников (ОК-10).

Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Способность к работе в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).

Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6).

Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6).

Источник: составлено автором на основе ФГОС Педагогическое образование

Таким образом, действующие в настоящее время стандарты подготовки бакалавров педагогического образования требуют развития у будущих педагогов коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя рассматривается как целенаправленный процесс и результат развития профессиональных умений (умения устанавливать психологический контакт с аудиторией, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные умения) и личностных качеств (доброжелательность, тактичносгь, обьективность, толерантность, организованность, инициативность и др.) будущих учителей, способствующих творческому решению педагогических задач (предметно-познавательных, практико-ориентированных, личностно ориентированных), возникающих в процессе обучения и совместной деятельности участников образовательного процесса.

Библиография:

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования "бакалавриат") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04 декабря 2015 г. N 1426) [Текст] / Режим доступа. – http://sspu.ru/pages/edu/perechen-op/standart/fgos-44.03.01-(050100.62).pdf (дата обращения 15.01.2016 г.)

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46) (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Текст] / Режим доступа. – минобрнауки.рф/документы/1909 (дата обращения 15.01.2016 г.)

  4. Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура //Magister Dixit. - 2012. - №1(03). - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya2_filatova.pdf.

Просмотров работы: 1038