ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МО РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МО РФ

Мартынов М.И. 1, Терещенко О.А. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Достижение нового качества военно-педагогического образования офицерских кадров сегодня связывается с гуманизацией и гуманитаризацией военного образования. В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» провозглашается «гуманистический характер образования», а развитие личностных качеств обучаемых определяется важной задачей высшей школы [1]. В соответствии с принципами гуманизации, организация учебного и воспитательного процесса военных вузов должна ориентироваться на человека как на главную ценность, его образовательные потребности и интересы. Общими целями гуманизации военно-педагогического образования можно определить:

– создание условий для формирования у будущих офицеров гуманитарного мышления и педагогических способностей в соответствии с их возможностями и интересами;

– усиление тех положений педагогической науки, которые ориентированы на преодоление прагматического подхода к человеку как к главному ресурсу и послушному исполнителю указаний сверху;

– рассмотрение периода обучения в военном вузе в качестве важного этапа социализации военных кадров, призванного обеспечить формирование ценностей их личностного роста;

– совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей слушателей и курсантов;

– формирование уважительных, доверительных отношений между различными участниками военно-педагогического процесса.

Реалии сегодняшнего дня требуют нового подхода к воспитанию, как компоненту системы военного образования, потому что проблемы обеспечения надежной безопасности не могут эффективно решаться без воспитанного (социализированного, культурного) человека. В соответствии с принципами гуманизации, в учебном процессе военных вузов следует полнее учитывать образовательные интересы и потребности курсантов, устанавливать доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса [2].

Под гуманизацией образования понимается процесс создания в военном вузе условий для самореализации, самоопределения личности курсанта в пространстве современной культуры, формирования развивающей образовательной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, развитию творческого мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в военно-профессиональной и общественной деятельности. Гуманитаризация образования предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Эти процессы дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи с процессом фундаментализации образования.

Гуманизация предстает как динамическая характеристика реализации гуманитарной составляющей военного образования. Диалектика гуманизации выражается в её нацеленности, с одной стороны, на обобщенную модель гуманитарного образования офицера, а с другой – на раскрытие его неповторимой индивидуальности. Гуманитаризация военного образования является частью и средством гуманизации и предусматривает, во-первых, увеличение в содержании образования знаний о человеке и человечности; выявление гуманитарной составляющей всех учебных дисциплин; во-вторых, улучшение качества преподавания гуманитарных, общеобразовательных, военно-профессиональных и психолого-педагогических дисциплин. Гуманизация и гуманитаризация образования способствуют достижению важных целей воинского обучения и воспитания - развитию в единстве аналитического и интуитивно-образного мышления слушателей и курсантов на основе синтеза педагогического управления и саморегуляции будущего офицера.

Социально-гуманитарные знанияформируют духовно-нравственный и мировоззренческий потенциал личности офицера, ее кругозор и уровень общей культуры, т.е. фундамент тех качеств, которые имеют непосредственное значение для работы с личным составом. Однако следует отметить, что существующая сегодня система гуманитарного образования бывает часто перегружена учебной информацией и формирует особый тип личности интеллектуального потребителя. В немалой степени это связано со слабой направленностью существующих государственных образовательных стандартов профессионального образования на развитие личности курсантов.

В современных условиях развитый духовный мир будущего офицера становится основой его успехов и достижений в военно-педагогической деятельности, условием личностной самореализации при выполнении задач военной службы. Гуманитаризация военно-педагогического образования предполагает совершенствование воспитания курсантов военных вузов на основе патриотизма, лучших тра­диций российского народа и его армии, насыщение духовным, нравственным, культурным содержанием учебного и внеучебного времени, межличностного общения и досуга в интересах раскрытия их творческих способностей, формирования социально активной, жизнестойкой личности. При этом значимым фактором успешной реализации педагогического потенциала воспитательных мероприятий является выполнение планов учебной и воспитательной работы, их адаптация к специфике военного вуза, особенностям профессиональной подготовки военных кадров.

Гуманизация и гуманитаризация образования означают создание такой образовательной системы, которая:

- отвечает гуманистическим ценностям и идеалам личности;

- предполагает изменение личностной культуры и охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности;

- повышает свободу личности одновременно с расширением сферы ее ответственности;

- преодолевает технократизм, усиливает мировоззренческие и гражданские начала в воспитывающем обучении.

Гуманитарный контекст повышения качества образования в высшей военной школе ориентирует на то, чтобы, во-первых, обеспечить психолого-педагогическую поддержку саморазвития, самореализацию слушателей и курсантов, актуализацию развития их духовных начал, эмоционально-волевую устойчивость, психолого-педагогические условия разумного сочетания существующего «информационного прессинга» и организованной системы образования; во-вторых, помочь выработке у них избирательного отношения к различным культурным традициям, умения ранжировать информацию в целях интенсивного развития своих гуманитарных качеств, в том числе оптимального использования компьютеризации обучения; в-третьих, реализовывать механизмы формирования ценностной базы, нравственных установок и достойной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, – М.: Еврошкола. Воронеж. 2012, №1(4) С.227–319.

2. Гожиков В.Я. Концепция гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (выпуск 5). М.: ВУ МО, – 2008. – С.113–164.

Просмотров работы: 870