РОЛЬ И МЕСТО КУРСАНТОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ РОССИЯН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ И МЕСТО КУРСАНТОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ РОССИЯН

Алехин Д.Д. 1, Вецель М.В. 1, Склярова О.Н. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотизм – это любовь к Родине,

преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность,

вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. К сожалению, через средства массовой информации и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У молодежи обнаружились проявления равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей родины – России. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Гражданское воспитание включает в себя множество направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание [1].

Воспитание патриотических чувств у юных россиян – одна из важных задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям и согражданам, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Серьезная работа в этом плане отводится курсантам высших военно-учебных заведений России [2]. Именно курсанты, являясь мотивированной частью молодежи России с патриотическим базисом, способны оказать доверительное влияние на процесс патриотического воспитания учащихся в своих школах, других учебных заведениях. Именно в школьной среде ранее формировался их авторитет и именно здесь их беседы имеют максимальное воспитательное действо.

Задача направлена на поддержку условий для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества, защиты государства.

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Ключевая идея воспитательной системы в учебном заведении направлена на формирование активной гражданской позиции школьника – молодого человека – юного россиянина. Из ступеней развития гражданственности выделим «воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью» [3].

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в планы воспитательной работы в учебном заведении необходимо включать мероприятия с привлечением курсантов разных курсов, посвященные важным датам России (День конституции, День Победы, День защитника Отечества), посещение музеев, возложение цветов к памятникам погибшим воинам.

Многовековая история народов России свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности [4].

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства; проявление гражданских чувств; гордость за своё Отечество, за символы государства; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа; гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Из наиболее важных направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования, где могут быть привлечены курсанты, следует выделить следующие [5]:

  • Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

  • Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений молодого человека к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Определенное место в патриотическом воспитании занимает личный состав курсантов военно-учебных заведений России. Результативность их работы в учебных заведений измеряется степенью готовности и стремлением подопечных к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону,1993. Ч.1. С. 11-42.

2. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

3. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987. С. 8-20.

4. Тисленкова И.А. Гражданское – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград, 2006.

5. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград, 2006.

 

4

 

Просмотров работы: 1070