ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Зайнулабидов Б.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее десятилетие в России характеризуется ростом гражданского самосознания, патриотических чувств и социальной активности населения. Во многом это является результатом обращения государства к проблемам молодежной политики образования, возвратом школе ее воспитывающей функции, развитием нормативно-правовых основ воспитания молодых граждан страны (в числе которых: Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года, Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года, Национальная инициатива «Наша Новая школа» и др.).

Во всех федеральных округах отмечается развитие добровольческих молодежных движений, увеличивается число старшеклассников, вовлеченных в социально-значимую деятельность. На фоне роста влияния добровольчества во всех сферах государства отмечается недостаточное количество научных исследований, посвященных феноменологии этого явления, возможности использования его потенциала в формировании личности гражданина страны. В нашем исследовании была предпринята попытка рассмотреть опыт добровольческой деятельности учащихся старших классов через призму научного анализа проблемы.

В ряде научных работ добровольческая помощь старшеклассников психолого-педагогическому коллективу образовательной организации упоминается в контексте решения разнообразных проблем, оказавшихся в фокусе внимания школьной службы медико-психологического и социально-педагогического сопровождения (при поддержке детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, с зависимым поведением и пострадавших в результате школьного насилия, а также в системе реализации инклюзивного образования. Однако, в этих исследованиях практически не рассматривались изменения, происходящие в сознании и поведении самих школьников-добровольцев.

Можно отметить лишь небольшое количество педагогических работ, направленных на привлечение школьников к волонтерской деятельности.

В исследовании О.В. Митрохиной (2004) отмечается, что учащиеся подросткового возраста являются наиболее перспективной категорией добровольцев для работы в среде сверстников по профилактике безнадзорности. Однако, по мнению автора, необходимо сформировать у них интерес к такой деятельности и вооружить их специальными знаниями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу школы.

В работе Н.В. Попович (2009) отмечается, что вовлечение детей старшего подросткового возраста в социальную практику и деятельность детских общественных объединений является эффективным фактором педагогического влияния на школьников, что выражается качеством сформированности гражданской позиции, характером включенности в жизнь общества, закреплением социально-позитивного поведения.

В исследовании Т.А. Садчиковой (2009) выработаны критерии и показатели эффективности добровольческой деятельности в формировании гражданской ответственности старшеклассников: сформированность мотивации, социальная ориентированность, эмоциональная отзывчивость, развитие самоконтроля, социальная активность. При этом педагогическими условиями вовлечения учащихся в добровольчество выступают: специализированная психолого-педагогическая подготовка, партнерское взаимодействие педагогов и школьников, формирование волонтерских отрядов, осознание учащимися своей роли в добровольческом движении.

Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что добровольческая деятельность учащихся позитивно влияет на развитие их социальных качеств и способствует успешной социализации и становления гражданской позиции. Это позволило нам прийти к выводу о необходимости более тщательного теоретико-практического анализа феномена школьного добровольчества, изучения его воспитательного потенциала и специфики его влияния на поведение и социально-психологические характеристики школьников-добровольцев.

С этой целью нами была разработана модель вовлечения учащихся старших классов общеобразовательной школы в социальную практику на основе использования добровольческих технологий, частично описанная в наших исследованиях. Модель включает в себя: цель, задачи, принципы, направления деятельности, критерии оценки, показатели вовлеченности в добровольческую практику.

Согласно предлагаемой нами модели, основными направлениями добровольческой деятельности старшеклассников:

  1. воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;

  2. первичная психосоциальная поддержка населения различных групп риска;

  3. профилактика девиантного поведения несовершеннолетних:

  4. создание условий для саморазвития и самообразования учащейся молодежи;

  5. развитие социальных и предпрофессиональных компетенций старшеклассников;

  6. волонтерское сопровождение региональных и республиканских культурно-массовых и спортивных мероприятий;

  7. поддержка деятельности ресурсных центров инклюзивного образования и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

  8. реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

В настоящее время нами осуществляется апробация указанной модели на базе Движения добровольцев Дагестана в городских и сельских школах республики.

Литература:

1. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.

2. Омарова П.О., Магомедов Д.З., Зайнулабидов Б.М. Добровольческие технологии работы с молодежью // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь за патриотизм и межнациональное согласие" /Гл. ред.: к.психол.н., проф. П.О. Омарова – г. Избербаш, 5-6 октября 2013 г. – М.: Парнас, 2014 – С. 218-225

3. Омарова П.О., Зайнулабидов Б.М. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников //Ж. "Фундаментальные исследования"№2 (часть 15), 2015 - 3365-3369 с.

4. Омарова П.О., Шахова Р.М. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С.295.

Просмотров работы: 614