К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Магомедова А.Н. 1, Гаджиева П.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью является одной из актуальных в специальной психологии и коррекционной педагогике, поскольку ее изучение создает необходимые теоретические предпосылки для решения практических вопросов, определяющих характер, возможности, направленность коррекционных мероприятий в коррекционно-образовательной и социальной среде.

В науке накоплено значительное количество сведений, касающихся психологических особенностей эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью, позволяющих положительно оценивать возможности их продвижения в эмоциональной сфере с учетом возрастной динамики под воздействием коррекционных мероприятий (А.Н. Грабова, Г.М.Дульнев, Н.Г. Морозова, И.М. Соловьева, Ж.И.Шиф и др.).

Актуальность изучения специфики эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья обозначил еще в 1964 г. основатель психологии состояний Н Д. Левитов. Он выделял в качестве отдельной задачи данной отрасли психологии изучение психических состояний при грубых нарушениях психической деятельности. Общая цель этих исследований, очевидно, сводится к тому, чтобы разработать надёжную практическую систему управления психическим состоянием человека.

Изучение данной проблемы велось в двух направлениях:теоретическом и практическом.В теории рассматривались понятия, классификации психических состояний, изучались их структурные компоненты, связь с различными сторонами психики (В А. Ганзен, Л Г. Дикая, Л. В. Куликов,Т. А. Немчин, А. О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, Е.Б.Цагарелли, И.И.Чеснокова и др)

В прикладной психологии изучались состояния, возникающие в стрессовых ситуациях у умственно отсталых детей, под воздействием неблагоприятных факторов среды (Н. М. Беленко, Т. А. Немчин и др.)

В педагогической психологии проводились теоретико-практические исследования, посвящённые изучению особенностей психических состояний умственно отсталых детей разного возраста (Д. Г. Бадмаева, С. В.Велиева, С. А. Гапонова, А. Н. Пичугина, О. А. Слепичева, А. М. Федосеева, А. Б. Хромов, Н. В.Хураськина, Е. Е. Чернухина, О. И. Шмырёва, А. М. Щетинина и др.).

Проведенный нами анализ литературы показал, что эмоциональные состояния как класс психических состояний при умственной отсталости являются слабо изученным психологическим феноменом. Данный факт обосновывает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Под эмоциональными состояниями в психологии понимаютсостояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целоеэмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Проведенный нами системный анализ структуры эмоциональных состояний умственно отсталых детей показал их качественно-количественное своеобразие, обусловленное стойким психическим недоразвитием, характерным при умственной отсталости.

По мнению Г.Е. Сухаревой интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом все авторы отмечают, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых детей связано с тяжестью и местом локализации поражения коры головного мозга.

С. Я. Рубинштейн [1979] связывает становление механизмов эмоциональнойсаморегуляции у умственно отсталых школьников с изменением отношений между аффектом и интеллектом. «Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается у школьников с умственной отсталостью в том, что они ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды... Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся ... с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д.» [Рубинштейн, 1979, с.165].

Умственно отсталые дети не способны самостоятельно освоить свою роль и не понимают, как себя вести.часто такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают конкретных ситуаций, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации. Наблюдения за умственно отсталыми детьми показали, что настроение их быстро меняется от приподнятого до депрессивного, часто возникают приступы немотивированной агрессии, злости, не только к окружающим, но и к самим себе.

Разнообразные неадекватные, не соответствующие возрасту и ситуации психические состояния, столь характерные для умственно отсталых детей напрямую зависят от того, к какой клинической группе они принадлежат.

На основании исследований М.С. Певзнер всех детей – олигофренов можно условно разделить на три группы:

Для детей первой группы характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.

У детей, относящихся ко второй группе реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.

У детей третьей группы не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Однако для умственно отсталых детей, относящиеся ко всем клиническим группам, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Вместе с тем, при длительной, хорошо продуманной коррекционной работе можно добиться значительных результатов в развитии высших чувств и возможности управлять своим поведением и эмоциями. Наше исследование подтвердило, что эмоциональные состояния умственно отсталых детей зависят не только от степени дефекта, но и от характера коррекционного воздействия, окружающей обстановки и правильно организованного обучения.

В своем исследовании мы доказали, что опираясь на общие закономерности детского развития, как в норметак и при патологии, относительную возможность регуляции эмоциональных состояний при коррекционном воздействии на различные структурные компоненты личности умственно отсталых детей.

Литература

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности: Учебник. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

2. Белкин А.С. Нравственное воспитание умственно отсталого ребенка: Учебник. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

3. Бодалев А.А. Психология личности: Учебник. - М.: Академия, 2005. - 544 с.

4. Ветрова В. Развитие и коррекция: Учебник. - СПб.: Питер, 2005. - 560с.

Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии: Учебник. - М.: Геотар Медиа, 2007. - 640 с.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебник. М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.

6. Эмоционально-волевая сфера младших школьников: Методическое пособие. - М.: «АСВ», 2008. - 117 с

Просмотров работы: 1130