РАБОТА НАЧИНАЮЩЕГО СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА В КОМАНДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАБОТА НАЧИНАЮЩЕГО СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА В КОМАНДЕ

Жапай М.К. 1, Малкин В.Р. 2, Калымбетова Э.К. 1
1Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все возрастающая роль психологического фактора в успехе команды в спортивных играх ставит вопрос о привлечение спортивных психологов для психологического обеспечения деятельности команд в игровых видах спорта.

Практика показала, что возникают определенные трудности при работе спортивного психолога в команде. Это особенно относится к молодым психологам только что начинающие работу в спорте. А от того, как психолог организует свою работу при приходе в команду во многом будет зависеть, как ее эффективность, так и отношение к нему со стороны тренера и спортсменов.

В то же время спортивная психология еще не создала ясную систему работы спортивного психолога в команде и с отдельными спортсменами, где было бы последовательно прописано, что должен и может делать спортивный психолог - какую программу он будет реализовывать, придя в команду, какие результаты планирует получить, в какие примерно сроки они будут достигнуты, какие методы и методики будут использованы. И конечно, что должен делать тренер, спортсмен, что бы эта работа была эффективна, какие условия необходимы для реализации этой программы.

Ответы на эти вопросы позволят психологу вести продуктивную работу, а главное создаст у тренера, спортсмена понимание того, что спортивный психолог знает и может решать их психологические проблемы.

Возникает вопрос: а может ли эта система создана? Ведь психология «тонкая штука», требующая индивидуального подхода, решение неожиданно возникающих проблем, не поддающихся типичным регламентациям.

Практика и теория показала, что она не только может быть, но и должна быть создана.

Причем эта система должна быть построена с самого низшего (детского) звена до самого высшего (сборные команды). Важно, что на каждом возрастном и квалификационном (уровень мастерства) этапе должны быть свои программы, свои средства, свои методы.

И, если такая система будет создана, то, придя в любую ДСШ, сборную команду психолог будет знать, что он должен делать, какие средства и методы использовать и что он должен получить на выходе. Особенно это полезно для молодых психологов. Естественно в процессе работы, она будет наполняться уже «своим» содержанием - которая в будущем может стать авторской.

Говоря о системе – мы подразумеваем долгосрочный последовательный процесс работы в коллективе (командах), в индивидуальных видах спорта.

Наличие такой системы не снимает вопроса о возможности краткосрочной психологической помощи, когда у психолога немного времени, а впереди ответственное соревнование. Поэтому психолог должен быть готов как к долговременной (лучший вариант), так и к краткосрочной работе. Второй вариант очень сложен, но быть готовым и к работе в таких условиях психолог должен быть всегда.

В то же время практика работы спортивных психологов показала, что есть определенное количество типичных психологических проблем, которые, чаще всего, приходится решать психологу.

Это проблемы взаимоотношения тренера и спортсменов, спортсмена-спортсмена. Особенно острой она бывает в игровых видах спорта. Это проблема формирования необходимой мотивации на спортивную деятельность, проблема регуляции психического состояния спортсмена в стресс-соревновательных условиях. Проблема формирования психической стабильности, психической надежности и ряд других проблем.

Говоря о системе, необходимо выделить факторы, которые определяют наличие такой системы. Это, во-первых, наличие цели и задачи, которые должна решать эта система и их правильная постановка, на каждом возрастном этапе. Эффективное решение этих задач требует наличие адекватных средств и методов, обеспечивающих их решение.

В рамках нашей работы более подробно остановимся на алгоритме работы молодого спортивного психолога. Выделим то, что должно стать первым шагом для начала продуктивной работы психолога в команде.

На наш взгляд – это определение целевых установок игроков на предстоящий сезон, проблемы их взаимоотношений внутри коллектива и оценка продуктивности тренировочной работы в прошедшем сезоне. Знание этих факторов помогут психологу достаточно оперативно начать свою работу в команде, представляя те проблемы, которые необходимо решать в дальнейшем.

Цель исследования: разработать анкету для определение целевых установок спортсменов в спортивных играх. При составлении анкеты были выделены четыре блока вопросов.

1 блок: Вопросы 1 блока были направлены на выяснение оценки игроками прошедшего сезона. Данные по этим вопросам должны помочь выявить, как игроки оценивают себя, команду в прошедшем сезоне. Это позволяет определить насколько объективно спортсмены могут оценивать свои спортивные достижения, их уровень притязания.

2 блок: Во втором блоке вопросы были составлены таким образом, чтобы выяснить цели и задачи команды на предстоящий сезон. Зная цели и задачи команды на сезон и основные факторы, которые должны обеспечить выполнение поставленной задачи, можно более правильно составить конкретный план работы на предстоящий сезон, внести коррективы в работу по сравнению с прошедшим сезоном, определить основные задачи, которые необходимо решать в предстоящем сезоне.

3 блок: В третьем блоке были представлены вопросы, с помощью которых возможно выяснить мнение игроков о том, что нужно сделать для решения поставленных задач на будущий сезон. Зная такие данные, тренер может регулировать тренировочный процесс, вносить какие-то изменения для улучшения результата всей команды. Одновременно это позволяет, учитывая мнение игроков дать тренеру информацию по работе в будущем сезоне.

4 блок: Учитывая важность психологической работы в команде, в этом блоке вопросы касались психологической подготовки команды. Ответы на эти вопросы позволяют выявить насколько команда готова психологически, и нужна ли им такая психологическая подготовка

Использование такой анкеты на начальном этапе работы психолога показала ее достаточную полезность. Данная анкета, во-первых, позволяет психологу понять круг вопросов, которые во многом определяют будущею спортивную деятельность команды.

Во-вторых, они позволяют психологу дать тренеру определенную информацию, что позволяет сразу создать необходимый контакт с тренером и облегчает психологу работу в команде.

И в третьих, полученная информация позволяет психологу в определенной степени понять проблемы, которые существуют в команде и облегчает составление плана и программу психологической работы с командой.

Просмотров работы: 984