К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Кочубеева К.В. 1
1ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральным законом 05.05.2014 № 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство. Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

-Хозяйственные общества

-Публичные общества.

-Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):

- общества с дополнительной ответственностью;

- типы акционерных обществ - открытое и закрытое.

Хозяйственные товарищества

- полное товарищество

-товарищество на вере (коммандитное товарищество)

- КФХ

- хозяйственные партнерства

-производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.

1. Общество с ограниченной ответственностью;

2. Акционерное общество:

- устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;

- чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:

- публичного акционерного общества – «Публичное акционерное общество «Армаис»»;

- непубличного акционерного общества – «Акционерное общество «Армаис»»;

- общества с ограниченной ответственностью – «Общество с ограниченной ответственностью «Армаис»».

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:

- положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции;

- к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее - для закрытых и более 50 - для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом[1].

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.

Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании .

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше и с позитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах. Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны[2].

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе[3].

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в 3/4 голосов участников собрания.

Список использованных источников и литературы

  1. Брилон Н.В. Финансирование деятельности совета директоров акционерного общества/ Н.В. Брилон // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. Вып. 1. С. 59.

  2. Тарасенко Ю.А. О недействительности основания внесения вклада в уставной капитал акционерного общества / Ю.А. Тарасенко // Законодательство. 2015. № 1. С. 168.

  3. Ионцев М.Г. Акционерные общества. Правовые основы. – М.: Изд-во «Ось-89», 2013. С. 81.

Просмотров работы: 1328