ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кубрякова И.А. 1
1Оренбургский государственный педагогический университет (Институт физической культуры и спорта)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними событиями. Уже не раз говорили о том, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

         Президент РФ Владимир Владимирович Путин на открытии «Вахты Памяти-2015» в Старой Руссе сказал: «Патриотизм - превыше всего!». А также добавил, что чувство гражданского долга, патриотизм, милосердие всегда являлись базовыми ценностями наших граждан. Именно это и является мощнейшим ресурсом развития нашего государства, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

         В современных школах одним из главных направлений в образовании стало патриотическое воспитание школьников. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учеников любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Бесспорно, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию чувства гордости за страну и проживающий в ней народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [1].

         Патриотизм - это деятельная любовь к своей Родине, побуждающая человека к поступкам, которые призваны сделать жизнь его страны лучше. Настоящего патриота всегда интересуют события, происходящие в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию в нем.

         Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
  • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4].

         В школе дети получают первую профориентацию, могут узнать основы работы связиста, кинолога, водителя.  Перед педагогами стоит очень сложная задача - это подготовка защитников Родины. Учитель должен тщательно подбирать методы, средства и приемы для того, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, способствующее укреплению территориальных ценностей России и защите Родины, как в мирное, так и в военное время.

         Таким образом, патриотическая работа в школе - это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию школьников идет по нескольким направлениям [12]:

1.     Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:

1.1.Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (Вахты Памяти, шефство над братскими захоронениями, участие на митингах и других патриотических мероприятиях);

1.2. Экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами;

1.3. концерты с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны;

1.4. Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов;

1.5. Конкурсы военно-патриотической песни, проведение праздничных концертов, посвященных великим праздникам.

2. Военно-спортивные игры:

Представлены, в основном, такими играми как «Орленок» и «Зарница», военно-спортивные эстафеты, которые показывают важность взаимодействия формы военно-патриотического и физического воспитания школьников. Военно-спортивные игры помогают укрепить коллектив в классе, формируют качества, необходимые патриоту-защитнику Родины.

3. Взаимодействие школьного и воинского коллективов:

Особое влияние в этом направление оказывают руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместные организации оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов. Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.

         Целью работы в школе по патриотическому воспитанию является развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших ценностей, формирование у них умений и готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств во всех сферах общественной жизни, в первую очередь в военной и других видах государственной службы [12].

         Для того, чтобы добиться достижения этой цели, необходимо выполнять основные задачи, такие как:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому и настоящему России;
  • создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей все условия для развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • создание действенного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование всей системы военно-патриотического воспитания;
  • формирование и развитие в различных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников;
  • формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний в процессе обучения и развитие познавательной активности школьников;
  • формирование и развитие гражданского и национального самосознания школьников.

Содержание патриотического воспитания обусловливается характерными особенностями, динамикой и уровнем развития  общества, а также состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса [4].

         При осуществлении патриотического воспитания оптимально использовать систему педагогических условий, которая будет включать три компонента: организационный, образовательный и материально-технический [3].

          К организационным условиям относятся весь комплекс мероприятий,  осуществляемых с использованием всех средств и проводимых в соответствии с определенными формами, которые могут максимально реализовать поставленные задачи.

Образовательные условия - это  теоретические и научно-практические положения, концепции по организации и проведению военно-патриотического воспитания.

В свою очередь, материально-технические условия представлены кабинетами для проведения занятий, музеями, памятниками, военно-патриотическими клубами, макетами, тирами, тренажерами, средствами массовой информации, произведениями литературы.

Все три группы этих условий тесно взаимосвязаны. Лишь только их комплексное использование способствует достижению главной цели воспитания.

         Воспитательным центром военно-патриотической работы в школе может стать правильно оборудованный и оснащенный современными техническими средствами кабинет ОБЖ. На базе такого кабинета могут проводиться встречи с военнослужащими и ветеранами, уроки Мужества, сборы, беседы, классные часы, семинары.

         Одним из эффективных средств патриотического воспитания может быть создание музейной комнаты в школе. Такая музейная комната станет центром патриотического и гражданского воспитания школьников [10].

         Таким образом, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина-патриота - это стратегическая цель школы. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача.

         Патриотическому воспитанию характерна конкретная и деятельностная направленность. Реализация его содержания должна обеспечить:

         1) глубокое понимание каждым своей роли и места в служении Отечеству, которое основано на высокой ответственности личности за выполнение всех требований;

         2) формирование определенных качеств и навыков, которые  будут необходимы для выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск [3].

          Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость,  доблесть, мужество, взаимовыручка.

          Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:

         1.Общественно-государственная. В первую очередь, это защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов России и ее суверенитета.

         2.Патриотическая. То есть любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу.

         3. Военно-профессиональная. Та,  которая включает в себя добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций [4].

         Среди перечисленных ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем патриотического воспитания.

         Патриотизм - это  любовь к  Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству [6].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова.- М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с.

2.                Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи/ А.В.Баранов// Среднее профессиональное образование.-М.-2011.-№2.-с.28-29.

3.                Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования /В.А Беликов // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - с. 69-73.

4.                Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ Н.К. Беспятова.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.

5.                Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей /Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012.- №5.- с. 405-412.

6.                Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников /Д.В. Васюткин // Современные проблемы образования: опыт и перспективы.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - с. 209-211.

7.                Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика/А. Н. Вырщиков.- М.: Педагогика, 2007.- 152 с.

8.                Ефремова Г. Ю. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ю. Ефрремова //Воспитание школьников.-2005.-№3, 43 с.

9.                  Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. / А.И. Кравченко. - М.: 2011. - 224с.

10.           Кубрякова И.А Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. [Электронный ресурс]: V Международная студенческая электронная научная конференция.-/И.А.Кубрякова.-электронные данные «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/6131

11.           Кубрякова, И.А. Поисковое движение как средство патриотического воспитания/ И.А. Кубрякова, И.В. Чикенева// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.422-423.

12.            Кубрякова И.А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании/ И.А. Кубрякова, Л.А. Акимова// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.99-101.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кубрякова И.А.

Научный руководитель: доцент, к.п.н., Акимова Л.А.

Оренбургский государственный педагогический университет (Институт физической культуры и спорта)

Оренбург, Россия

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS

Kubryakova I.A.

Scientific director: assistant professor Akimova LA.

Orenburg State Pedagogical University (Institute of Physical Culture and Sports)

Orenburg, Russia

 

         Согласно проведенным исследованиям в новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними событиями. Уже не раз говорили о том, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

         Президент РФ Владимир Владимирович Путин на открытии «Вахты Памяти-2015» в Старой Руссе сказал: «Патриотизм - превыше всего!». А также добавил, что чувство гражданского долга, патриотизм, милосердие всегда являлись базовыми ценностями наших граждан. Именно это и является мощнейшим ресурсом развития нашего государства, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

         В современных школах одним из главных направлений в образовании стало патриотическое воспитание школьников. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учеников любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Бесспорно, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию чувства гордости за страну и проживающий в ней народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [1].

         Патриотизм - это деятельная любовь к своей Родине, побуждающая человека к поступкам, которые призваны сделать жизнь его страны лучше. Настоящего патриота всегда интересуют события, происходящие в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию в нем.

         Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
  • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4].

         В школе дети получают первую профориентацию, могут узнать основы работы связиста, кинолога, водителя.  Перед педагогами стоит очень сложная задача - это подготовка защитников Родины. Учитель должен тщательно подбирать методы, средства и приемы для того, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, способствующее укреплению территориальных ценностей России и защите Родины, как в мирное, так и в военное время.

         Таким образом, патриотическая работа в школе - это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию школьников идет по нескольким направлениям [12]:

1.     Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:

1.1.Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (Вахты Памяти, шефство над братскими захоронениями, участие на митингах и других патриотических мероприятиях);

1.2. Экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами;

1.3. концерты с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны;

1.4. Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов;

1.5. Конкурсы военно-патриотической песни, проведение праздничных концертов, посвященных великим праздникам.

2. Военно-спортивные игры:

Представлены, в основном, такими играми как «Орленок» и «Зарница», военно-спортивные эстафеты, которые показывают важность взаимодействия формы военно-патриотического и физического воспитания школьников. Военно-спортивные игры помогают укрепить коллектив в классе, формируют качества, необходимые патриоту-защитнику Родины.

3. Взаимодействие школьного и воинского коллективов:

Особое влияние в этом направление оказывают руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместные организации оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов. Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.

         Целью работы в школе по патриотическому воспитанию является развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших ценностей, формирование у них умений и готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств во всех сферах общественной жизни, в первую очередь в военной и других видах государственной службы [12].

         Для того, чтобы добиться достижения этой цели, необходимо выполнять основные задачи, такие как:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому и настоящему России;
  • создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей все условия для развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • создание действенного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование всей системы военно-патриотического воспитания;
  • формирование и развитие в различных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников;
  • формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний в процессе обучения и развитие познавательной активности школьников;
  • формирование и развитие гражданского и национального самосознания школьников.

Содержание патриотического воспитания обусловливается характерными особенностями, динамикой и уровнем развития  общества, а также состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса [4].

         При осуществлении патриотического воспитания оптимально использовать систему педагогических условий, которая будет включать три компонента: организационный, образовательный и материально-технический [3].

          К организационным условиям относятся весь комплекс мероприятий,  осуществляемых с использованием всех средств и проводимых в соответствии с определенными формами, которые могут максимально реализовать поставленные задачи.

Образовательные условия - это  теоретические и научно-практические положения, концепции по организации и проведению военно-патриотического воспитания.

В свою очередь, материально-технические условия представлены кабинетами для проведения занятий, музеями, памятниками, военно-патриотическими клубами, макетами, тирами, тренажерами, средствами массовой информации, произведениями литературы.

Все три группы этих условий тесно взаимосвязаны. Лишь только их комплексное использование способствует достижению главной цели воспитания.

         Воспитательным центром военно-патриотической работы в школе может стать правильно оборудованный и оснащенный современными техническими средствами кабинет ОБЖ. На базе такого кабинета могут проводиться встречи с военнослужащими и ветеранами, уроки Мужества, сборы, беседы, классные часы, семинары.

         Одним из эффективных средств патриотического воспитания может быть создание музейной комнаты в школе. Такая музейная комната станет центром патриотического и гражданского воспитания школьников [10].

         Таким образом, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина-патриота - это стратегическая цель школы. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача.

         Патриотическому воспитанию характерна конкретная и деятельностная направленность. Реализация его содержания должна обеспечить:

         1) глубокое понимание каждым своей роли и места в служении Отечеству, которое основано на высокой ответственности личности за выполнение всех требований;

         2) формирование определенных качеств и навыков, которые  будут необходимы для выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск [3].

          Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость,  доблесть, мужество, взаимовыручка.

          Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:

         1.Общественно-государственная. В первую очередь, это защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов России и ее суверенитета.

         2.Патриотическая. То есть любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу.

         3. Военно-профессиональная. Та,  которая включает в себя добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций [4].

         Среди перечисленных ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем патриотического воспитания.

         Патриотизм - это  любовь к  Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству [6].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова.- М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с.

2.                Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи/ А.В.Баранов// Среднее профессиональное образование.-М.-2011.-№2.-с.28-29.

3.                Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования /В.А Беликов // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - с. 69-73.

4.                Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ Н.К. Беспятова.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.

5.                Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей /Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012.- №5.- с. 405-412.

6.                Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников /Д.В. Васюткин // Современные проблемы образования: опыт и перспективы.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - с. 209-211.

7.                Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика/А. Н. Вырщиков.- М.: Педагогика, 2007.- 152 с.

8.                Ефремова Г. Ю. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ю. Ефрремова //Воспитание школьников.-2005.-№3, 43 с.

9.                  Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. / А.И. Кравченко. - М.: 2011. - 224с.

10.           Кубрякова И.А Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. [Электронный ресурс]: V Международная студенческая электронная научная конференция.-/И.А.Кубрякова.-электронные данные «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/6131

11.           Кубрякова, И.А. Поисковое движение как средство патриотического воспитания/ И.А. Кубрякова, И.В. Чикенева// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.422-423.

12.            Кубрякова И.А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании/ И.А. Кубрякова, Л.А. Акимова// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.99-101.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кубрякова И.А.

Научный руководитель: доцент, к.п.н., Акимова Л.А.

Оренбургский государственный педагогический университет (Институт физической культуры и спорта)

Оренбург, Россия

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS

Kubryakova I.A.

Scientific director: assistant professor Akimova LA.

Orenburg State Pedagogical University (Institute of Physical Culture and Sports)

Orenburg, Russia

 

         Согласно проведенным исследованиям в новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними событиями. Уже не раз говорили о том, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

         Президент РФ Владимир Владимирович Путин на открытии «Вахты Памяти-2015» в Старой Руссе сказал: «Патриотизм - превыше всего!». А также добавил, что чувство гражданского долга, патриотизм, милосердие всегда являлись базовыми ценностями наших граждан. Именно это и является мощнейшим ресурсом развития нашего государства, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

         В современных школах одним из главных направлений в образовании стало патриотическое воспитание школьников. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учеников любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Бесспорно, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию чувства гордости за страну и проживающий в ней народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [1].

         Патриотизм - это деятельная любовь к своей Родине, побуждающая человека к поступкам, которые призваны сделать жизнь его страны лучше. Настоящего патриота всегда интересуют события, происходящие в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию в нем.

         Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
  • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4].

         В школе дети получают первую профориентацию, могут узнать основы работы связиста, кинолога, водителя.  Перед педагогами стоит очень сложная задача - это подготовка защитников Родины. Учитель должен тщательно подбирать методы, средства и приемы для того, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, способствующее укреплению территориальных ценностей России и защите Родины, как в мирное, так и в военное время.

         Таким образом, патриотическая работа в школе - это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию школьников идет по нескольким направлениям [12]:

1.     Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:

1.1.Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (Вахты Памяти, шефство над братскими захоронениями, участие на митингах и других патриотических мероприятиях);

1.2. Экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами;

1.3. концерты с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны;

1.4. Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов;

1.5. Конкурсы военно-патриотической песни, проведение праздничных концертов, посвященных великим праздникам.

2. Военно-спортивные игры:

Представлены, в основном, такими играми как «Орленок» и «Зарница», военно-спортивные эстафеты, которые показывают важность взаимодействия формы военно-патриотического и физического воспитания школьников. Военно-спортивные игры помогают укрепить коллектив в классе, формируют качества, необходимые патриоту-защитнику Родины.

3. Взаимодействие школьного и воинского коллективов:

Особое влияние в этом направление оказывают руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместные организации оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов. Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.

         Целью работы в школе по патриотическому воспитанию является развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших ценностей, формирование у них умений и готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств во всех сферах общественной жизни, в первую очередь в военной и других видах государственной службы [12].

         Для того, чтобы добиться достижения этой цели, необходимо выполнять основные задачи, такие как:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому и настоящему России;
  • создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей все условия для развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • создание действенного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование всей системы военно-патриотического воспитания;
  • формирование и развитие в различных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников;
  • формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний в процессе обучения и развитие познавательной активности школьников;
  • формирование и развитие гражданского и национального самосознания школьников.

Содержание патриотического воспитания обусловливается характерными особенностями, динамикой и уровнем развития  общества, а также состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса [4].

         При осуществлении патриотического воспитания оптимально использовать систему педагогических условий, которая будет включать три компонента: организационный, образовательный и материально-технический [3].

          К организационным условиям относятся весь комплекс мероприятий,  осуществляемых с использованием всех средств и проводимых в соответствии с определенными формами, которые могут максимально реализовать поставленные задачи.

Образовательные условия - это  теоретические и научно-практические положения, концепции по организации и проведению военно-патриотического воспитания.

В свою очередь, материально-технические условия представлены кабинетами для проведения занятий, музеями, памятниками, военно-патриотическими клубами, макетами, тирами, тренажерами, средствами массовой информации, произведениями литературы.

Все три группы этих условий тесно взаимосвязаны. Лишь только их комплексное использование способствует достижению главной цели воспитания.

         Воспитательным центром военно-патриотической работы в школе может стать правильно оборудованный и оснащенный современными техническими средствами кабинет ОБЖ. На базе такого кабинета могут проводиться встречи с военнослужащими и ветеранами, уроки Мужества, сборы, беседы, классные часы, семинары.

         Одним из эффективных средств патриотического воспитания может быть создание музейной комнаты в школе. Такая музейная комната станет центром патриотического и гражданского воспитания школьников [10].

         Таким образом, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина-патриота - это стратегическая цель школы. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача.

         Патриотическому воспитанию характерна конкретная и деятельностная направленность. Реализация его содержания должна обеспечить:

         1) глубокое понимание каждым своей роли и места в служении Отечеству, которое основано на высокой ответственности личности за выполнение всех требований;

         2) формирование определенных качеств и навыков, которые  будут необходимы для выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск [3].

          Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость,  доблесть, мужество, взаимовыручка.

          Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:

         1.Общественно-государственная. В первую очередь, это защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов России и ее суверенитета.

         2.Патриотическая. То есть любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу.

         3. Военно-профессиональная. Та,  которая включает в себя добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций [4].

         Среди перечисленных ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем патриотического воспитания.

         Патриотизм - это  любовь к  Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству [6].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова.- М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с.

2.                Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи/ А.В.Баранов// Среднее профессиональное образование.-М.-2011.-№2.-с.28-29.

3.                Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования /В.А Беликов // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - с. 69-73.

4.                Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ Н.К. Беспятова.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.

5.                Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей /Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012.- №5.- с. 405-412.

6.                Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников /Д.В. Васюткин // Современные проблемы образования: опыт и перспективы.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - с. 209-211.

7.                Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика/А. Н. Вырщиков.- М.: Педагогика, 2007.- 152 с.

8.                Ефремова Г. Ю. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ю. Ефрремова //Воспитание школьников.-2005.-№3, 43 с.

9.                  Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. / А.И. Кравченко. - М.: 2011. - 224с.

10.           Кубрякова И.А Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. [Электронный ресурс]: V Международная студенческая электронная научная конференция.-/И.А.Кубрякова.-электронные данные «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/6131

11.           Кубрякова, И.А. Поисковое движение как средство патриотического воспитания/ И.А. Кубрякова, И.В. Чикенева// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.422-423.

12.            Кубрякова И.А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании/ И.А. Кубрякова, Л.А. Акимова// Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей.- Оренбург, 2015.- С.99-101.

Просмотров работы: 2007