СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Петрова Д.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова 
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последние два десятилетия отметились распространением Интернета, как в профессиональной, так и в повседневной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет происходит общение – посредством социальных сетей и электронной почты, делаются покупки, осуществляются игровые пристрастия, также здесь находится информация обо всех аспектах жизни и многое другое. К сожалению, Интернет доступен не только взрослому населению, но и детям и подросткам. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как подростки все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Таким образом, проблема болезненного использования Интернета стала актуальной.

Впервые термин «интернет-зависимость» был использован американским психиатром Айвеном Голдбергом в 1994 году. В это понятие Голдберг вкладывал не медицинский смысл, как если бы речь шла о зависимости от наркотиков или алкоголя, а такое поведение, которое сопровождается низким уровнем самоконтроля, стрессом и угрожает вытеснить нормальную жизнь [9; с.77]. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [6, с.83]. Тем самым можно сделать вывод о том, что Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - это психологическое расстройство, которое сопровождается обширным кругом поведенческих проблем, в основном заключающихся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в присутствие постоянного желания туда войти. Подросток – это развивающаяся личность, которая ищет ответы на существенные для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?». В подростковом возрасте ребенок выходит на новую ступень своего развития, в это время формируется его личное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как происходит социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [6, с.172]. Многие современные дети не могут представить себе учебу и досуг без компьютера, проводя за ним все свободное время. Несмотря на время стремительного развития информационных технологий, компьютер не должен рассматриваться как неотделимая часть жизни человека. Следует помнить о том, что физическое и эмоциональное благополучие у подростка зависит от множества факторов, к которым относятся и компьютерные игры. Несомненно, не многие игры способны вызвать у подростка негативные эмоции. Родители должны помнить о том, что для каждой игры имеется свой возрастной критерий. Чтобы избежать серьезных нарушений в психике подростка, нужно ограничить время провождения за компьютером и облечь интерес к компьютерным играм в социально-приемлемую форму. На данном этапе основная деятельность направлена на усвоение норм взаимоотношений со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Ребенок, тем самым, реализует потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности[3, с.234]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [5, с.179]. В период пубертатного возраста психологические особенности детей определяются совокупностью некоторых обстоятельств, в первую очередь, образом жизни подростка и социальными условиями, также характером его основной деятельности. В данный период перед подростком стоят две главные задачи - это поиск новой деятельности и поиск нового "Я". И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни ребенка, зависит становление его личности. Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Область базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо физиологических, важное место занимают социальные потребности (любовь, общение, признание) и потребности, связанные с развитием личности (самореализация, познание, понимание) [1, с.33]. Исследование «Фонда Развития Интернет», проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них:

  • потребность в автономии и самостоятельности;

  • потребность в самореализации и признании;

  • потребность в признании и познании;

  • удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании;

  • познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.

В конечном итоге, после использования Интернета у подростка возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности – одну из основных в системе потребностей человека[7].

Практика показывает, что Интернет-зависимость оказывает содействие образованию целого ряда психологических проблем: трудности адаптации в социуме, предпочтению виртуального пространства реальной жизни, хронической депрессии, конфликтному поведению, потери способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновению чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие подростки признают, что часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности [4; с.77]. Это подталкивает подростка нарушать общепринятые нормы, а безнаказанность может иметь значительные последствия в реальной жизни - прoисхoдит девaльвaция нрaвственности.

Как отмечает И. В. Чудова, основные проблемы «жителя Интернета» концентрируются в области само принятия. Как известно подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического «Я» и своих телесных потребностей. Возможно, непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, вызывающие идеалистические требования и препятствующие образованию дифференцированных и адекватных представлений о себе [8; с.114]. Стоит учесть, что одной из причин чрезмерного использования Интернета, является то, что подросток готов контролировать каждый этап работы компьютерных программ; эту склонность контролировать они могут использовать и в сфере общественный отношений, а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к интроверсии и социальной изоляции.

При тщательном изучении проблем Интернет-зависимости в подростковом возрасте, мы сделали вывод о том, что, по мнению многих ученых, данный период является фактором риска возникновения Интернет-зависимости. Представленные выше психологические особенности пубертатного периода необходимо учитывать при работе по профилактике Интернет-зависимости. Также сделаны выводы о том, что не все подростки склонны к Интернет-аддикции, но стадию острого интереса к Интернету проходят большинство пользователей и важно предупредить развитие зависимости. В ходе профилактической работы необходимо особое внимание предоставлять детям из группы риска: с проблемами в развитии, из неблагополучных семей, с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией, с заниженной самооценкой. Необходимо оповестить классных руководителей и родителей о психологических особенностях таких подростков. Задача родителей, психологов и педагогов вовлекать ребят в интересные занятия и обсуждения, найти время, возможности для совместного плодотворного общения.

Список использованной литературы

  1. Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.

  2. Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

  3. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.

  4. Войскунский А. Е. Исследования интернета в психологии. Интернет и российское общество / А. Е. Войскунский. - М.: Гроза, 2002. – 317 с.

  5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.

  6. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

  7. [Электронный ресурс] http://www.fid.ru/ (Дата обращения: 22.11.2015).

  8. Чудова И. В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С.113-117.

  9. Шавамиш В. В. Зависимое поведение школьников / В. В. Шавамиш. - СПб.: Свет, 2001. – 208 с.

Просмотров работы: 1762