СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ДОСТУПНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ДОСТУПНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье 7 (пункты 1-2) Конституции Российской Федерации закреплен курс на построение социального государства, которое можно трактовать как самостоятельный тип правового государства, обеспечивающего установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создающего необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь. Именно такая форма государственного устройства как социальное государство призвана в наибольшей мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий граждан. В основе же концепции социального государства и его социальной политики лежит принцип социальной справедливости.

Справедливость – это принципы, регулирующие соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием в процессе распределения благ и обязанностей граждан. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала и морального требовании к миру и человеку, цели человеческой деятельности и меры поступков человека и т.д. Она касается абсолютно всех сфер жизни людей – политики, экономики, права, семейных отношений, занятий спортом и др., являясь основанием общественного идеала [2].

Представления о справедливости изменялись с течением времени (так, в древнем мире считались справедливыми убийства гладиаторов на аренах стадионов для развлечения зрителей; занятия оздоровительной физической культурой только со знатью и т.п.). Однако неразрешимость проблемы справедливости в теоретическом плане была доказана еще в IV веке до н.э. Аристотелем. Он выдвинул идею о том, что решение проблемы справедливости всегда связано с конкретным опытом и лежит в практической плоскости.

Современные же исследователи выделяют два типа справедливости – либеральная и социальная.

Либеральная справедливость заключается в формальном равенстве прав. Она основана на принципе взаимности и соответствует принципам «что заслужил – то получил», «каждому – по труду» и т.п. Либеральная справедливость реализуется в оплате труда в соответствии с его сложностью и тяжестью, механизмах индивидуального страхования, в предоставлении определенных социальных благ за заслуги перед государством.

Однако, нельзя не заметить, что идеи либеральной справедливости находятся в противоречии с принципом равенства. Объективно существующие различия людей порождают неравенство и при распределении благ по принципам либеральной справедливости неравенство людей только усугубляется. К примеру, для большинства граждан из категории объективно нуждающихся в занятиях оздоровительной физической культурой – инвалидов, лиц, имеющих проблемы со здоровьем, пенсионеров, детей родителей-одиночек и многодетных родителей, подобные занятия стали бы не доступны по причине нехватки денежных средств, которые они при всем желании опять же по объективным причинам не в состоянии заработать в нужных количествах. Таким образом, достижение либеральной справедливости порождало бы несправедливость, ибо оно исключает доступность занятий оздоровительной физической культурой для тех, кто в них действительно нуждается [2].

Социальная же справедливость направлена на обеспечение реального равенства, прежде всего экономического, по Г.Ю. Канаршу, как требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса [5]. Для реализации принципа социальной справедливости на практике предлагается перераспределение благ между богатыми и бедными. Поэтому в отличие от либеральной справедливости социальная справедливость не может быть реализована без вмешательства государства как внешней силы. Знаменитый французский учёный Блез Паскаль писал по этому поводу: «Справедливость, не поддержанная силой, немощна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, несправедливой силе всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью, и либо справедливость сделать сильной, либо силу справедливой» [7].

Конфликт между двумя видами справедливости – либеральной и социальной, за каждым из которых «своя правда», не может быть разрешен в этической плоскости. На практике же требуется гибкое сосуществование либеральной и социальной справедливости, а социальное государство должно брать на себя функцию реализации различных видов справедливости.

Социальная справедливость тесно связана с развитием социальной инфраструктуры – образования, медицинского обслуживания, жилья, пенсий, доступа к занятиям спортом и достижениям культуры, регулированием вопросов труда, пособиями по безработице. Кстати, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены стратегические цели государственной политики в области физической культуры и спорта, в частности, к ним относится создание спортивной инфраструктуры.

В программной статье В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (2012), посвященной реализации принципов социальной справедливости в нашей стране, указывалось на необходимость сбережения населения, в частности, путями:

- повышения ответственности каждого человека за состояние своего здоровья, при этом отмечалось, что 80% россиян не занимаются физкультурой или спортом (между тем согласно данным Д.Д. Кондрашова в развитых странах регулярно занимаются физической культурой 40-50% населения [6]);

- формированием здорового образа жизни, при этом государство берет на себя обязательства создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе [8].

Большую роль в достижении продекларированных целей должна играть индустрия спорта, миссия которой – развитие физической культуры и спорта – сама по себе социальна.

В отечественной экономической литературе вопросам развития индустрии спорта посвящены работы В.В. Алешина, JI.B. Аристовой, С.И. Гуськова, М.Я. Йоффе, Л.B. Жестянникова, М.В. Карманова, М.А. Котлярова, В.В. Кузина, Е.В. Кузьмичевой, М.Е. Кутепова, В.А. Леднева, И.И. Переверзина, Л.А. Раппопорта, B.C. Родиченко, П.А. Рожкова, А.Е. Селиваненко, А.В. Тукманова, О.В. Цыганковой, Т.В. Юрьевой и др. Их исследования помогают четко сформулировать определение индустрии спорта. Индустрия спорта – это часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом товаров, услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте.

Следует отметить, что индустрия спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая как социальная подсистема. Социальная подсистема спорта активно взаимодействует с непосредственно с ней связанными подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Таким образом, индустрия спорта оказывает воздействие на социально-экономические и политические процессы современного общества.

Исследователями выделен ряд динамично развивающихся явлений в индустрии спорта:

- зарождение деловых отношений - бизнес ради спорта. Бизнес в силу разных причин проявляет интерес к спорту. И.В. Солнцев к этим причинам относит инвестирование новых проектов для вложения свободных денежных средств, престижность владения спортивной командой, получение административных дивидендов, формирование положительного имиджа, налоговые льготы, прямое указание «сверху» и др. [9];

- частно-государственное партнерство «спорт-государство-бизнес»: при этом коммерческая составляющая выходит на первый план, хотя спорт сохраняет свою социальную роль;

- коммерческое шоу - спорт ради бизнеса: спорт превращается в средство получения прибыли. «Соревнования» проводятся по такому сценарию, который обеспечивает спонсорам и организаторам максимальную выгоду.

Эти явления, рассмотренные в их динамике, иллюстрируют смещение вектора развития спорта в сторону коммерциализации. Вместе с тем, нельзя забывать, что спорт - это социальный феномен культуры, имеющий колоссальное воспитательное значение для человека. Выполнение спортом различных социальных функций определяет существование различных сфер спортивного движения. Это, прежде всего такие сферы, как массовый спорт и спорт высших достижений.

Социальное значение массового спорта заключается в решении ряда социальных задач – оздоровления населения и повышения его работоспособности, организации досуга людей, объединении индивидов и социальных групп, сплачивание нации. Установка на принцип социальной справедливости в доступности занятий массовым спортом утверждена и в международных документах, обязывающих правительства развивать приоритетно «спорт для всех» [11].

Цель спорта высших достижений - достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Отсюда вытекает и социальное значение - всякое высшее достижение спортсмена является общенациональным достоянием, а рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. В этом смысле спорт является средством для объединения людей и идентификации личности с коллективом. Как спортсмены, так и болельщики во время проведения состязаний становятся частью некоторой общности, обладающей сплоченностью.

Замечено, что сознательное использование спорта в политике расширяет его социальные функции, создает условия для укрепления национального достоинства и престижа страны в мировом сообществе.

Итак, спорт – неотъемлемая часть человеческой культуры. Спорт – это целый комплекс материальных и духовных ценностей, имеющих социальное значение. В эту совокупность входят, в частности, спортивные сооружения, предназначенные для тренировок и массового наблюдения за спортивными состязаниями.

В современных условиях стадионы и другие спортивные комплексы становятся частью архитектурного облика городов, формируя социальную инфраструктуру для отдыха и туризма.

Нельзя не отметить, что при всей сложности социально-экономической ситуации в стране благодаря усилиям органов власти в целом увеличились число спортивных школ, контингент занимающихся, тренерских кадров, людей, вовлеченных в регулярные занятия спортом.

Ценовая в РФ для занятий спортом в учреждениях физической культуры и спорта города формируется на основании затрат на содержание спортивных площадок и потребительского спроса. В настоящее время спрос превышает предложение, особенно в небольших населенных пунктах, но при этом необходимо учитывать возможности всех групп населения города, т.е. исходить из принципов социальной справедливости.

Следует отметить, что исследователи выделяют проблемы современной спортивной инфраструктуры России:

- недостаток финансирования и, соответственно, высокая стоимость спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;

- несформированная нормативная база для развития физической культуры и спорта по месту жительства и, как следствие, нехватка постоянных и стабильных источников финансирования на содержание подростковых клубов, детско-юношеских центров, спортивных сооружений, их материально-техническое оснащение;

- отсутствие необходимой спортивной инфраструктуры (бассейнов, спортивных комплексов и другое);

- отсутствие информационно-пропагандистской работы с населением;

- в действующих комплексах – недостаток современного оборудования, качественного инвентаря, информационного оснащения спортивных залов;

- несоответствующий требованиям комфорта уровень санитарно-гигиенических условий;

- слабая программно-методическая база;

- нехватка кадров, часто низкий профессионализм, отсутствие мотивации для повышения квалификации.

В этих условиях пользование инфраструктурой спорта можно отнести к пользованию ограниченными ресурсами, что в социальном государстве требует их распределения в соответствии с принципами социальной справедливости [2]. В данном контексте принцип социальной справедливости будет означать:

  во-первых, гарантии для каждого человека, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, на возможность заниматься массовым спортом и оздоровительной физической культурой;

во-вторых, доступность посещения спортивных соревнований;

в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня занятий физической культурой и спортом для малообеспеченных граждан, не имеющих возможности самостоятельно оплачивать занятия. Между тем известно, что уровень заболеваемости падает с возрастанием уровня развития физической культуры и спорта, а уровень преступности снижается с возрастанием уровня подготовки спортивного резерва и развития массового спорта.

Остановимся подробнее на путях реализации принципа социальной справедливости в контексте доступа населения к спортивным сооружениям.

Так, значительная часть спортивных сооружений, сдается в аренду. При этом для многих слоев населения они становятся недоступными по причине стоимости услуг, не соответствующей доходам потенциальных посетителей. Можно порекомендовать введение льгот для определенных категорий населения, гибкой системы скидок на посещение занятий (например, в часы «затишья»), а также проводить Дни открытых дверей для свободного посещения горожан. Таким образом, реализация принципов социальной справедливости в индустрии спорта приведет к возрастанию социальной ответственности бизнеса как его активном участии в финансировании социальной сферы в дополнение к социальным расходам государства. В данном случае социальная ответственность будет выражаться в создании условий для воспроизводства рабочей силы, адресной поддержке малообеспеченных слоев населения, развитии и софинансировании объектов социальной сферы, благотворительной деятельности.

Ярким примером социальной ответственности бизнеса в сфере развития массового спорта может служить деятельность Уральской горно-металлургической компании (УГМК-холдинг).

Спорт занимает особое место в социальной политике УГМК и является частью корпоративной культуры. Так, в 2005 году был открыт Дворец спорта УГМК, который сразу обрел популярность среди жителей Верхней Пышмы и гостей города. На спортивных аренах Дворца спорта УГМК проходят спартакиады и первенства по баскетболу, волейболу, настольному теннису, плаванию, спортивным единоборствам. По статистике, сегодня каждый пятый житель города занимается здесь каким-либо видом спорта. Во Дворце активно развивается массовый спорт, что немаловажно в условиях, когда государством отдается приоритет физической культуре и спорту.

Большое внимание уделяется развитию детского спорта. Практически все детские секции Дворца спорта УГМК, а их более десяти, бесплатные. Их популяризацию обычно проводят на спортивной ярмарке, ежегодно она проходит в День знаний - 1 сентября. Сегодня Дворец посещает около 1200 детей. Наравне с массовым развивается и профессиональный спорт.

К сожалению, приведенный выше пример, является скорее исключением, чем правилом.

В последние годы мы можем наблюдать, как во многих городах строятся большие современные спортивные комплексы. В большинстве из них заниматься можно практически любыми популярными и массовыми видами спорта. Однако с точки зрения реализации принципов социальной справедливости можно строить и маленькие спортплощадки в удобных для населения местах.

Другой пример - согласно Водному кодексу РФ, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными и могут бесплатно использоваться для личных целей. Это же правило распространяется на прибрежную полосу [1].

Однако нередки случаи, когда владельцы частных территорий отгораживают отрезок береговой линии, прилегающий к их землевладению, либо коммерсанты, заключая с муниципалитетом договор на оказание услуг в местах отдыха, устанавливают плату за вход на пляж. В итоге получается, что благоустроенных пляжей для всех желающих провести время с пользой для здоровья катастрофически не хватает. Так, по норме на одного отдыхающего полагается два квадратных метра пляжа. Но в России пляжных территорий, где обследовано дно, взяты пробы воды, организовано дежурство спасателей, милиции, врачей, значительно меньше необходимого. И приходится людям либо искать частный платный пляж, либо довольствоваться диким. Большинство горожан выбирают второе, потому что платить за вход всей семьей получается накладно. Таким образом, в сфере доступности для всех слоев населения пляжного отдыха ещё многое предстоит сделать.

Что касается спортивных сооружений, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, согласно федеральному закону «О физической культуре и спорту Российской Федерации» [10], то в соответствии с принципом социальной справедливости предусмотрены следующие категории лиц имеющие права на льготы по посещению спортивных соревнований: пенсионеры; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот до 23 лет; многодетные родители; молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации; инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети отдельных категорий семей; ВИЧ-инфицированные – несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Отдельно рассмотрим меры, предусмотренные для посещения спортивных соревнований инвалидами, их вовлечение в активный жизненный процесс.

В 2014 году депутатами Госдумы было предложено наделить инвалидов I-II групп правом бесплатного посещения официальных спортивных соревнований, которые проводятся на объектах спорта. С этой целью собственников, пользователей объектов спорта, используемых для проведения официальных спортивных соревнований, планируется наделить обязанностью по обеспечению инвалидам бесплатного доступа в места проведения официальных спортивных соревнований и условий их размещения. Необходимость внесения предлагаемых изменений связывают с тем, что инвалиды I-II групп являются наиболее незащищенным слоем российского общества, их доходы малы и в первую очередь уходят на питание. В связи с этим посещение за плату спортивного соревнования для них практически невозможно. Человек, наблюдающий за проведением официальных спортивных соревнований с помощью электронных устройств, как правило, не может испытать ту гамму чувств и ощущений, которые способно принести личное посещение места проведения спортивного соревнования [4].

Говоря о доступности спортивных сооружений для инвалидов, нельзя не затронуть Государственную программу Российской Федерации «Доступная Среда» на период 2011-2015 гг.[3].

К целям программы, в частности, отнесено формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом сформулированы задачи, которые касаются и такой социальной подсистемы как индустрия спорта, - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.

Подводя итог, можно отметить, что в современной России, несмотря на многие социально-экономические трудности, проблема реализации принципов социальной справедливости в контексте доступности услуг индустрии спорта последовательно решается. Государство придает большое значение доступности спортивных сооружений, а, соответственно, занятий физической культурой и массовым спортом для всех слоев населения, о чем свидетельствуют принятые нормативные и программные документы. Проведенная и намеченная работа создает условия успешного развития современного российского общества и достижения стратегических национальных интересов.

Литература

  1. Водный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://vodnkod.ru/ (дата обращения 18.11.2015)
  2. Голубева Т.Б. Идеи справедливости и равенства в курсе «Основы социального государства» // Современные методы и техники социально-гуманитарной практики: сб. материалов всерос. научн. практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. З.П. Замараевой, В.А. Леденцовой, Т.Д. Попковой: Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2013. – С.138-143.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения 18.11.2015)
  4. Законопроект № 470443-6 “О внесении изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=470443-6&02 (дата обращения 18.11.2015)
  5. Карнаш Г.Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма // Знание, понимание, умение. 2005. № 1. С.102-110.
  6. Кондрашев Д.Д. Развитие системы управления физической культурой и спортом в условиях социально-ориентированной рыночной экономики России: дис….канд. эконом. наук, СПб, 2006.191с. [Электронный ресурс] URL:   http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-upravleniya-fizicheskoi-kulturoi-i-sportom-v-usloviyakh-sotsialno-orientiro (дата обращения 18.11.2015)
  7. Паскаль Блез. Афоризмы и цитаты [Электронный ресурс] URL: http://www.greatmind.info/list.php?p=3&author_id=1 (дата обращения 18.11.2015)
  8. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда, 13.02.2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.kp.ru/daily/25833/2807793/ (дата обращения 18.11.2015)
  9. Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в современной экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6. С.155-167. [Электронный ресурс] URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/isedt_esc/2012/6/1358502981.PDF (дата обращения 18.11.2015)
  10. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред.от 02.07.2013) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 18.11.2015).
  11. Харьковский А.Л. Проблемы развития спортивной инфраструктуры в современной Российской Федерации / А.Л. Харьковский. - М.: Фила-Пресс 2014. С.103.  
Просмотров работы: 1623