КАК ДОСТИЧЬ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ? - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КАК ДОСТИЧЬ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ?

Жиентаев Р.Р. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня спорт высших достижений или высшего мастерства - это пока единственная область деятельности человека, где у выдающихся спортсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Говоря о развитии спорта высших достижений, мы подразумеваем, прежде всего, подготовку спортсменов высокого класса, членов сборных команд страны.

В последние десятилетия значительно повысился уровень подготовленности спортсменов. И конечно очевидным является рост технического и тактического мастерства. Однако возрастающие требования современного спорта предполагают высокий уровень развитости не только технико-тактических действий, общей и специальной физической готовности, но и психической готовности к соревновательной деятельности. Особенно это относится к соревновательной деятельности спортсменов высшего спорта.

Соревновательная деятельность спортсмена характеризуется высокой степенью непредсказуемости, постоянным действием интенсивных стрессогенных соревновательных факторов, включением резервных возможностей психики. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность преодоления экстремальных ситуаций, находится в зависимости от опыта участия спортсмена в соревнованиях. При этом большинство спортсменов интуитивно и на протяжении многих лет приходят к выработке механизмов регуляции собственных эмоциональных состояний в экстремальных условиях соревнования. Однако интуитивный длительный поиск механизмов саморегуляции не может удовлетворять современным требованиям подготовки спортсменов.

В связи со сложным спектром задач, решаемых спортсменами в соревновательной деятельности, возникает проблема психологического сопровождения спортсменов. Это и определило выбор темы курсовой работы.

Объект исследования: процесс психологического сопровождения спортсменов

Предмет: психологическое сопровождение соревновательной деятельности в спорте высшего мастерства.

Цель: рассмотреть теоретические подходы к психологическому сопровождению спортивной деятельности в спорте высшего мастерства.

Задачи:

1. Проанализировать психологические проблемы спортивной деятельности в спорте высшего мастерства.

2. Рассмотреть теоретические подходы к психологическому сопровождению спортивной деятельности.

1.1. Психологические особенности спортивной деятельности

Личность спортсмена, как и любого другого человека, — продукт развития общества и среды где он находится. В то же время она отличается некоторым специфическим развитием отдельных черт в силу специфики деятельности и обстоятельств.

Выделим лишь несколько проблем в спорте высшего мастерства. Одной из важных проблем является управление психической работоспособностью спортсмена во время подготовки к ответственному соревнованию и участия в нем. Здесь можно назвать широкий спектр средств ауто- и гетерорегуляции, воздействий на мотивационную сферу и высшие чувства спортсменов. Исследования, проведенные во время тренировок, показывают, насколько чувствительно к физическим нагрузкам психическое состояние спортсмена. Подготовка к ответственным соревнованиям проходит на фоне больших психических и физических нагрузок, связанных с пребыванием длительного время на сборах, с отрывом от семьи, учебы, с постоянной оценкой шансов на успех в предстоящем соревновании1.

1(Волков И. П. Спорт. психол. в трудах отечественных специалистов.Серия «Хрестоматия по психологии» Составление и общая редакция И. П. Волкова)

Проблема управления тренировочным процессом – она заключается в том, что необходимо к моменту начала соревнований привести спортсмена в такое состояние, когда психические качества, наиболее значимые для данного вида спортивной деятельности и достигают высокого уровня развития, когда спортсмен осознает свои моральные и физические возможности в достижении высокого результата, когда он готов к максимальным напряжениям и нагрузкам.

Психологическая проблема высоких нагрузок, которые переносят спортсмены на грани возможного, вынуждают ученых, психологов и тренеров вести интенсивный поиск средств психического восстановления, оптимизировать формы отдыха, определять возможности тренировки на разных этапах восстановительного процесса.1

Проблема реализации психологических возможностей спортсмена, которые он не может проявить непосредственно на соревнованиях. Например, спортсмен может иметь сильную волю, но в данном конкретном соревновании ее не проявить. Волевые качества наиболее полно проявляются лишь тогда, когда они опосредуются личностной направленностью спортсмена на результат своей деятельности; в ответственных соревнованиях личностная направленность на результат приобретает подчас решающее

значение. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая «стоимость» каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.2

Проблема психического восстановления после нагрузки хотя еще мало исследована. Однако можно твердо сказать, что необходимо учитывать и психофизиологические факторы (например, утомление после упражнений) и чисто психологические (чрезмерное возбуждение вследствие успеха, подавленное состояние после неудачи). Победители, как правило, особенно остро нуждаются в средствах психического восстановления. Когда спортсмен вслед за победой терпит неожиданное поражение, это объясняется чаще всего недостаточным психическим восстановлением. Психологи отказались от распространенного в прошлом взгляда, что спортсмен якобы может «перегореть» только перед стартом. Сплошь и рядом неудачное выступление — это «следы» предшествующих психических состояний.

1.2. Теоретические подходы к психологии в спорте высшего мастерства

Исследования в области спортивной психологии высшего мастерства проводились и проводятся многими учеными. Ряд исследователей таких как (В.Н. Платонов, 2004; В.А. Сальников, 2003; Р.А. Пилоян, 1985, О.А. Сиротин, 1996 и др.) уже не раз отмечали , что в современном спорте высшего мастерства невозможно добиться высоких спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок. А это значит что особую актуальность приобретает поиск новых резервов организма и дальнейшего повышения спортивного мастерства.

Значимость теоретических исследований в спорте состоит в том, что они существенно дополняют концепцию человека как субъекта. Раскрывая понятие сути «человек как субъекта в спорте». В частности, отмечается, что спортивная деятельность привлекательна, но в то же время большей заинтересованности для ее успешного осуществления. Ряду авторов удалось убедительно показать, что спортивная деятельность системно сложна. То есть это требует согласованного единства индивидуально психологических качеств, внутренних средств деятельности и технологической организации самой деятельности в спорте. Далее, эта деятельность распределена во времени не равномерно по физическим и эмоциональным нагрузкам, по ответственности отдельных периодов предъявляемых субъекту. Все это психологи могут претворить в стратегию конкретного экспериментального психологического исследования в современном спорте.

В качестве главной проблемы исследования психологической сущности спортивной деятельности сейчас особенно актуальна. Проблемы отношения спортсменов к тренировочным нагрузкам, к предстартовым и соревновательным периодам. Проблема отношений, как известно, очень многогранна, что позволяет авторам при ее изучении опираться на различные научные концепции например, «субъект-объектных» отношений, концепцию отношений В. Н. Мясищева, диспозиций В. А. Ядова, установок, аттитюдов и др.. Это как нельзя лучше характеризует современную тенденцию психологических исследований в современном спорте высших достижений.

Выбор методик обоснован той стратегией исследования, которая убедительно представлена в теоретических изысканиях каждого автора. И каждый автор стремится представить экспериментальные данные во всей своей полноте. Более широких обобщений по психологии развития спорта в современном мире по моему мнению, следует остановиться на некоторых моментах. Первый из них — это тренировочная нагрузка и отношение спортсмена к своей деятельности и к себе как субъекту. Аспирантке кафедры психологии им. Лесгафта Нечаевой С. Ю в своем исследовании, проведенном с юными пловцами высокой квалификации, удалось показать, что совершенно не достаточно ориентироваться только на физический эффект тренировок. У спортсмена при разных отношениях к тренировочному процессу будет по разному складываться спортивный результат. По-видимому, это имеет немаловажное значение и для того, состоится или не состоится юный спортсмен высшей квалификации как спортсмен-профессионал.

1.3. Психологическое сопровождение

В психологическом сопровождении можно выделить три основных варианта-это постоянное, этапное и ситуативное сопровождение. В постоянном сопровождении психолог работает с командой или отдельным спортсменом на всех этапах подготовки, этапное предусматривает непосредственную работу психолога с командой в заранее известные «ключевые» периоды подготовки, а ситуативное сопровождение предполагает привлечение психолога только в случае необходимости.

В сборные команды спортсмены попадают из разных регионов страны, и нередко первое взаимодействие с психологом у спортсмена происходит на учебно-тренировочном сборе . Как говорится лучше поздно, чем никогда, но по возвращении домой спортсмен снова оказывается вне контакта с психологом, и начатая на сборе работа откладывается до следующей встречи.

1.4.Основные функции психологического обеспечения

Как любая научная дисциплина, спортивная психология призвана выполнять определенные функции, такие как исследовательская, обучающая, воспитательная, органи­заторская. коррекционная, консультативная, коммуника­тивная, социальная функция в изучении своего объекта. Интеграция всех функций спортивной психологии должна в значительной мере обеспечивать выполнение данной дисциплиной практико-ориентированной функции в ре­шении профессиональных проблем спорта.

1. Исследовательская функция психолога имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем. что в компетенцию психо­лога входит самостоятельное обнаружение психологиче­ских проблем и решение конкретных практических задач в контексте лабораторного или естественного эксперимен­та в условиях спортивной деятельности.

Второй аспект определяется использованием психо­диагностических методов и процедур. Применяя их, психо­лог оказывается в роли реального исследователя, получаю­щего доступ к специфической информации о спортсмене, тренере, групповых механизмов в команде. Соответствен­но, он должен быть способен как фокусироваться на ис­следовательской задаче и грамотно проводить процедуру научного исследования, так и выполнять ряд требований «Кодекса психолога».

Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении психологом в учебно-тренировочном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Работа по обнаружению и развитию личностных ресурсов и мобилизационных резервов требует от психолога чув­ствительности к малейшим переменам в самочувствии об­следуемого, его самореализации. Психолог должен иметь знания, умения и способность корректировать и направлять процесс деятельности в сторону повышения психологиче­ской подготовленности и функционального развития, точ­но и адекватно контролируя ход его продвижения в эффек­тивности деятельности. Наиболее ярко исследовательская функция проявляется при работе собственно психологи­ческими методами. Большинство специалистов в области психологии спорта и физической культуры, работающих в проблемных лабораториях тренировочных и соревно­вательных нагрузок на базе физкультурных факультетов, занимаются исследовательской деятельностью. Известно метафорическое высказывание И.П. Павлова: «Факты - это воздух ученого». Психологическое исследование опи­рается прежде всего на факты, которые точно установлены и могут быть эмпирическими - проверены, объяснены, а порою и предсказаны.

Психологическое исследование опирается на принятые методологией психологической науки направления, подхо­ды. теории, открытия, с их помощью объясняются полу­ченные факты, устанавливаются закономерности.

2. Обучающая функция является одной из важных в деятельности психолога-преподавателя. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Причем наблюдается различие в содержании обучающей функции для студента - будуще­го преподавателя спортивной психологии и для действую­щего спортсмена: деятельность психолога-преподавателя направлена в основном на формирование психолого­технологических знаний и умений, способствующей повы­шению уровню профессиональной подготовленности: обу­чающая функция спортсмена заключается в формировании у него психологических умений, навыков, способностей для повышения уровня тренированности. Систематиче­ским обучением может заниматься только достаточно под­готовленный профессионал. Обучение представляет со­бой главное средство развития профессиональных умений и навыков. Обучая, психолог развивает у студента главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него познавательную и творческую активность.

Спортивные психологи-преподаватели имеют обшир­ную подготовку в области науки о спорте и физических на­грузках. физического воспитания и кинезиологии. а также хорошо знают психологию движений человека, особенно с точки зрения спорта и ф изической культуры.

Спортивного психолога-преподавателя можно рассмат­ривать как «тренера по умственной подготовке», который, проводя групповые и индивидуальные занятия, знакомит спортсменов и людей, занимающихся физической куль­турой. с психологическими навыками и их развитием. Устранение тревожного состояния, развитие уверенности, повышение коммуникабельности - основные аспекты, на которые обращают свое внимание спортивные психологи- педагоги.

Многие специалисты в области психологии спорта и физической культуры читают курсы лекций по при­кладной спортивной психологии, психологии физической культуры, социальной психологии спорта для студентов университетов. Это психологи-педагоги. Известный прак­тический психолог Г.Д. Горбунов (2(М)6), считает, что для психолога-педагога спорта центральной задачей является формирование и совершенствование свойств личности, определяющих успех в спортивной деятельности, укрепле­ние и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, ведущих к рекорд­ным достижениям. Кроме того, они могут читать курсы лекций по психологии личности или психологии развития, если работают на кафедре психологии, и курсы лекций по усвоению и контролю двигательных навыков или спортив­ной социологии, если участвуют в научной спортивной программе.

  1. Воспитывающая функция специалистов заклю­чается в социально-профессиональном воспитании (со­циально-политическое, нравственное, этическое, эстети­ческое и физическое совершенствование). Но главное в воспитательной работе психолога - это формирование профессиональной направленности личности тренера и спортсмена: мотивационной компетентности, потребно­сти в достижении, устойчивости положительной мотива­ции к спортивной деятельности.

  2. Коммуникативная функция. Спортивная деятель­ность немыслима без общения. Психолог именно благода­ря общению и в процессе интерактивного общения влия­ет на тренера, спортсмена, координирует свои действия с обслуживающим персоналом, администрацией коман­ды. ведет психологическую подготовку. Коммуникативная функция педагогического исследования состоит в том. что оно является каналом передачи не только знаний, но и эмо­ций. средством духовного и интеллектуального общения людей.

  3. Организаторская функция. Психолог-практик имеет дело с разными группами и типами людей, со своими кол­легами. спортсменами, с тренерским персоналом команды и т.д. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его умения и способно­сти. Психолог решает, какая психолог о-педагогическая технология, какой методический подход, социально­психологический тренинг, занятие следует организовать, когда (день и час) и где (зал. комната отдыха, лаборато­рия. прогулка, музей, лес и т.п.) провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (психо­диагностическое или психокоррекционное) понадобится. Хорошая организация специальной психологической под­готовки обеспечивает и высокую результативность на со­ревнованиях.

  4. Коррекционная функция связана с тем. что психолог постоянно отслеживает, диагностирует ход влияния трени­ровочного и соревновательного процессов на психическое состояние спортсменов, оценивает промежуточные этапы психологической подготовки, эффективность деятельности спортсмена. По ходу работы приходится вносить корректи­вы (исправления) в свои действия и действия спортсменов на прямую, или через тренерский коллектив, значимых для спортсмена людей, спортивную команду. Если на основе психодиагностики не корректировать психологическую подготовку, то результат окажется непредсказуемым. Этим и объясняется, что коррекционная функция также является важной для психолога.

  5. Консультативная функция. Олимпийский комитет России, а также некоторые крупнейшие спортивные обще­ства, команды имеют в своем штате консультантов по во­просам спортивной психологии: услугами спортивных психологов пользуются десятки команд и сотни отдельных выдающихся спортсменов. Многие специалисты в области спортивной психологии консультируют тренеров во время проведения специальных семинаров.

Отдельные специалисты в области спортивной психо­логии и физической культуры работают в индустрии фи­зической подготовки, создавая программы занятий, обес­печивающие максимальное участие, а также психическое и физическое здоровье. Иногда они оказывают психологи­ческую помощь спортсменам получившим травмы.

Спортивные психологи имеют достаточную подготов­ку в области психологии для того, чтобы выявлять и ле­чить людей с эмоциональными расстройствами (напри­мер. значительная депрессия, суицидальные наклонности). Потребность в этих специалистах обусловлена тем. что значительные эмоциональные расстройства, требующие специального лечения, встречаются у некоторых спортс­менов. Два превалирующих аспекта, требующих вмеша­тельства спортивных психологов. - это расстройства внут­ренних систем перед и после соревновательных выступле­ний и злоупотребление лекарственными препаратами.

Сталкиваясь со спортсменом, страдающим эмоцио­нальным расстройством, они направляют его к психологу- клиницисту или спортивному психологу-клиницисту.

Спортивные психологи-клиницисты и психологи-педа­гоги должны иметь фундаментальные знания в области психологии спорта и физической культуры, а также в об­ласти спортивной науки. В 1991 г. Ассоциация по распро­странению прикладной спортивной психологии начала оф ициальную программу консультаций специалистов, име­ющих фундаментальную подготовку в области психологии и спортивных наук. После окончания курса консультаций им выдают соответствующее удостоверение. Главная цель этой программы - оградить людей от неквалифицирован­ных специалистов, считающих себя спортивными психо­логами.

8. Социальная функция выражается в том. что с ее по­мощью решаются важные для общества проблемы спор­тивной деятельности, конкретно личности спортсмена. Под социальной функцией следует понимать воздействия общественных, социально-экономических, политических отношений на человека и человеческое общение, а также возможности удовлетворять и развивать определенные потребности личности. Показанные в спорте высших до­стижений мировые и олимпийские рекорды, выполнение классификационных норм приобретают широкое обще­ственное признание и служат своеобразным показателем индивидуальных, общечеловеческих, даже национальных и государственных возможностей. Спортивные достиже­ния исторически не остаются неизменными, а все время прогрессируют, мотивируя тем самым мобилизацию уси­лий спортсмена на самосовершенствование.

Психология человека обусловлена общественными от­ношениями. поскольку сущность человека определена со­вокупностью общественных отношений. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что если в отличие от организма как только биологического индивида термином «личность» обозна­чить социальный индивид, то можно будет сказать, что пси­хология человека изучает психику как качественно специ­фическое свойство личности или что она изучает психику личности в единстве ее внутренних и внешних проявлений.

Всякое изучение сознания вне личности может быть толь­ко идеалистическим, так же, как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности.

Закономерности общественного бытия являются наи­более существенными в развитии человека. Психология в своем познании психики человека должна поэтому ис­ходить из них но, однако, никак не сводить психологиче­ские закономерности к социальным, или наоборот. Точно так же - как ни велико значение физиологического ана­лиза «механизмов» психических процессов для познания их природы, нельзя свести закономерности психических процессов к физиологическим закономерностям. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, пси­хика выходит за пределы внутриорганических отношений и выражается в качественно иной, отличной от физиоло­гической системе понятий: она имеет свои специфические закономерности (С.Л. Рубинштейн. 2000).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный спорт, особенно спорт высших достижений, за последние десятилетия значительно изменился. И эти изменения ставят тренерам, спортсменам и спортивным психологам новые задачи и проблемы, как в теоретическом, так и практическим плане. Не для кого не секрет что в спорте высших достижений добиваются больших результатов те спортсмены которые смогли реализовать весь свой психологический и физический потенциал. Я знаю много примеров когда талантливые спортсмены с отличными физическими данными не могли перешагнуть из любительского спорта в спорт высших достижений. А всему вина это психологический барьер, который был не преодолим для спортсмена. Такие барьеры есть не только в любительском, но и в профессиональном спорте тоже. Ведь не все спортсмены выигрывают Олимпийские игры, а лишь единицы.

Психологическое сопровождение в спорте высшего мастерства один из ключевых факторов в достижении высоких целей, так как при одинаковых физических данных побеждают те спортсмены, которые смогли преодолеть себя и свои страхи, свои проблемы.

В теоретических подходах психологического сопровождения видно направления решения проблем в спорте высшего мастерства. Которые в ближайшем будущем будут актуальны либо уйдут на второй план. Но пока мы ищем этот путь осознания наших проблем понятия как решать их решать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010.–340с.

  2. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 380 с.

  3. Малкин, В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте : Учеб. пособие для тренеров и студентов фак. физ. культуры и спорта / В. Р. Малкин; Упр. по развитию физ. культуры, спорта и туризма Администрации г. Екатеринбурга [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2001. – 100с.

  4. Пуни, А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте / А. Ц. Пуни. – Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. – С. 8–51.

  5. Портных, Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте / Ю.И. Портных // Вестник БПА. Вып. 42. – 2001. – С. 37–44.

  6. Родионов, А. В. Психология спорта высших достижений / А. В. Родионов. – М.: ФиС, 1979. — С. 3–6.

  7. Рудик, П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / П. А. Рудик // Проблемы психологии спорта. – М: ФиС, 1962. – С. 9–20.

  8. Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности / В.Г. Сивицкий // Теория и практика физической культуры.– М.: РГУФК.– №4. – 2006.

  9. Сивицкий, В.Г. Использование ритуала в работе спортивного психолога / В.Г. Сивицкий // Спортивный психолог. – М.: РГУФК. – № 1.– 2004.

  10. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры / Н. Б. Стамбулова. – СПб.: Центр карьеры, 1999. – 367 с.

  11. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов вузов физкультур. профиля / В.Ф. Сопов ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М.: Трикста: Акад. Проект, 2005 (Киров : ОАО Дом печати - Вятка). - 126 с

  12. Уляева, Л. Г. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности: монография / Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева, Б. Б. Раднагуруев. – М.: Онто-Принт , 2014. – 141с.

  13. Яковлев , Б. П. Основы спортивной психологии : учеб, по­собие / Б. П. Яковлев. – М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.

Просмотров работы: 1232