ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА

Гилязова Е.Р. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно в зарубежных странах существует повышенный интерес к изучению проблемы стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г. Бенсон, С. Вулф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, В. Люте, К. Маккей, Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие). Более того, к концу XX века, в науке выделилась отдельная отрасль психологического знания – стресс-менеджмент, которая занимается проблемой эффективного преодоления стресса в направлении разработки и применения программ медицинской и организационной помощи в стрессовых ситуациях, а так же оздоровления и адаптации населения, снижения психосоциальных рисков, повышения качества жизни.

В российской психологической науке проблемой стрессоустойчивости занимались В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, О.В. Лозгачева, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и другие авторы. В работах Л.Л. Анцыферова, Л.С. Выготского, В.А. Пономаренко устойчивость личности связывается с умением продуктивной организации деятельности и ориентированием на адекватные по времени цели.

Значительная доля исследований в психологической науке приходится на изучение особенностей влияния профессиональной деятельности на здоровье специалистов, чья работа связанна с эмоциональным напряжением и взаимодействием с людьми (О.Н. Абакумов, М.А. Багрий, Д.Р. Мерзлякова, В.Я. Сазонов). У таких специалистов нередко наблюдаются психофизиологические реакции на ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением профессионального стресса. К категории профессий, наиболее сильно подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников и спортсменов.

Согласно исследованиям М.А. Багрий, А.Р. Галлимов, О.В. Рыбиной, медицинские работники решают разнообразные задачи в условиях недостатка информации, непосредственного контакта с людьми, значительной (в том числе уголовной) ответственности за свои действия, что влечёт большие эмоциональные нагрузки. В данных условиях особенно уязвимым перед стрессом является профессионал на стадии своего становления.

Приведённый обзор научной психологической методической и статистической литературы показывает, что проблема формирования стрессоустойчивости, с одной стороны, достаточно широко представлена, но с другой стороны, детально не разрабатывалась. Учитывая динамично развивающуюся современную наполненную новейшими технологиями жизнь, возникает необходимость постановки проблемы формирования стрессоустойчивости в целом у всех социальных категорий.

Цель – теоретический анализ психологической литературы, посвященный проблеме стресса и стрессоустойчивости,

Объект – стрессоустойчивость личности,

Предмет – процесс формирования стрессоустойчивости.

Гипотеза состоит в предположении о том, что успешность процесса формирования стрессоустойчивости обеспечивается за счёт использованиия различных стратегий преодоления стресса.

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке;

  2. на теоретическом уровне описать структуру стрессоустойчивости личности;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие принципы и концепции:

  • методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и системности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);

  • концепция становления профессионала (Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов);

  • положения о стрессоустойчивости Н.Е. Водопьяновой, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, Г.Б. Мониной, Н.В. Ранналы;

  • положение О.В. Лозгачевой о том, что формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной стагнации.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов:

  • теоретический анализ научной психологической литературы;

  • Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении стрессоустойчивости как динамичного личностного качества, описании структуры стрессоустойчивости и содержания её компонентов.

Основные направления исследования стресса в психологической науке

Традиционно в зарубежных странах существует интерес к изучению проблемы стресса, стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г. Бенсон, С. Вулф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, В. Люте, К. Маккей, Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие). Термин стресс возник в дословном переводе с английского языка означает давление, нажим, усилие, и внешнее воздействие, лежащее в основе этого состояния. Стресс, образующий негативные эмоции, называется дистрессом, а сопровождающийся положительными эмоциями – эустрессом [23]. Первым эту категорию в науку ввел канадец-физиолог Ганс Селье. Он доказал независимость приспособительных реакций организма человека от типа воздействия или его интенсивности. Факторы воздействия (факторы стресса, стрессоры) могут быть самыми разными, однако не зависят от своей уникальности они вызывают изменения в организме человека, стимулирующие адаптацию. Можно выделить следующие виды стрессоров:

  1. старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита диплома, выступление, воспоминания;

  2. стрессоры, побед и поражений - успехи в учёбе, карьере, спорте. Любовные отношения, замужество, изменения состава семьи;

  3. стрессоры зрелищ - спортивные шоу, кино, спектакли, выставки;

  4. стрессоры рассогласования деятельности: стрессоры ухудшения отношения: конфликты, угрозы;

  5. стрессоры ограничений - психосоциальные и физиологические: болезни, дисгармония, фрустрация витальных потребностей;

  6. физические и природные стрессоры: мышечные нагрузки, медицинские и хирургические процедуры, травмы, неприятные звуки, экстремальные погодные условия [24].

Существуют психологические и физиологические стрессоры. Последние влияют на клетки и ткани тела (холод, высокая температура, тяжёлая физическая нагрузка и так далее). Психологические стрессоры – это стимулы, которые показывают биологическую или социальную важность событий (чувство опасности, обиды, эмоционального переживания, затруднительные условия решения важных задач и многое другое) [24]. В соответствии с двумя типами стрессоров выделяют физиологический и психологический стресс.

Нас интересует больше последний вид стресса, который разделяют на эмоциональный и информационный. Информационный стресс появляется в ситуациях информационных перегрузок, если индивид не успевает принимать правильные решения в условиях дефицита времени и повышенной ответственности. Решая различные задачи, человек перерабатывает информацию, и этот процесс завершается выработкой решения. Высокий объём информации, ее сложность, временные ограничения – все это составляет информационную нагрузку, возникающую при превышении возможностей переработки информации. Эмоциональный стресс обуславливается сигнальными раздражителями, проявляется в ситуациях фрустрации (угрозы, обиды и условиях конфликтных ситуаций)[23].

Организм человека очень адаптивен и при длительном действии угрожающих раздражителей активируются адаптационные процессы.

Совокупность характерных ответных реакций организма на действия раздражителей, имеющих главным образом защитное значение, названа Г.Селье - общий адаптационный синдром. В психологической литературе подробно изучается стадии общего адаптационного синдрома:

1) тревога, сопротивляемость организма ухудшается (шок), а позднее срабатывают защитные реакции;

2) сопротивление (фаза адаптации), приспособление организма к новым условиям;

3) истощение, в котором проявляется неадекватность защитных механизмов организма и наступает рассогласование жизненных функций организма [25].

Рассмотрим их более подробно. Начальная стадия стресса по Г. Селье – тревога, проявляется в мобилизации организма, особенно физиологической и биохимической, возникновение оборонительной реакции или «реакции борьбы и бегства». Она была достаточно развита у древних людей и при угрозах запускала мобилизацию сил для борьбы с врагом, стихией или бегства от них. Стресс активирует симпатическую нервную систему (её гормоны– адреналин и норадреналин) – для посредничества на внутренние органы. Эта система мобилизирует ресурсы организма, создаёт готовность к быстрым ответным реакциям.

Для формирования стрессовой реакции у конкретного человека необходимо работа основного процесса – «реакции борьбы или бегства», запускающая мощные биохимические изменения в организме. В этой стадиии, по мнению Е.Черепановой [28], человек оказывается в «предстартовой готовности». В этой фазе не исключено, что психосоматические заболевания якобы пропадают, но в дальнейшем возвращаются с новой силой. В рамках примера она ссылается на времена 1992 – 1993 гг., когда общество находилось по стрессом от крайне быстрых социальных, экономических и политических перемен. В это время больницы опустели, в следствие того, что люди мобилизировали все свои адаптационные ресурсы.

На следующей стадии – адаптации, возникает сопротивление в организме за счёт физиологической и психологической мобилизации. За счёт чего происходит временное повышение стрессоустойчивости. Однако это имеет свой предел, постепенно адаптационные ресурсы исчерпываются. Исследования В. Кэннона показали, что организм стремится к гомеостазу. Но когда возникают новые требования, начинается перестройка, которая восстанавливает равновесие, но на другом уровне. При этом новые условия могут зависеть как от физиологических, так и от психологических причин. Если действие стрессогенных факторов не останавливается, то возникает третья стадия стресса - стадия истощения [27], на которой приспособление организма существенно снижается, накапливается усталость, ухудшается сопротивление, повышается вероятность возникновения заболеваний. Появляются сигналы тревоги на фоне истощения адаптационных ресурсов. Возникает необходимость в помощи «извне» - психологическая и психотерапевтическая поддержка, либо устранение действия стрессоров.

Теоретические аспекты исследования стресса свидетельствуют о существовании множества подходов, объясняющих механизмы образования стресса. Так, идеи адаптационного синдрома Г. Селье соотносятся с теорией фрустрации Розенцвейга[10]. Фpycтрация – это столкновение жизненных потребностей человека с непреодолимым препятствием, например, с установкой, с внутренним запретом. Далее развивается стрессовое состояние и если внутренний конфликт был продолжительный во времени, то может возникнуть невроз. Данная теория фрустрации дополняет взгляды Г. Селье, не заостряясь на биохимических изменениях в организме.

Иную концепцию стресса изложил в 1966 году Р. Лазарус. Он предложил когнитивную теорию стресса и копинга. По его мнению, в основе взаимодействия личность - среда лежат «первичная» и «вторичная» когнитивные оценки ситуаций. Человек сначала рассматривает ее как изменчивую и угрожающую, а затем выделяет пути преодоления стресса. В результате данного взаимодействия возникают формы копинг-поведения. Большое влияние на их становление оказывает эмоциональная реакция на стресс, а также ее переход в качественно новую стратегию преодоления.

В итоге исследований Р.Лазарус вывел понятие копинга, которое означает движение к разрешению проблемы со стороны человека в ситуации потенциальной опасности. Так же активизируются адаптивные возможности организма с целью сохранения физического и психо-социального благополучия. Была разработана трехфакторная модель копингов, состоящая из стратегий, ресурсов и поведения. Копинг-стратегия – это ответ человека на угрозы, способы совладания со стрессором. Копинг-ресурсы - более-менее стабильные характеристики личности, обеспечивающие преодоление стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Интегральное поведение человека, с использование копинг-стратегий и с учетом копинг-ресурсов называется копинг-поведение. Основой в этой модели является копинг-стратегии, которые инициируют реакции и поведение в стрессе. Эта модель является актуальной в настоящее время.

П.К. Анохин [4], рассуждает о стрессовых ситуациях с наиболее мощными психосоматическими последствиями, которые возникают на фоне защитного возбуждения и уменьшения его моторных реакций, что имеет общую основу с неотреагированными эмоциями человека. В его представлении понятие «стресс» включает все реакции организма на сильные раздражители.

Ю.А. Александровский [22] утверждает, что сущность возникновения стрессовых и невротических состояний указывает на их общность. Начальной стадией выступает конфликтная ситуация с проявлением страха или тревоги. Главным фактором выступают не интенсивность стрессора, не физическая характеристика воздействия, не ситуации среды, а личностная оценка воздействия как негативного, с отсутствием способов избегания и преодоления. Перенапряжение механизмов адаптации ведет к ухудшению процесса управления стрессом.

Ю.А. Александровский рассматривает закономерности развития стрессовых состояний:

1) совокупность психофизиологических реакций, возникающих при восприятии и переработке сигналов, актуальных для человека и являющихся эмоционально-значимыми (негативными);

2) процесс адаптации к негативным переживаниям, связанный с рядом развивающихся биохимических процессов;

3) состояние дезадаптации (срыва), проявляющееся нарушениями поведения, межличностных коммуникаций и отношений. Эти состояния сходны с общими стадиями развития стресса, но оцениваются по психологическим проявлениям [22].

Выводы

Проведя теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке, следует заметить что данная тематика до сих пор актуальна. Традиционно исследованием стресса занимались Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие исследователи. Так, Ганс Селье выделил два вида стресса – эустресс и дистресс, отличающиеся друг от друга степенью положительности-отрицательности возникающих эмоций. Анализ различных концепций показывает, что стрессоры, лежащие в основе стресс-реакций, можно разделить на физические и психологических. Психологические стрессоры так же имеют свою структуру, и делятся на эмоциональные и информационные. В условиях информационного общества особую актуальность имеют информационные стрессоры, которые связаны с превышением возможностей человека по обработке информации.

В добавление к вышесказанному следует отметить, что внимание учёных и практиков привлекает проблема адаптации организма человека к стрессовым ситуациям, которая находит своё решение в работах многих исследователей и Г. Селье, в частности. Так, Г. Селье ввёл в науку понятие «общего адаптационного синдрома», обозначающего схему реакции организма на стрессовое воздействие. Общий адаптационный синдром носит стадиальный характер и проявляется, во-первых, в тревоге, во-вторых, сопротивлении, в-третьих, в истощении организма.

Представляется важным отметить, что в науке разрабатывается проблема копинг-поведения, изучение которой инициировала Р. Лазарус, предложивший трёхфазную модель копинга: копинг-стратегии (способ совладания человека со стрессом), копинг-ресурсы (характеристики личности, обеспечивающие успешное совладание), копинг-поведение (интегральное поведение личности в стрессовой ситуации).

Закономерности формирования стрессовых состояний исследуются в том числе и с психиатрических позиций. Так, Ю.А. Александровский отмечает стадиальный характер реакции организма на стресс, а именно - психофизиологические реакции, адаптация, дезадаптация.

Стрессоустойчивость: содержание понятия и структура

В психологической науке происходит обсуждение понятия стрессоустойчивости, так как она влияет на возникновение дистресса у человека. Стрессоустойчивость личности - умение разрешать трудности, управлять своими эмоциями, осознавать настроение и чувства окружающих, проявлять выдержку и такт [29].

Для более детального понимания термина «стрессоустойчивость» мы сочли целесообразным обратиться к исследованиям различных авторов. Б.Х. Варданян рассматривает стрессоустойчивость как взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, в частности эмоциональных компонентов. Так, в трактовке исследователя, стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [14, С. 24].

С.В. Субботин пишет, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности».

О.В. Лозгачева в своём исследовании под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [20].

На наш взгляд, наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман, стрессоустойчивость– «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [15].

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. и соавторы полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.

Таким образом, можно сформулировать интегральное понятие стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, способствующих преодолению интеллектуальных, эмоциональных, волевых нагрузок, обусловленных особенностью профессиональной деятельности человека, без серьёзных вредоносных последствий для своего здоровья, самой деятельности, а так же окружающих людей.

Н.И. Бережная [5] понимает стрессоустойчивость как личностное качество, состоящее из следующих компонентов:

а) психофизиологический (свойства нервной системы человека);

б) мотивационный. Мотивы определяют эмоциональную устойчивость. Влияя на мотивацию можно изменять эмоциональную устойчивость;

в) эмоциональный опыт человека, аккумулированный в процессе преодоления трудных ситуаций;

г) волевой, то есть сознательная регуляция, адекватное поведение;

д) профессиональной подготовки, профессиональной готовности решать типовые задачи;

е) интеллектуальный – логическая оценка ситуации, прогнозирование её динамики, принятие решений.

Схема 1

Компоненты стрессоустойчивости (по Н.И. Бережной)

 

стрессоустойчивость

 

 

интеллектуальный

психофизиологический

 

 

профессиональный

мотивационный

 

 

волевой

эмоциональный

 

Так, в работах российских исследователей (Н.И. Бережная, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, О.В. Лозгачева, С.В. Субботин), стрессоустойчивость рассматривается как личностное качество человека. С функциональных позиций это характеристика, оказывающая влияние на продуктивность деятельности.

Перейдём к рассмотрению следующего вопроса об этапах развития стрессоустойчивости. Так, Л.А. Китаев-Смык [15], выделяет три этапа:

Так как стрессоустойчивость – это качество, которое можно изменять, то в науке выделяются этапы в развитии этого качества:

  1. Интерпретация и оценка ситуации.

Это актуально для:

  • требований ситуации, степени нагрузок и угрозы (для психологического и социального благополучия, здоровья и прочего),

  • возможностей организма и личности,

  • соотношения запросов ситуации, с одной стороны, и возможностей личности, с другой. Лишь некторые физиологические стрессоры действуют непосредственно на человека, в иных случаях больше влияют образы стрессора, его интерпретация, представление о ситуации.

  1. Оценка человеком стрессовых изменений в своем состоянии. Зачастую стрессоры могут действовать на определённые сферы личности [15]. Первичные стрессовые расстройства бывают вызваны изменением или травмой органа, большой нагрузкой на конкретную сферу личности, изменениями важных качеств. В последствие возникают разнообразные реакции.

  2. Адаптационный процесс.

В нём проявляются следующие направления:

  • противодействие,

  • приспособление,

  • уход от стрессора.

Схема 2

Этапы в развитии стрессоустойчивости (по Л.А. Китаев-Смык)

Субъект имеет возможность выбора в способе реагирования, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации [18]. Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с другой - особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек.

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

  • по силе: шоковые (внезапные), подострые (кратковременные, но эмоц. Значимые), хронические (длительные).

  • по значимости для личности (значимые и незначимые)

  • по направленности информации (привносящие или лишающие ее)

  • по разрешимости

  • по длительности

Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека [10].

В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных «стратегий совладания»[17]. Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. Стратегия самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и другие. Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания [17].

Многими исследователями доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем (Иоганн-Христиан Гейнрот, Ф. Александер, С. Джелифф, Ф. Данбар, Э. Вейсс, О. Инглиш), а это значит, что не только тело «страдает» от несостоятельной психологической организации, но и собственно психологическое состояние зависит напрямую от физической подготовленности человека. Спортивные упражнения, закаливание, рациональное и здоровое питание - всё это крепкая основа стрессоустойчивости.

Устойчивость индивида к развитию различных стрессовых реакций зависит от индивидуальных психологических особенностей и мотивационной ориентации, ценностной сферы. Повышенный уровень стрессоустойчивости встречается у людей, с преобладанием духовных ценностей. И наоборот - доминирование материальных ценностей соответствует низкому уровню устойчивости к стрессам. И даже может возникать некая стрессозависимость, которая проявляется в особом мировоззрении, где стресс есть важное и неотделимое свойство жизни в целом.

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. То есть один раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В науке существует множество определений и классификаций ситуаций, среди которых выделяют объективно простые и объективно сложные ситуации. Так, И.В. Михайлова под объективно простой ситуацией понимает «ситуацию, не зависящую от внутренних условий конкретного индивида, вызываемую устранимыми с течением времени обстоятельствами» [14]. В данном случае ситуация может восприниматься как простая, и как сложная, так же может вызывать у субъекта позитивные или негативные чувства и быть источником различного рода психических состояний, однако объективно такая ситуация принципиально разрешима привычными способами. Под субъективно простой ситуацией, И.В. Михайлова понимает «такую ситуацию, которая не вызывает отрицательного эмоционального переживания субъекта за счет его внутренних условий» [30]. Данная ситуация бывает объективно простой и объективно сложной, но по каким-то внутренним причинам субъект не ощущает негативных аффектов и чувств по поводу существующих событий, а испытывает нейтральные или положительные эмоции.

Выводы

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации.

Более того, стрессоустойчивость - это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

  • психофизиологического;

  • мотивационного;

  • эмоционального;

  • волевого;

  • информационного;

  • интеллектуального.

Представляется важным отметить, что стрессоустойчивость – нестабильное качество, подвергаемое изменениям. Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

  1. интерпретация и оценка ситуации;

  2. оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме;

  3. адаптационный процесс.

В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных «стратегий совладания». Стратегии совладания могут быть различными и зависят от типа стрессовых воздействий.

Кроме того, в современной психологической науке изучаются индивидуальные особенности стрессоустойчивости. В частности, данное направление исследований проявляется в классификации жизненных ситуаций. Так, И.В. Михайлова, выделяет объективно простые ситуации и субъективно простые ситуации, которые отличаются степенью влияния на субъекта деятельности.

Методы формирования стрессоустойчивости у взрослых

В российской психологической науке проблемой стрессоустойчивости занимались В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, О.В. Лозгачева, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и другие авторы.

На сегодняшний день активно исследуется проблема профилактики стресса в профессиональной деятельности, которую, по мнению Т.А. Антопольской [15], целесообразнее всего осуществлять в условиях групповой работы, так как в групповой работе запускаются механизмы групповой динамики, происходит взаимодействие и взаимовлияние друг на друга членов группы.

Исходя из этой концепции формирование стрессоустойчивости молодежи возможно в процессе образования малой группы. Ведущим внутригрупповым механизмом группового генезиса выступает лидерство, а характер взаимодействия лидеров с группой членства определяет динамику рождения малой группы. Совместная деятельность, актуализирующая значительную автономию личности, является ведущим фактором генезиса [15].

А.И. Жуков[13] рассматривая современные подходы формирования стрессоустойчивости особо выделяет комплексный подход к преодолению стресса, разработанный С.Гремлинг и С.Ауэрбах. В рамках этого подхода методы и техники преодоления стресса определяются видом стрессовых воздействий. Эмоционально-ориентированные методы, направленные на преодоление воздействия не подвластных контролю стрессоров, предполагают использование техники глубокого дыхания, тренинга прогрессирующей мышечной релаксации и техники визуализации.

Проблемно-ориентированные методы, включающие тренинг уверенности в себе, управление временем, тренинг социальных навыков, используются для преодоления последствий стрессоров подконтрольных субъектом. Когнитивные стратегии по преодолению так называемых стрессоров-интерпретаций включают техники изменения неадекватных суждений и нежелательных мыслей и другие.

Кроме того, в науке используется термин тренинг, обозначающий широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Выделяют тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие тренинги.

К группе тренингов саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.

В широком смысле понятием «психологическая саморегуляция» обозначается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности [17]. При таком понимании психическая саморегуляция включает в себя и управление поведением или деятельностью субъекта, и саморегуляцию его наличного состояния.

По мнению Л.С. Шубиной [31], психическую саморегуляцию можно определить как регуляцию различных состояний, процессов, действий, осуществляемых самим организмом с помощью своей психической активности. Ю.И. Филимоненко [29] под психической саморегуляцией понимает целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности. «Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов» [3, c.3]. «Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» [9]. Общими для этих определений являются выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, средств психической активности, в частности.

О.А. Конопкин [16] рассматривает осознанную саморегуляцию как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно peaлизующей достижение принимаемых человеком целей. В основе саморегуляции, по мнению Конопкина, лежит информационная неопределенность, которую субъект пытается преодолеть путем принятия ряда взаимосвязанных решений посредством разнообразных психологических средств, сочетание которых уникально для каждого индивида. Уникальность сочетания психологических средств определяет своеобразие критериев селекции при восприятии информации.

В этом процессе автор выделяет функциональные звенья, которые реализуют собственно саморегуляцию. К этим звеньям относится принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системо-образующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

Отдельным звеном выделяется субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс внешних и внутренних условий, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной деятельности. Такое звено несет функцию источника информации, на основании которой осуществляется программирование действий. Кроме этого модель включает в себя информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Следующее звено представляет собой программу исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Саморегуляция как и иная деятельность невозможна без контроля и оценки результатов. Это следующее, регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

В целях улучшения качества системы саморегулирования реализуется последнее звено, отвечающее за решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии.

Схема 3

Структура саморегуляции (по О.А. Конопкину)

Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции. Процесс саморегуляции как система функциональных звеньев обеспечивает создание и динамическое существование в сознании субъекта целостной модели его деятельности, предвосхищающей (как до начала действий, как и в ходе их реализации) его исполнительскую активность.

В.И. Моросанова и Р.Р. Сагиев [21] проводили исследование на студенческой выборке и выделили индивидуально-типические стили саморегуляции, соответствующие высокому развитию личностно-регуляторных свойств самостоятельности, гибкости и надежности:

1. Оперативный стиль саморегуляции, который представлен двумя разновидностями:

  • высокая развитость процессов моделирования и низкая - программирования, оперативность в учёте условий, проявляется в гибкости учёта значимых условий деятельности, низкой осознанностью учебных целей, но быстрым включением в процесс;

  • высокая развитость звена программирования и недостаточная - моделирования, оперативность в моделировании, проявляется в высокой детализации программ поведения, их гибкости, быстрое включение в деятельность и лабильность.

  1. Автономный стиль саморегуляции, также имеет две разновидности:

  • высокая развитость планирования, низкая – моделирования, автономность в планировании задач, проявляется в повышенном планировании учебных ситуациях;

  • автономность в контролировании, которая проявляется в особенностях процессов планирования и оценки результатов: учебные цели подвергаются постоянному контролю и коррекции, что обеспечивает достижение целей.

3. Устойчивый стиль саморегуляции, который обеспечивается высокой развитостью процессов планирования и оценки результатов. «Слабая» сторона регуляции устойчивых испытуемых – звено моделирования – компенсируется за счет особенностей процессов оценки результатов: контроль и коррекция действий, в целях повышения их эффективности.

Методы психической саморегуляции направлены на формирование специфического типа состояний человека – релаксации (от лат. Relaxation – уменьшение напряжения, расслабление). На его основе образуются разные степеней аутогенного погружения, при переживании которых создаются благоприятные условия для полноценного отдыха, усиления восстановительных процессов и выработки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций [24, 28].

Начало научной разработки приемов формирования состояния релаксации связано с именем Э. Джекобсона, установившего существование прямой зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожности, страха, смущения и т.п. В соответствии с этим им была создана специальная система упражнений– техника «прогрессивной» или активной нервно-мышечной релаксации [24], которая представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечнополосатых мышц.

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Непосредственным эффектом выполнения подобных упражнений является достаточно полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе.

Весьма эффективной методикой регуляции поведения и формирования стрессоустойчивости личности является «самоинструкция» разработанная Дональдом Мейхенбаумом [34, c. 96-101]. Понятие «самоинструкция» (или «самовербализация») означает, что речь может быть осознанно использована как средство планирования и регулирования профилактического поведения, связанного со здоровьем.

Самоинструкциями возводится мост между готовностью к определенному поведению и его осуществлением. Модифицированные самоинструкции помогают научить участников различать проблемное и эмоционально-ориентированное разрешение задач, что является эффективнейшим компонентом программы вмешательства. Посредством внутренних монологов, инструкций, направленных на себя, создается ощущение личного контроля.

Основанием для другого, наиболее распространенного метода психологической саморегуляции состояний– аутогенной тренировки–служит использование приемов самовнушения. Она является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий. По мнению Л. Митчелл, принципиальным механизмом аутогенной тренировки является формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах [33].

Создателем метода аутогенной тренировки является немецкий исследователь И.Г. Шульц, ему принадлежит и сам термин «аутогенная тренировка». После тщательного знакомства с системой йоги и долголетней подготовки собственной теоретико-методической концепции он обобщил результаты проведенных исследований в книге, вышедшей в 1932 г. методика аутогенной тренировки Шульца называется классической и делится на две ступени: 1-я, или начальная– АТ-1, и2-я, или высшая – АТ-2. перед началом тренировки с клиентами проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений [24].

Подчеркивается, что мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения. Клиента с самого начала знакомят с планом тренировок. Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превышает 1-3 минуты, затем время их несколько увеличивается (АТ-2), но не превышает 30 минут. На всем протяжении лечения тренировки должны длиться под наблюдением специалиста. С этой целью не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки. На первом этапе работы необходимо овладеть 6 упражнениями. На тренировку каждого требуется около10-15 дней. После этого наступает 2-й этап тренировки (АТ-2), который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9-12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены) [14, с.116-120]. Психологическая профилактика с целью укрепления здоровья при наличии стресса была разработана главным образом применительно к больным с коронарными сердечными заболеваниями, в большинстве случаев в рамках концепции так называемого поведения типа А.

Важнейшие цели профилактического вмешательства для улучшения поведения в стрессовых условиях могут быть систематизированы по местонахождению источника стресса (вызванного самой личностью, вне личности), по известным важным для адаптации признакам стрессоров или по структурам задач, внутренне присущих ситуации перегрузки (копинг-задачи), прежде всего это:

  1. влияние на внутренние контролируемые эмоциональные стрессоры;

  2. влияние на внутренние контролируемые когнитивные стрессоры;

  3. влияние на внешние контролируемые когнитивные стрессоры;

  4. влияние на неконтролируемые стрессоры;

  5. влияние на многозначность [17].

М. Перрец и М. Райхертс отмечают, что при наличии стресса профилактические вмешательства для подавления его требуют рациональных действий, которые предусматривают следующие процессы:

1) анализ проблемы (диагностическая фаза);

2) обдумывание средств и путей решения проблемы;

3) осуществление вмешательства;

4) непрерывные усилия по оптимизации вмешательства.

Г. Коттон [32, с.61], предлагает применять при стрессе те методы, которые позволяют без ущерба здоровью и гибко перерабатывать нагрузки, а также сокращать ненужные нагрузки или избегать их. Различаются следующие формы терапии:

1) индивидуальная;

2) групповая;

3) библиотерапия.

С помощью библиотерапии стремятся улучшить поведение в условиях стресса через коммуникативное воздействие книги. К физиологическим вмешательствам Х.Г. Дороти и Г. Коттон [32, с.62] относят биологическую обратную связь, к когнитивным – самовербализационный тренинг, к поведенческим – тренинг компетентности.

Выводы

Современные направления исследования формирования стрессоустойчивости указывают на целесообразность применения методов групповой работы, так как именно в групповой работе запускаются механизмы групповой динамики, происходит взаимодействие и взаимовлияние друг на друга членов группы.

Кроме того, для формирования стрессоустойчивости используется комплексный подход, включающий эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Анализ различных направлений работы по формированию стрессоустойчивости показывает, что эффективными являются методы тренинговой работы, а именно – тренинг саморегуляции. Понятие «саморегуляция» определяется в науке как регуляция различных состояний, осуществляемых самим организмом с помощью своей психической активности, обладает своей структурой, состоящей из взаимодействия пяти элементов (цель деятельности, модель условий, программам действий, оценка результатов, коррекция системы). Выделяются так же стили саморегуляции, а именно – оперативный, автономный и устойчивый стиль.

Внимание учёных и практиков привлекает проблема достижения состояния релаксации человека. Возникают и получают своё дальнейшее развитие техники и методики: прогрессивной релаксации (Э. Джекосбона), самоинструкции (Д. Мейхенбаума), аутогенной тренировки (И.Г. Щульц).

В современных исследованиях формирования стрессоуйстойчивости происходит систематизация целей профилактического вмешательства по источнику стресса (влияние на внутренние контролируемые эмоциональные стрессоры, влияние на внутренние контролируемые когнитивные стрессоры, влияние на внешние контролируемые когнитивные стрессоры, влияние на неконтролируемые стрессоры, влияние на многозначность). Профилактические вмешательства имеют форму индивидуальной, групповой или библиотерапии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимова Д.Ф. Копинг и

механизмы его реализации.//Рос.психиатр.журн. – 2002. №4 – С.59-64. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина, 2003. – 400 с.

  1. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка– метод психической саморегуляции. – М., 2009.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. [учеб. Пособие] - М., Аспект Пресс, 2002.

  3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 2005.

  4. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г.: в8 Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 1. С. 453-457.

  5. Богданович Н.Г., Кедярова Е.А. Проблема формирования психологической устойчивости личности// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня2003 г.: в8 Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 1. С. 510-513

  6. Васягина Н.Н., Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза) [Текст] : монография / Н.Н. Васягина, О.В. Лозгачева; Урал. гос. пед. ун-т. .- Екатеринбург, 2008. – 112 с.

  7. Воробьев А. Разработка методов и средств предупреждения боевых

психических травм в армии США// Зарубежное военное обозрение. – 2002. №3, 4, 5. – С. 43–45.

  1. Гримак Л.Я., Звоников В.М., Скрыпников Л.Я. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. – М., 1983. – С. 150-167.

  2. ГринбергДж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

  3. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 208с.

  4. Данилов А. Профилактика боевых психических травм в вооруженных силах США// Зарубежное военное обозрение. 2001. №9. С. 11–16.

  5. Жуков А.И. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня2003 г.: в Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 3. С. 334-339.

  6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 2008. – 752с.

  7. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Выш.шк., 2007. – 464с.

  8. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека(структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. – 2005. №1. – С.5-12.

  9. Конопкин О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.

  10. Кэннон Б. Физиология эмоций. – Л., 2007.

  11. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2005. – С.263-266.

  12. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере студентов юридического вуза) [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.

  13. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психол. 2004. №4. С. 134-140.

  14. Основы социально-психологической теории./ Под.общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 421 с.

  15. Папидопулу М. Современные проблемы лечения в психотерапевтической практике: Сборник статей. – СПб, 2009. – С. 49-51.

  16. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка//Руководство по психотерапии. – Ташкент, 2009. – С. 176-192.; Теория и практика аутогенной тренировки/Под ред. В.С. Лобзина. – Л., 2008.

  17. Селье Г. Когда стресс не приносит горя// Неизвестные силы в нас. М., 2012. С. 103–158.

  18. Селье Г. На уровне целого организма. – М.: Наука, 2006. – 133с.

  19. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 2008.

  20. Теория и практика аутогенной тренировки/Под ред. В.С. Лобзина. – Л., 2004.

  21. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции//Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. – 2012. № 23. – С. 78-80.

  22. Черепанова Е. Психологический стресс. – М., 2006. – 94 с.

  23. Шубина Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии//Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 2008. С. 97-104.

  24. Everly G. S., Rosenfeld R. The nature and the treatment of stress response. N.Y., 2011

  25. Freedy J.R., et al.Unlerstanding Akute Psycological Distress Following Natural Disaster // J. Traum. Stress. 2004, №2. V.7. Р. 257-273.

  26. Fritz C.E., Marks E.S. The NORC stadies of human behayior in disaster // J. Soc. Iss. 1954. V.10. Р. 26-41. Figley C.R. (Ed) Stress Disorders Among Bietnam Veterans. New Vork: Bruner. Masel, 2008. – 236 р.

  27. [Электронный ресурс]. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения 2012 год. URL http://www.fedstat.ru/indicator/data.do (дата обращения: 19.09.2013).

  28. [Электронный ресурс]. Специальность: 060101 «Лечебное дело». URL: http://www.usurt.ru/ru/data/index2.phtml?cat=5_24 (дата обращения: 20.09.2013).

Просмотров работы: 10480