СПОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Стрельникова А.А. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению показателей физического развития и росту хронических заболеваний подростков, что приводит к снижению уровня физической подготовленности детей. Одной из причин этого является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения подростков к своему здоровью и в дальнейшем, по мере взросления, они отходят от норм здорового образа жизни (ЗОЖ).

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития[4].

В этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест[4].

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности к сообществу, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь[4].

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях[4].

Статистические данные и результаты научных ис­следований свидетельствуют о крайне низком уров­не функционального состояния здоровья подрост­ков, росте количества заболеваний среди учащих­ся школы. Сохранение и укрепление здоровья, фор­мирование навыков здорового образа жизни выс­тупают актуальными задачами физического воспи­тания школьников. Эффективность их решения во многом зависит от субъективных факторов, и преж­де всего от уровня развития личностного отноше­ния к своему здоровью и образу жизни. Особую ак­туальность решение этих задач приобретает в под­ростковом возрасте, в период, когда ценностные отношения подростков к своему здоровью и здоро­вому поведению начинают складываться в устойчи­вую систему [1].

Состояние здоровья человека, его здоровый образ жизни, понимание (и непонимание) ценности здоровья во всем мире связываются с понятием культуры личности, формирование которой в значительной степени при­ходится на детские годы. И здесь на первый план выдвигается роль педаго­га, обучающего и воспитывающего на­ших детей. Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает сво­ей миссией его пропаганду - он может добиться хороших результатов[3].

В работе «Исследование показателей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» (С.Д.Зорин, В.И. Лащенов) проведено исследование эффективности воздействия разработанной методики спортизации физического воспитания на формирование у подростков ценностных отношений к здоровью и ЗОЖ. Для решения этой задачи был проведен 2-летний педагогический эксперимент с участием двух групп испытуемых. В экспериментальной группе (ЭГ) учебные занятия по физической культуре проводились на основе разработанной авторами методики спортизации физического воспитания. Контрольную группу (КГ) составили учащиеся. У испытуемых обеих групп в начале и в конце педагогического эксперимента измерялись и оценивались показатели ценностных отношений к здоровью и ЗОЖ. Было установлено, что в начале эксперимента мальчики и девочки, занимающиеся спортом (ЭГ), не имели значительных различий в показателях ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ по сравнению с их сверстниками, не занимающихся спортом (КГ)[2].

Сравнивая динамику показателей ценностного отношения к здоровью испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в возрасте 13-15 лет, следует отметить, что испытуемые ЭГ (мальчики и девочки) по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом (КГ), имеют более высокие темпы прироста показателей значимости ценностей здоровья: «фигуры ителосложения»(на0,10 и0,49 балла), «крепкого организма» (на 0,83 и 0,77 балла), «эмоциональной насыщенности жизни» (на 0,33 и 0,67 балла), «удовлетворен ости жизнью» (на 0,26 и 0,79 балла), «двигательных способностей» (на 0,86 и 0,67 балла), «самочувствия и работоспособности» (на 0,60 и 0,81 балла) соответственно. В целом преимущество в темпах прироста показателей значимости ценностей здоровья составило у мальчиков 0,49 балла, у дево­чек - 0,68 балла.[1]

Испытуемые ЭГ (мальчики и девочки) по сравне­нию со своими сверстниками из КГ имеют более вы­сокие темпы прироста показателей значимости цен­ностей здорового образа жизни: «закаливать и укреп­лять организм» (на 0,93 и 0,78 балла), «заниматься физическими упражнениями для удовольствия» (на 0,80 и 0,92 балла), «заниматься физическими упраж­нениями для укрепления телосложения» (на 0,56 и 80 балла), «принимать участие в соревнованиях, кон­курсах» (на 0,83 и 0,27 балла), «заниматься физичес­кими упражнениями для развития двигательных спо­собностей» (на 0,75 и 0,85 балла), «соблюдать режим дня, рационально питаться» (на 0,84 и 0,71 балла). Преимущество в темпах прироста показателей значи­мости ценностей здорового образа жизни составило в среднем у мальчиков 0,77 балла, у девочек - 0,72 балла[1].

Таким образом, практически все изучаемые ценности здоровья и здорового образа жизни подро­стков ЭГ за два года формирующего педагогическо­го эксперимента переместились с индифферентного на значимый уровень, в то время как у испытуемых КГ они остались индифферентными[1].

Обобщая результаты формирующего педагоги­ческого эксперимента, можно сделать вывод о том, что при практической реализации разработанной модели спортизации физического воспитания создаются благоприятные педагогические условия для формирования в подростковом возрасте (13-15 лет) положительных ценностных отношений занима­ющихся к здоровью и здоровому образу жизни[1].

Таким образом, должная организация физического воспитания учащихся является одним из существенных факторов, влияющих на формирование у детей и подростков ценностного отношения к здоровью. Формирование в дальнейшем мотивации заботы о здоровье, осознанной рефлексии по поводу изменений своего организма является важным фактором нормального развития и успешности деятельности в дальнейшем.

Список литературы:

  1. Зорин С.Д. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни/С.Д.Зорин//Теория и практика физической культуры.- 2008.- №2.- С.46.

  2. Зорин С.Д. Исследование показателей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 13-летнихподростков с учетом занятий спортом/С.Д.Зорин//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2007.- №6.- С.6-7.

  3. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности/Н.Ю.Синягина//Воспитание школьников.- 2009.- №8.- С.16-20.

  4. Воробьева Е.А. Общая характеристика подросткового возраста [Электронный ресурс] // http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta

Просмотров работы: 1198