АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА АЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА АЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Бойченко А.К. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группками населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) отчет об исполнении бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муниципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.

Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области в современных границах образован на основании Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1992 года.

Экономическую основу района составляют 8 акционерных обществ, занимающихся многоотраслевым сельским хозяйством, атакже 6075 личных подсобных хозяйств.

Для более детального анализа доходной части бюджета Азовского муниципального образования Омской области, рассмотрим структуру доходов и темпы роста.

Таблица 1 - Структура доходов бюджета Азовского муниципального образования Омской области за 2012-2014 гг.

Вид дохода

Исполнено 2012г, руб.

Доля, %

Исполнено 2013г, руб.

Доля, %

Исполнено 2014г, руб.

Доля, %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

160881337,8

23,56

181962882

29,05

136730008,5

27,59

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

142538300,5

20,88

167778704,8

26,79

121258019

24,47

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗ. ЛИЦ

121485592

17,79

148176922,1

23,66

91013017,7

18,37

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

9745282,46

1,43

10977551,43

1,75

11071092,06

2,23

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

10048348,92

1,47

7243508,22

1,16

8749265,39

1,77

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

1258880,26

0,18

1380455,29

0,22

1659087,21

0,33

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

196,87

0,00

267,76

0,00

0

0,00

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

0

0,00

0

0,00

8765556,6

1,77

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

18343037,27

2,69

14184177,28

2,26

15471989,56

3,12

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

7952508,32

1,16

6831384,25

1,09

8907909,03

1,80

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

76634,45

0,01

180094,85

0,03

164040,91

0,03

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

1262431,19

0,18

2183989,85

0,35

976353,04

0,20

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ АКТИВОВ

6851475,7

1,00

3746206,55

0,60

4272431,34

0,86

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

2198233,01

0,32

1244646,38

0,20

1133334,7

0,23

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1754,6

0,00

-2144,6

0,00

17920,54

0,00

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

521902068,2

76,44

444398849,5

70,95

358762769,8

72,41

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ

520469598

76,23

435722123,3

69,56

361343173

72,93

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

1453255,01

0,21

8865106

1,42

1743806

0,35

Доходы бюджета - Всего:

682783406

100,00

626361731,5

100,00

495492778,3

100,00

По представленной таблице видно, что за весь исследуемый период наибольшую долю в структуре бюджетных доходов Азовского района занимают безвозмездные поступления от других бюджетов. Все три года данный показатель держится на уровне порядка 70%. Колебания в процентных соотношениях по годам не значительны, однако в денежном выражении разница огромная. Так в 2014 году данных поступлений стало меньше по сравнению с 2012 годом практически на 160 млн. руб. Именно это снижение в большей степени повлияло на общую сумму полученных доходов, которые за эти три года снизились почти на 190 млн. руб.

Налоговые доходы также снизились в 2014 по отношению к 2013 практически на 50 млн. руб. При этом в процентном соотношении их доля в доходах достаточно стабильна, порядка 23 – 30% в данном периоде, к тому же в 2014 эта доля оказалась больше, чем в 2012 году.

Что касается неналоговых доходов, то их доля (в пределах 3%) не оказывает такого значительного влияния на общий объем доходов как предыдущие показатели.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная часть доходов Азовского муниципального района формируется за счет поступлений из других бюджетов, как правило, регионального и федерального. Доля налоговых доходов недостаточна для того, чтобы район мог в большей степени самостоятельно покрывать свои бюджетные расходы. Такая ситуация делает районный бюджет зависимым от решений вышестоящих властей, а также указывает на нехватку собственных производственных и сельскохозяйственных сил района.

Таблица 2- Темп роста доходов бюджета Азовского муниципального образования Омской области за 2014 к 2013 год.

Вид дохода

Исполнено 2013г, руб.

Исполнено 2014г, руб.

Темп роста, %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

181962882

136730008,5

75,14

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

167778704,8

121258019

72,27

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗ. ЛИЦ

148176922,1

91013017,7

61,42

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

10977551,43

11071092,06

100,85

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

7243508,22

8749265,39

120,79

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

1380455,29

1659087,21

120,18

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

267,76

0

0,00

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

0

8765556,6

 

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

14184177,28

15471989,56

109,08

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

6831384,25

8907909,03

130,40

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

180094,85

164040,91

91,09

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

2183989,85

976353,04

44,71

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ АКТИВОВ

3746206,55

4272431,34

114,05

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

1244646,38

1133334,7

91,06

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

-2144,6

17920,54

-835,61

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

444398849,5

358762769,8

80,73

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ

435722123,3

361343173

82,93

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

8865106

1743806

19,67

Доходы бюджета - Всего:

626361731,5

495492778,3

79,11

Из данной таблицы видно, что доходы бюджета в 2014 году значительно снизились по отношению к 2013 на 21%, что в денежном выражении составило почти 130 млн. руб. Любопытно, что практически на такую же долю снизились и безвозмездные платежи, на причины такой связи я уже указал в предыдущих выводах.

Если говорить о данной таблице, то наиболее значительным изменением можно считать появление в 2014 году прочих неналоговых доходов, а также сокращение доходов от платных услуг почти в 2 раза, НДФЛ на 40 % и прочих безвозмездных поступлений на 80%. Сколько-нибудь значительного роста или падения по остальным статьям не наблюдалось.

Таким образом, проанализировав структуру и динамику доходов бюджета Азовского муниципального образования, можно сделать вывод, что основную их часть составляют безвозмездные поступления из других бюджетов. Изменение данного показателя значительно влияет на общую сумму доходов. Значительные колебания остальных статей, даже в несколько раз, не оказывают сколько-нибудь сильное воздействие на итоговую сумму, так как их удельный вес невелик.

Для внесения предложений по совершенствованию процесса формирования доходной части бюджета, необходимо определить цели.

Цели бюджетной и налоговой политики Азовского района:

1) В условиях ограниченности источников и нестабильности поступления доходов в муниципальный бюджет, возникает необходимость в обеспечении сбалансированности районного бюджета, для сохранения экономической и социальной стабильности района.

2) Снижение зависимости от региональных и федеральных отчислений.

Для достижения поставленных целей необходимо увеличить налогооблагаемую базу. Это очень непростая задача, так как в 2015 – 2016гг может произойти снижение нормативов налоговых отчислений в районные бюджеты. Что приведет к еще большему уменьшению налоговых доходов. В таком случае, для поддержания уровня доходов необходимо действовать по двум направлениям:

1) Развивать и поддерживать местный бизнес, что приведет к увеличению налоговой базы;

2) Составить план по развитию социально-экономической сферы в муниципальном районе, представив который руководству региона, появится шанс получить дополнительную финансовую поддержку из регионального или федерального бюджета.

Эти меры, для начала, могут позволить постепенно вернуть статьи бюджетных доходов к уровню 2012 года

В Таблице 3 представлены перспективы объемов поступлений денежных средств в бюджет Азовского муниципального образования Омской области.

Таблица 3- Показатели консолидированного бюджета Азовского района

в 2015 – 2016 годах.

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Налоговые и неналоговые доходы всего, руб., в том числе:

136 730 008

148 805672

160 881 337

- налоговые доходы

121 258 018

131 898159

142 538 300

- неналоговые доходы

15 471 989

16 907513

18 343 037

Безвозмездные поступления из других бюджетов всех уровней всего, млн. руб., в том числе:

361 343 172

440 906385

520 469 598

Всего доходов консолидированного бюджета, млн. руб.

495 492 778

589 138092

682 783 406

Уровень собираемости неналоговых доходов планируется в размере 100%. В целях эффективного использования бюджетных средств расходная часть консолидированного бюджета будет формироваться с учетом возможного дефицита.

Путем участия в государственных программах Омской области и федеральных программах Российской Федерации районом дополнительно будет привлечено из вышестоящих бюджетов в форме субсидий в 2015 и 2016 году по 80 млн. руб.

В 2015 году в район дополнительно будет привлечено налогов 10 млн. руб., в 2015 – 11 млн. руб.

Совершенствование механизма муниципального финансового контроля планируется проводить по следующим направлениям:

- совершенствование правового регулирования системы муниципального финансового контроля;

- координация и организация взаимодействия между органами государственного контроля Омской области и муниципального финансового контроля Азовского района;

- осуществление внутреннего контроля в органах местного самоуправления Азовского района;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998г, в редакции от 03.11.2015г [Электронный ресурс]. – М., [2015]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

2. Закон Омской области «О внесении изменений в закон Омской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановые периоды 2015 и 2016 годов» от 04.12.2014 года № 1686-ОЗ [Электронный ресурс]. – М., [2015]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013;

4. Куцури Г. Н. Управление неналоговыми доходами муниципальных образований. [Электронный ресурс]. Журнал «Управление экономическими системами», от 08.02.2012г

5. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 393 с.

Просмотров работы: 1139