ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ТАРАБАНОВСКИЙ С.В. 1
1Астраханский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

            Воспитание гражданина, способного реализоваться в труде,  является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Перед нами встает проблема необходимости изменения подходов к трудовой подготовке в школе, которая должна соответствовать современному мировому уровню образования выпускников школ. Использование теоретических знаний в решении трудовых технологических заданий позволяет осуществить слияние умственного и физического труда. Содержание трудового обучения в школе должно соответствовать экономическому развитию страны. Но в настоящее время на рынок труда выходит все большее количество молодых людей, имеющих знания по основам наук, но не умеющих их применять на  практике, в профессиональной деятельности.

     Таким образом, воспитание трудолюбия - актуальная проблема современной практики воспитания.  Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении.

         2) Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «трудолюбие» в образовании.

3) Выявить роль, место и значение трудового воспитания в образовании.  

    Трудолюбие - готовность отдавать время, силы, энергию для производства общественно полезного продукта. Трудолюбие считается добродетелью с этической точки зрения.  В словаре по этике дается следующее определение трудолюбия: «Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника...». В «Философском словаре» трудолюбие обозначает привычку к труду, это нравственное качество трудящегося человека, означающее неустанную заботу человека о работе, совершенствовании своего профессионального мастерства и т.д.

    В психологическом словаре указывается, что трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

    Следует подчеркнуть, что нередко понятия «труд», «работа», «деятельность» синонимизируются. Однако труд и деятельность не являются синонимами. Деятельность - это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения. 

    Трудолюбие - ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Работать всегда было одной из главных добродетелей человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа.    

      Большое внимание трудовому воспитанию уделяли такие выдающиеся мыслители, как Томас Мор, Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци и др. Они сходились в том, что необходимо формировать характер ребенка в труде и с помощью труда. Так, Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал, что «привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом. Труду нужно учиться посредством труда так, чтобы постоянные умственные или физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимой».

         Проблема трудового воспитания уже давно занимает заметное место в психолого-педагогической литературе.    К такому же мнению пришел и выдающийся французский философ-просветитель Ж.Ж. Руссо. Считая, что  развитие личности невозможно без привлечения к трудовой деятельности, он приходит к идее обязательного обучения детей ремесленному труду.

          Руссо в образной форме выразил идеал воспитания ребенка: руки воспитанника должны работать как руки ремесленника, а голова в это время - мыслить как голова философа.

           К.Д. Ушинский показал, что само по себе участие в труде не гарантирует тех воспитательных  результатов, которых обычно желают достичь родители и преподаватели. Он говорил о существовании психологического закона, суть которого состоит в том, что наслаждения должны уравновешиваться трудом. Функция воспитания заключается не только в том, чтобы «внушить воспитаннику уважение и любовь к труду», но оно должно также развить в нем привычку трудиться.    

       А.С. Макаренко рассматривает труд как одно из самых основных средств воспитания. Однако не всякий труд благоприятно сказывается на развитии личности. Опираясь на свою воспитательную практику, А.С. Макаренко утверждал, что «труд, не требующий напряжения, не связанный с общественной коллективной заботой, - маловлиятельный фактор». Такой труд вызывает некоторую полезную усталость и дает «ощущение заработанного отдыха, но не порождает новых целей, не вызывает более высоких мотивов. Он писал, что главная  польза труда сказывается на психическом, духовном развитии человека. Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года; чтобы научиться лени, нужны три дня.

         Во второй половине XX исследовались: проблемы мотивации труда (А.В. Иващенко, А.К. Маркова); роль эмоционального климата в формировании трудолюбия (Ю. Польцин). О роли воспитания положительного отношения школьников к отдельным видам деятельности: в учении и общественно-полезном труде.     

      Так, В.С.Мухина отмечала, что «именно в подростковом возрасте ...в ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности...При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей...».

        Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

         М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина, В.А.Поляков, Э.А.Фарапонова и др. рассматривали формирование у учащихся социально значимых мотивов участия в труде; В.В.Бойко, В.К.Шаповалова и др. исследовали нравственную готовность к труду в сфере материального производства, интерес к нему, потребности в нем.

        В исследовании И.Ф.Свадковского «О воспитании трудолюбия у детей» анализируются основные условия формирования трудолюбия безотносительно к возрасту воспитуемых, но на наш взгляд, несколько односторонне автор рассматривает сущность самого    явления трудолюбия, и под трудолюбием понимает «комплекс склонностей и особенностей человеческой личности».

       Г.Е.Левченко в работе «Трудовое воспитание учащихся 4-8 классов в процессе производственного труда» уделяет внимание  формированию практических умений, навыков, научно-технических  знаний для вовлечения учащихся в общественно-полезный производительный труд и подведения их вплотную к овладению определенными профессиями, что включает в себя воспитание трудолюбия, формирование нравственных качеств личности  учащегося, расширение их политехнического кругозора.

      Л.Я.Бондарев в своем исследовании «Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию» под трудолюбием понимает такое свойство личности школьника, которое характеризуется внутренней потребностью, привычкой к труду, радостью творчества.

          А.И. Кочетов, один из ведущих авторов и редактор книги «Педагогическая диагностика в школе», проанализировав почти две тысячи положительных и отрицательных качеств личности, в том числе около двухсот нравственных качеств, включил трудолюбие в число четырех наиболее важных интегративных свойств личности. Однако развернутого определения понятия «трудолюбия» он не приводит, а дает только его характеристику по внешним поведенческим проявлениям.         

         На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтения книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсий, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры.

      Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий - все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием.

     Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу.

      Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом - лишь бы не допустить безделья,- одинаково пагубны для умственного развития учащихся.     Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда- цель, усилия, результаты. 

        На становление отдельных компонентов трудолюбия  школьника влияют особенности воспитательной системы школы, в которой он обучается.

 Педагогические особенности трудолюбия    проявляются не только в степени выраженности различных его переменных, но и в специфике структурной организации данного свойства.

        Формирование у школьника готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

       Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых, то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

         Если в начальном звене трудолюбие формируется достаточно успешно, то в средней школе наблюдается снижение уровня его проявления, что приводит к развитию инфантильности подростков. Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст. В этом возрасте происходит переоценка ценностей. Он готов к самовоспитанию. Одним из видов самовоспитания является трудовое самовоспитание.

       Но переход на обучение по ФГОС затрудняется тем, что в школах работают учителя, не подготовленные к освоению этой программы, так как их подготовка в ВУЗе строилась на знаниецентристских подходах. Учителей, прошедших соответствующую переподготовку пока мало, что снижает эффективность воспитания трудолюбия.

         В целом, по итогам исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Обзор подходов к целостному изучению отдельных свойств личности, в частности, трудолюбия показал, что.

        Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном  отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие:

- в активности,

- инициативности,

- добросовестности,

- увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

        Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

2. Содержательная характеристика понятия «трудолюбие» как  качества личности учащихся, выражается в устойчивом положительном отношении к труду, формирующемся в процессе деятельности и проявляющемся желании, умении трудиться, стремлении приобретать трудовые умения, проявлять творческую самостоятельность в различных видах трудовой деятельности.

      Структурные показатели трудолюбия - ответственное отношение к труду, творческий подход, самостоятельность, инициативность, добросовестность.

-                   Чем больше трудолюбие нацелено на получение в жизни каких-то преимуществ, на достижение некоторого превосходства над другими людьми, тем более положительные эмоции оно вызывает в своей реализации.

-                   Операциональные трудности в формировании трудолюбия возникают, в основном, когда учителя отличаются непоследовательностью, строгостью и отвергают ребенка. Личностные трудности чаще появляются у детей, отвергаемых строгими учителями.

        Примером систематического и целенаправленного воспитания трудолюбия школьников является опыт ООШ пос. Начало Астраханской области. Результатом эффективности может служить ежегодно проводимая на базе ООШ региональная технолого-техническая олимпиада и выставка декоративно-прикладного творчества «Астраханские мастера», в которой с каждым годом участвует все больше трудолюбивых школьников.

 

1.     Бородина Т. Л. Формирование трудолюбия у учащихся 5-7 классов в процессе преподавания учебной дисциплины "Технология": Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Ульяновск, 2003. 297 с.

2. Ушинский К.Д. Антропология /Антология гуманистической педагогики. М.: Изд.УРАО. 1997, С.41.

Просмотров работы: 2773