ПРОЕКТ "НАШ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ БАШКОРТОСТАН" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТ "НАШ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ БАШКОРТОСТАН"

Акбарова Г.Р. 1, Ахтарьянова Г.Ш. 1, Мурзина Л.В. 1, Камалова Д.А. 1, Мустафина Р.Ю. 1
1ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Институт Педагогики, кафедра Теорий и методик начального образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема проекта: Наш многонациональный Башкортостан

Актуальность: Республика Башкортостан является одним измногонациональных регионов

Российской Федерации: здесь проживают более ста народностей: наиболее многочисленными являются башкиры, русские, татары, чуваши,

марийцы, удмурты, мордва, украинцы. С раннего возраста ребенок, впитывает культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культурах разных народов. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям, доброжелательность, внимание, ответственность, дружелюбие ­ одна из важнейших задач работы педагога. Человек, забывший свою историю, теряет смысл своего существования, и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события своей жизни, но и знать историю своего народа, человечества, культуру окружающих его людей. Только тогда он сможет осознать свое место в череде поколений и глубже уяснить смысл своей жизни. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. У национальной одежды многовековая история. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, духовном, его взгляды на мир.

Для того, чтобы активизировать процесс изучения традиций народов, проживающих на территории Башкортостана, студентами 2 курса направления «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический

университет им. М. Акмуллы» совместно с воспитанникамиГородского социального приюта и учениками МБОУ Гимназия № 64 г. Уфы, под руководством к.п.н., доц. кафедры теорий и методик начального образования Е.А Савельевой, был проведен проект «Наш многонациональный Башкортостан». Для проекта нами были выбраны в качестве образцов национальная одежда наиболее многочисленных этносов, проживающих в Башкортостане: башкир, русских, татар, чувашей, украинцев.

Цель проекта: выполнение ростовых (плоских) макетов одежды народов Башкортостана для интерактивных игр и выставочных экспозиций.

Задачи проекта:

­ воспитание патриотизма, эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, интереса и уважения к культуре и искусству разных народов;

­ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,

- развитие умений и навыков сотрудничества в деятельности, в частности, художественной;

­ формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Материалы, используемые в проекте: картон, гуашь, акрил, клей, кисти, цветные карандаши, фломастеры, стаканчики для воды, палитра, иголки, нитки, бижутерия, бархат, атлас, ситец, пайетки, стразы, бусинки и др.

Ход выполнения проекта:

  1. Посещение экспозиций «Этнография народов Башкортостан» и «Этнография башкирского народа» Национального музея Республики Башкортостан, выполнение фото костюмов народов Республики Башкортостан. Экспонаты, находящиеся в залах музея дают представление об особенностях культуры и быта народов Башкортостана. В экспозиции были представлена одежда северо-восточных башкир, татар, чувашей, финно-угорских этносов и славянских народов.

Татарские национальные костюмы (Национальный музей Республики Башкортостан)

Чувашские национальные костюмы (Национальный музей Республики Башкортостан)

Башкирские национальные костюмы (Национальный музей Республики Башкортостан)

  1. Изучение разработанности темы проекта в исторических, педагогической науках и практике современного образования.

Остановимся подробнее на характеристиках национального башкирского и татарского костюмов. В энциклопедии «Народы Башкортостана» национальная одежда татар описывается следующим образом: традиционная одежда татар подразделялась на повседневную, ритуальную и праздничную. Для ее изготовления использовали домотканые холсты преимущественно светлых тонов, сукно, войлок, выделанные шкуры домашних и диких животных, пряжу, привольные шелковые и хлопчатобумажные ткани. Основой традиционного мужского и женского костюма татар были платье (күлмәк), рубашка туникообразного покроя с рукавами и штаны (ыштан). Мужчины носили белые домотканные рубахи с центральным грубным разрезом, украшенные тамбурной вышивкой орнамента. Отложной вортоник встречался лишь на обрядовых, свадебных, рубашках (кияү күлмәге) из белой ткани. Традиционно татары носили рубаху, штаны расправляли в обувь с высоким голенищем. Штаны шили из светлой хлопчатобумажной легкой ткани с прямоугольной вставкой.

Женские платья были цельнокройным или состояло из двух частей: верхняя часть была туникообразной, верхняя – расклешенной. Поверх подола пришивалась украшенная накладными вышивками и лентой широкая оборка. Татарские женщины под платье на грудь подвязывали нагрудник, поверх платья надевали фартук, богато украшенный вышивками [5;275-277] Традиционная одежда башкир. В одежде башкир сочетались традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Для её изготовления применялись кожа, меха, шкуры, сукно, войлок, шерсть, также использовали белый и узорный холст, пряжу, привозные шёлковые и хлопчатобумажные ткани(бархат, парча, ситец и др.)

Одежда подразделялась на повседневную, праздничную и ритуальную. Для её орнаментации применяли аппликацию, вышивку и другие виды декоративно-прикладного искусства. Основой повседневного костюма являлась длинная рубаха или платье (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами; мужчины носили её навыпуск с тканевым или кожаным поясом (кәмәр, кайыш), шерстяным кушаком. Мужские рубахи с широким отложным или стоячим воротником скреплялись уворота плетёным шнурком с кистями. Штаны шили из белых, полосатых, красных холщовых или хлопчатобумажных тканей, с прямоугольной вставкой; в холодное время года надевали более узкие штаны из сукна или др. плотного материала. Женские платья были цельнокройными и составными, со стоячим воротником. Под платье на грудь повязывали тканевый нагрудник. Вышивкой и разноцветными лентами украшали нагрудный разрез (икеү), края рукавов и подолплатья. Повседневной или праздничной верх, одеждой на подкладке являлись бешметы, еляны, казакины, камзолы и чекмени. Бешметы были длиннополые, с рукавами и глухой застёжкой на пуговицах. Мужские еляны шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, реже из бархата, шёлка, белого атласа, с нашивками из красного сукна (в основном, носили нараспашку); женские из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка, подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна, аппликацией, вышивкой, позументом. Чекмени изготавливали из домотканого белого или коричневого,фабричного красного или зелёного сукна, зимние отделывали мехом, украшали нашивками из красного сукна, атласа, хлопчатобумажной ткани, позумента; женские — нашивками из цветного сукна, чередуя их с позументом, аппликацией, вышивкой,носили нараспашку поверх бешмета, еляна, камзола. Праздничная и свадебная мужская и женская одежда включала цветные платья, рубахи, украшенные вышивкой, позументом [5;71-73].

  1. Проведение беседы на тему "Традиции и обычаи народов Башкортостана" с учащимися младшего школьного возраста и воспитанниками Городского социального приюта.

  2. Разделение на группы. Ведение группами проектной работы.

Проект «Наш многонациональный Башкортостан» выполнялся 4 группами. Каждая группа состояла из студентов (5 человек), учащихся 4-х классов гимназии № 64 г. Уфы (3 человека) и воспитанников Городского социального приюта (2 человека). Таким образом, каждая группа состояла из 10 человек. Для создания ростовых (плоских) макетов одежды народов Башкортостана были выбраны образцы национальных народных костюмов башкир, русских, татар, чувашей, украинцев и казахов.

5. Выполнение эскизов в карандаше, с учётом особенностей выбранной национальной одежды.

  1. Выполнение ростовых (плоских) макетов одежды народов Башкортостана по выполненным эскизам и наброскам.

Контуры национальной одежды наносились карандашом на листы картона и далее костюм вырезался. Детям была предоставлена возможность вносить корректировки в эскиз.

Здесь, на этом этапе работы над проектом, проявлялись творческие способности, художественная одаренность и эстетическая восприимчивость детей и студентов. Некоторые части костюмов раскрашивались гуашью, акрилом, некоторые части - обклеивались и обшивались тканевым материалом: бархатом, атласом, ситцем и др.

  1. Декорирование одежды.

На этом этапе украшались различные элементы одежды. Дети совместно со студентами приклеивали или пришивали пайетки, стразы, бусинки по контуру узоров. Также на некоторые элементы одежды прикреплялись атласные ленты и тесемки, что дополнительно украсило и обогатило макеты.

С оборотной (изнаночной) стороны макета были пришиты завязочки для фиксации макета сверху одежды.

  1. Создание головных уборов.

На данном этапе студентами было принято решение отдать главную роль детям в изготовлении, поскольку на уроках и занятиях по изобразительному искусству учащиеся и воспитанники приюта уже выполняли подобные задания. Дети на картонах нарисовали головные уборы и их вырезали. Затем головные уборы были украшены узорами из бархатной бумаги, лентами, бисером, позументом.

Результаты проекта: Работа над проектом была очень познавательной и занимательной для всех участников проектов. Учащиеся и студенты расширили и углубили знания о традициях и культуре народов Республики Башкортостана и нашей многонациональной России, научились слушать и слышать участников проекта, организовывать и планировать свою деятельность, реализовать свои творческие способности, сформировали навыки работы с различными художественными материалами.

По окончанию проекта, студенты совместно с детьми, организовали небольшой концерт. Дети, «одевшись» в национальные костюмы народов Республики Башкортостан, исполнили разнообразные национальные народные песни. Все песни были посвящены любви и уважению малой Родине.

Например, песня на татарском языке «Туган як» звучала так:

Направляюсь в край родной,

Родимый край, родимый край…В самый красивый близкий край,Родимый край, родимый край...

На башкирском языке дети, одетые в башкирские костюмы, исполнили песню «Любезники любизар»:

Когда мы вступали в войну,

Попрощались мы все.

Когда мы возвращались с войны, на Родину

Впереди нас шла наша слава.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

Также представленные макеты костюмов были выставлены в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы» на Дне открытых дверей 19декабря 2015 года, где абитуриентам предлагалось сделать необычное фото "Селфи в национальном костюме", что вызвало интерес и живой отклик.

Таким образом, результатом проекта стали выполненные ростовые макеты национальной башкирской, русской, татарской и чувашской одежды. Участвуя в этом проекте, у младшего школьника сформировались ключевые компетенции, такие какучебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные. Учащиеся учились общаться между собой, задавать вопросы, вести беседу, работать в разновозрастной группе, учились приходить к общему решению, интересно организовать свое время, творчески подходить к делу, научились различным художественным приемам и техникам.У студентов сформировались общекультурные компетенции, они стали глубже понимать значение культуры как формы человеческогосуществования и руководствоваться этим в своей деятельности, стали более подготовлены к толерантному восприятию социальных и культурных различий.Участие в проекте у студентов выработало уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям. В области профессиональных компетенций студенты приобрели навыки применения современных методик, технологий организации и реализации образовательного процесса в различных образовательных учреждениях (в данном случае – проект проходил совместно с воспитанниками приюта и учащимися гимназии). Студенты научились разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности, научились применять отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности, научились выявлять и использовать возможности региональной культурной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Литература:

  1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт. – сост. И.А Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Упражнения, задания, тесты. / авт. – сост. О.В. Свиридова – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно творческой деятельности. / авт. – сост. О.В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки [Текст] / под ред. Р.Г. Кузеева, В.Я. Бабенко, И.Г. Петрова, Р.И. Якупова. - Уфа: Гилем, 2002. - 480 с.

  5. Народы Башкортостана: энциклопедия [Текст] / под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. - Уфа: Башк. энцикл, 2014. - 528 с.

  6. Планируемые результаты начального общего образования,/ авт. – сост. Л.Л.Алексеева [и др.]; под ред Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. –М. :Просвещение, 2011.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:текст с изм. и доп. на 2011 год./ М-во Образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

Просмотров работы: 1538