УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ФГОС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ФГОС

Гайфуллина А.Ф. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет им.М.Акмуллы, Институт Педагогики, Кафедра Теорий и методик начального образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания русского языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Социальный заказ общества в области предмета русский язык выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Они стараются придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимые для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Цель исследования – разработать методические рекомендации по организации учебной деятельности на уроках русского языка в 1 классе.

Объект исследования - процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования – урок обучения чтению и письму в 1 классе.

Гипотеза исследования: Если на уроках русского языка в 1 классе использовать предложенные нами методические рекомендации по организации учебной деятельности, то требования к результатам по ФГОС НОО будут сформированы на высоком уровне.

Исходя из объекта, цели и гипотезы, ставятся следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основы построения процесса обучения русскому языку в начальной школе;

- организовать опытно-педагогическую работу по теме исследования;

- разработать методические рекомендации по организации уроков русского языка в 1 классе.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды и работы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Н.А. Ипполитовой, П.Ф. Ивченкова, К.Д. Ушинского.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:

Теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, моделирование организации учебного процесса при обучении русскому языку, анализ действующих программ, учебников и учебно-методических пособий.

Эмпирические: наблюдение и обобщение опыта преподавателей, анкетирование, метод статистической обработки данных, полученных в ходе педагогической практики.

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок.

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

- является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

- способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. По этапами учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, он направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение русскому языку в начальной школе - первоначальный этап системы обучения родному языку. Здесь осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 - 10 лет.

Содержание обучения русскому языку создает необходимые предпосылки для формирования учебной деятельности в процессе освоения его учащимися. Одним из фундаментальных принципов обучения русскому языку является воспитывающий и развивающий характер обучения. Одним из принципиальных требований, которые предъявляет дидактика к русскому языку, является - сознательность усвоения учебного материала. Важным методическим принципом по языку является также разностороннее изучение родного языка, принцип преемственности и перспективности.

Задача формирования учебной деятельности очень важна, но она не является единственной задачей начального обучения русскому языку. Задача формирования учебной деятельности в процессе обучения языку не только включает в себя задачу формирования навыков письма и чтения (орфографических навыков), но и создает для ее решения благоприятные условия.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико - синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании учебников и учебных пособий по русскому языку. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта. Приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности учащегося. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий последует движение вперед по пути познания, развития и творчества. Уроки средствами учебного предмета обеспечивают существенное воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения. Достаточная степень развития мышления, воображения речи - важнейший показатель развития личности. Главная задача - помочь каждому ребёнку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Использование развивающего обучения на уроках русского языка, где учащиеся являются активными участниками учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным, сэкономить время, затрачиваемое зачастую на малоэффективные фронтальные опросы.

Таким образом, изучение всех сторон языка во взаимосвязи позволяет сформировать у школьников представление о языке как сложном, развивающемся явлении, имеющим разные уровни, которые находятся между собой во взаимодействии.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьников по другим школьным предметам.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность приблизительно 23 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Период совместного изучения письма и азбуки – основной период в методической системе К.Д. Ушинского. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.

На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение – один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы – своеобразный способ графической фиксации слова.

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В первой главе мы раскрыли сущность понятия «урок». Урок является основной организационной формой обучения в современной школе. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, он направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Также нами были подробно рассмотрены три периода обучения грамоте: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.

Во время букварного этапа обучения грамоте продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

На послебукварном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача достижения планируемых результатов на основе использования системного и деятельностного подхода в обучении младших школьников. В связи с этим перед нами стояла задача изучить разнообразные приемы и методы, которые используют учителя в проведении уроков русского языка для решения поставленной задачи.

Наше исследование проходило на базе МБОУ ордена Дружбы народов Гимназия №3 им. А.М. Горького г Уфа и проходило в три этапа.

Этапы исследования:

1 Этап: Провестипедагогическое наблюдение за ходом урока и последующий его анализ.

2 Этап: Провести анкетирование учителей.

3 Этап: Провести анализ и интерпретацию полученных результатов, сформулировать выводы по работе.

Основное внимание в процессе наблюдения уделялось следующим моментам:

-прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

-ориентация на новые образовательные результаты.

-нацеленность деятельности на формирование УУД.

-использование ИКТ.

-соответствие материала возрастным возможностям детей.

-наличие психологических пауз и разрядки.

После проведения наблюдения данные были занесены в таблицу №1.

Таблица №1

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока

Урок прошел быстро, эффективно и на хорошем эмоциональном уровне. Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Нацеленность деятельности на формирование УУД

В ходе урока при выполнении определенных заданий у учащихся формировались коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Ориентация на новые образовательные результаты.

Учителем были использованы новые эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.

Соответствие материала возрастным возможностям детей

Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, возрастным возможностям детей.

Использование ИКТ

Важную роль в изучении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке сыграло применение компьютерных технологий. Учитель использовал мультимедиа - презентацию, чтобы привлечь внимание учеников и акцентировать его на наиболее значимых моментах изучаемой темы

Наличие психологических пауз и разрядки.

Учитель при проведении динамических пауз, игровых моментов, физкультминуток учитывал особенности класса, тему урока, основные этапы урока, психологическое состояние детей.

Как видно из таблицы - урок полностью соответствует требованиям ФГОС. Учителем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели. Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, применение ИКТ – технологии способствовало повышению эффективности и качества обучения на данном уроке. Урок уложен в запланированное время. Учителем создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.

Следующим этапом нашего исследования было проведение анкетирования учителей. Полный список вопросов (см. Приложение 1).

Разработанная анкета содержит вопросы, позволяющие выявить информацию о квалификационной категории учителей начальных классов, их педагогический стаж, выбор учебно-методических комплектов и ряд вопросов, проверяющих знание основных принципиальных положений федерального государственного образовательного стандарта, знание санитарно-гигиенических норм и правил.

В анкетировании приняли участие 7 учителей начальных классов. Анализ анкетирования показал, что имеют педагогический стаж свыше 20 лет 28% педагогов, свыше 10 лет 57%, менее 5 лет – 14%. Все учителя имеют высшее профессиональное образование.

Учебно-методический комплект, по которому работают учителя представлен следующим образом в таблице №2:

Таблица №2

УМК, ОС

Количество анкетируемых

Школа 2100

------

Школа России

------

Начальная. школа. 21 века

------

Перспектива

85,5%

Система Л.В. Занкова

15%

Как видно из таблицы, наибольшее предпочтение учителя начальных классов отдают учебно-методическому комплекту «Перспектива» (85,5%). 15% учителей работают по системе Л.В. Занкова.

На вопрос «Соответствует ли на сегодняшний день материально-техническое обеспечение Вашего кабинета условиям реализации ФГОС НОО» 71% анкетируемых ответили «соответствует», 29% выбрали ответ «частично соответствует».

Учителям предлагалось отметить из перечня то, к чему есть доступ обучающимся. Полученные ответы для наглядности были занесены в диаграмму:

Диаграмма

Как видно из диаграммы, во всех кабинетах есть интерактивные доски (100%), в 6 из 7 кабинетах имеется раздаточный материал (85%), 71% анкетируемых указали о наличии магнитной доски, демонстрационный материал имеется в 4 кабинетах (57%).

На вопросы, выявляющие знание санитарно-гигиенических норм и правил, учителя начальных классов ответили следующим образом:

- «Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в 1 - 4 классах не должна превышать». Правильно ответили 71,3 % анкетируемых.

- «Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения в 1 – 2 классах составляет не более». Правильно ответили 23,2 % анкетируемых.

Это свидетельствует о недостаточном уделении внимания на изучение, а, соответственно, и на исполнение учителями начальных классов санитарно-гигиенических норм и правил, касающихся организации образовательного процесса.

Физкультминутки играют огромную роль в процессе проведения занятий, являются неотъемлемой их частью. На вопрос «Как часто Вы проводите физкультминутки» 60% - проводят их каждый день, 40% - проводят редко.

Следующие вопросы анкеты помогли выявить теоретическую подготовленность учителей начальных классов к реализации требований ФГОС НОО к планируемым результатам.

Результаты были занесены в таблицу №3

Таблица №3

Вопросы

Ответили верно

Ответили неверно

Цели изучения русского языка в школе

85%

15%

Задачи уроков письма в подготовительный период обучения грамоте

100%

____

Задачи подготовительного этапа обучения грамоте

100%

____

Задачи основного периода обучения грамоте

100%

____

Основные направления развития речи первоклассников в период обучения грамоте

100%

____

Приемы словарной работы перед чтением текста

85%

15%

Собственную степень готовности к реализации ФГОС НОО учителя начальных классов оценили следующимобразом:

Таблица №4

Степень готовности

%

Не готова

------

Испытываю значительные затруднения

------

Испытываю некоторые затруднения

15%

Готова на 100%

85%

Не ответили

-----

Интересным является тот факт, что 85 % реципиентов ответили, что готовы к реализации ФГОС НОО на 100 %, 15 % - заявили, что испытывают некоторые затруднения.

Но несмотря на то, что больше половины анкетируемых заявили о 100% готовности к работе в новых условиях, результаты, полученные на вопрос, касающихся СанПин позволяют говорить о недостаточном уделении внимания на санитарно-гигиенические нормы и правила, касающиеся организации образовательного процесса.

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, проведенного среди учителей начальных классов, можно предположить, что наряду с заявленной педагогами теоретической готовностью имеет место пробелы в соответствии к требованиям СанПин.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системный и деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.

Нами разработаны методические рекомендации по проведению урока, соответствующего требованиям ФГОС:

  • Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем.

  • Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка особенно для самостоятельной работы играют рабочие тетради.

  • Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

  • Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование.

  • Для повышения эффективности урока используйте метод проектов с использованием ИКТ.

  • Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология.

  • Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Мы предлагаем различные приемы рефлексии: пятиминутное эссе, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, смайлики.

  • Немаловажным является умение организовывать работу в микрогруппах. Ведь именно работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

Во второй главе в целях выявления степени готовности учителей начальных классов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нами было проведено наблюдение за ходом урока учителей, а также анкетирование учителей начальных классов.

По результатам проведенного наблюдения и анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень готовности учителей начальных классов к работе в условиях новых образовательных стандартов находится на высоком уровне. Но имеются некоторые пробелы в области Санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Были составлены методические рекомендации по проведению урока, которые позволят сделать урок эффективным, а самое главное построить урок, соответствующий требованиям ФГОС.

Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания русского языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Социальный заказ общества в области предмета русский язык выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Именно поэтому в рамках данной курсовой работы мы предприняли попытку выявить в достаточной ли мере учителя начальных классов информированы о новых стандартах и как организуют урок, учитывая новые требования ФГОС.

Для этого мы провели теоретический анализ проблемы исследования, а именно: изучили понятие «урок» и сущность понятия «Русский язык». Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, он направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Также нами были подробно рассмотрены три периода обучения грамоте: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

Во второй главе нами описана опытно-педагогическая работа по выявлению степени готовности учителей начальных классов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нами.

Этот этап работы состоял из двух составляющих: выявление в полной ли мере учителя начальных классов при организации учебной деятельности учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для этого нами было проведено педагогическое наблюдение за ходом урока и анкетирование учителей.

По результатам проведенного наблюдения и анкетирования можно сделать вывод о том, что состояние готовности учителей начальных классов к работе в условиях ФГОС НОО находится на высоком уровне.

Опираясь на результаты проведенного наблюдения и анкетирования были составлены методические рекомендации по проведению урока, которые позволят сделать урок эффективным, а самое главное построить урок, соответствующий требованиям ФГОС.

Литература

  1. Вантеева, Л.Д. Диагностика знаний учащихся. [Текст] // Нач. школа-34-38с.

  2. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. [Текст] – М.: Проспект, 2003. – 242 с.

  3. Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний [Текст] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 47–53.

  4. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. [Текст] // Нач. школа-2011, 41-46 с.

  5. Ибрагимова, Ф.Ф., Хабибулина, Л.Н. Орфографическая зарядка. [Текст] // Нач.школа-2003, 32-35с.

  6. Куралова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку [Текст] -М.: ВЛАДОС-2004-352 с.

  7. Лизунова, А.В. Развитие внимания на уроках русского языка. [Текст] // Нач.школа. – 2014, 13-17 с.

  8. Применение компьютера на уроках русского языка [Текст] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125.

  9. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе [Текст] - М.: Академия-2004-464с.

  10. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. [Текст] – М.: Просвещение, 1990 – 263с.

  11. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка. [Текст] – М.: Высш. Шк. Академия, 1999 – 329 с.

  12. Методическая копилка [Текст] / Автор-составитель Шульгина, В.П. – Ростов-На-Дону. Феникс, 2001 – 320 с.

  13. Одегова, В.Ф. Развитие орфографической зоркости. [Текст] // Нач. школа 1997, 20-22 с.

  14. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983-127с.

  15. Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». [Текст] – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.

  16. Рамзаева, Т.Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку [Текст] // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб: Спец. Лит., 1997, с.4.

  17. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

  18. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера [Текст] // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18.

  19. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. [Текст] – К.: ГИППВ, 1999 - 272 с.

  20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.

  21. Харламов И.Ф. Педагогика. [Текст] – М.: Просвещение-АСТ, 1997. – 430 с.

  22. Федеральный государственный стандарт начального образования. – М. – 2012. – 32 с.

22

Просмотров работы: 7332