ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Смирнова М.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная система образования в России - это определенная структура последовательных уровней. В соответствии со ст.10 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  структура образования  включает общее и профессиональное образование. Кроме того выделяются дополнительное образование и профессиональное обучение, которые  обеспечивают возможность получения  непрерывного образования.

Для профессионального образования, в свою очередь, устанавливаются следующие уровни:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. [1]

На каждом из этих уровней создаются различные виды и типы государственных муниципальных,  негосударственных  образовательных учреждений.

 Образование любого уровня может быть бесплатным и платным; может быть получено в форме домашнего образования, экстерната, с отрывом и без отрыва от производства,

По данным Минобрнауки в 2015 г.  в России функционировало 969 вузов. Общая численность студентов составляла 5,7 млн. человек. В государственных вузах на заочную форму обучения приходилось  35% контингента, в негосударственных вузах и филиалах заочное обучение доходило  до 95%. Учреждений среднего профессионального образования насчитывается 2,7 тыс. с контингентом   около 2 млн. человек. [3]

Анализ специальной  литературы, посвященной  проблемам образования в нашей стране, показывает, что к числу основных экономических проблем  можно отнести следующие:

  • недостаточное финансирование учреждений профессионального образования;
  • плохое материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и всего образовательного процесса[S1];
  • невысокая заработная плата преподавателей.

Проблемы развития образования также связаны с качеством образования, которое, по мнению многих экспертов,  понижается по всем  основным уровням:

  • общее среднее - это устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
  • начальное и среднее профессиональное - это разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

высшее - введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов и  создание негосударственных вузов, не всегда обеспечивающих  качественную подготовку студентов.

  Особенности и закономерности постиндустриального развития общества привели к тому, что именно образование и связанные с ним профессиональные умения стали факторами достижения экономического успеха как национальной экономики в целом, так и отдельного человека. Это обстоятельство требует серьезных изменений, в профессиональной подготовке, нацеленности её на воспитание высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способных ориентироваться в современном экономическом мире.

Это приводит к необходимости  серьезного  анализа всех систем профессионального образования и формированию основополагающей модели обучения в течение всей жизни. Однако, на современном этапе имеется целый ряд сложностей, снижающих эффективность профессионального образования.

Прежде всего, следует отметить противоречия между потребностями общества, рынка труда и теми знаниями, навыками, умениями, которые приобретает молодой человек в вузе. Достаточно часто студенты не ориентированы на будущую профессиональную деятельность; зачастую молодой специалист, закончивший образование в вузе не имеет практических знаний и навыков в выбранной им деятельности.

 В связи с этим актуальными являются вопросы создания современной системы обеспечения и оценки качества образования.  В экономической литературе отмечается, что «российская национальная система аккредитации вузов в настоящее время основана на государственной экспертизе оценки качества образования. Отечественные институты независимой оценки качества профессионального высшего образования развиты очень слабо. Развитие институтов негосударственной оценки качества профессионального образования  приведет к постепенному уменьшению бюрократической составляющей контроля над деятельностью учебных заведений, позволит  сбалансировать в дальнейшем требования государства, работодателей и граждан не только  к качеству образования, но и профессиональной структуре подготовки будущих специалистов» [2].

Серьезное беспокойство, по мнению экспертов, вызывает здоровье молодого поколения. По данным Министерства здравоохранения  Российской Федерации, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профессиональные осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Таким образом, в задачи профессионального образования начинает входить необходимость специальных мероприятий направленных на сохранение, а по возможности и восстановление здоровья будущих специалистов. Актуальным является вопрос поддержания психологического здоровья студентов. По данным ЮНИСЕФ невротические расстройства встречаются более чем у 80% девушек и 70% юношей. В этом контексте возникает необходимость формирование специфического мышления, культуры здоровья, связанной с ответственностью молодого человека за свое состояние и поведение.

Все вышеперечисленное приводит к необходимости целого ряда изменений системы современного профессионального  образования. Выделим несколько  основных задач,  решение которых позволит изменить состояние высшего профессионального образования:

  • необходимо создать системную модель молодого специалиста, отвечающую современным требованиям рынка труда и потребности работодателей, позволяющую выделить целевые направления подготовки в рамках профессионального образования;
  • необходимо выработать механизмы совместной деятельности государственных органов управления, бизнеса и общественных организаций, позволяющие осуществлять экспертизу качества образования. Внедрение в практику модели общественной экспертизы качества профессионального образования позволит значительно повысить его уровень;
  • разработать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, начиная с организации помощи студентам в овладении основами учебной деятельности, заканчивая внедрением системы психологической помощи и поддержки, формирования коммуникативной грамотности специалиста в рамках образовательного и производственного процесса;
  • для создания безопасной образовательной среды применять здоровьесберегающие технологии на основе мониторинга физического, психологического и социального здоровья студентов.

 

Литература.

1.                Федеральный закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.                Косенко С. Т. Общественные институты оценки качества профессионального образования/ Вестник ИНЖЭКОНа. Серия:Экономика, выпуск5(64), 2014, с.93-98

3.     http://www.gazeta.ru/business/2015/10/25/7843259.shtml

 

 


 [S1]

Просмотров работы: 1729