Современная система образования в России - это определенная структура последовательных уровней. В соответствии со ст.10 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура образования включает общее и профессиональное образование. Кроме того выделяются дополнительное образование и профессиональное обучение, которые обеспечивают возможность получения непрерывного образования.
Для профессионального образования, в свою очередь, устанавливаются следующие уровни:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. [1]
На каждом из этих уровней создаются различные виды и типы государственных муниципальных, негосударственных образовательных учреждений.
Образование любого уровня может быть бесплатным и платным; может быть получено в форме домашнего образования, экстерната, с отрывом и без отрыва от производства,
По данным Минобрнауки в 2015 г. в России функционировало 969 вузов. Общая численность студентов составляла 5,7 млн. человек. В государственных вузах на заочную форму обучения приходилось 35% контингента, в негосударственных вузах и филиалах заочное обучение доходило до 95%. Учреждений среднего профессионального образования насчитывается 2,7 тыс. с контингентом около 2 млн. человек. [3]
Анализ специальной литературы, посвященной проблемам образования в нашей стране, показывает, что к числу основных экономических проблем можно отнести следующие:
Проблемы развития образования также связаны с качеством образования, которое, по мнению многих экспертов, понижается по всем основным уровням:
высшее - введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов и создание негосударственных вузов, не всегда обеспечивающих качественную подготовку студентов.
Особенности и закономерности постиндустриального развития общества привели к тому, что именно образование и связанные с ним профессиональные умения стали факторами достижения экономического успеха как национальной экономики в целом, так и отдельного человека. Это обстоятельство требует серьезных изменений, в профессиональной подготовке, нацеленности её на воспитание высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способных ориентироваться в современном экономическом мире.
Это приводит к необходимости серьезного анализа всех систем профессионального образования и формированию основополагающей модели обучения в течение всей жизни. Однако, на современном этапе имеется целый ряд сложностей, снижающих эффективность профессионального образования.
Прежде всего, следует отметить противоречия между потребностями общества, рынка труда и теми знаниями, навыками, умениями, которые приобретает молодой человек в вузе. Достаточно часто студенты не ориентированы на будущую профессиональную деятельность; зачастую молодой специалист, закончивший образование в вузе не имеет практических знаний и навыков в выбранной им деятельности.
В связи с этим актуальными являются вопросы создания современной системы обеспечения и оценки качества образования. В экономической литературе отмечается, что «российская национальная система аккредитации вузов в настоящее время основана на государственной экспертизе оценки качества образования. Отечественные институты независимой оценки качества профессионального высшего образования развиты очень слабо. Развитие институтов негосударственной оценки качества профессионального образования приведет к постепенному уменьшению бюрократической составляющей контроля над деятельностью учебных заведений, позволит сбалансировать в дальнейшем требования государства, работодателей и граждан не только к качеству образования, но и профессиональной структуре подготовки будущих специалистов» [2].
Серьезное беспокойство, по мнению экспертов, вызывает здоровье молодого поколения. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профессиональные осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Таким образом, в задачи профессионального образования начинает входить необходимость специальных мероприятий направленных на сохранение, а по возможности и восстановление здоровья будущих специалистов. Актуальным является вопрос поддержания психологического здоровья студентов. По данным ЮНИСЕФ невротические расстройства встречаются более чем у 80% девушек и 70% юношей. В этом контексте возникает необходимость формирование специфического мышления, культуры здоровья, связанной с ответственностью молодого человека за свое состояние и поведение.
Все вышеперечисленное приводит к необходимости целого ряда изменений системы современного профессионального образования. Выделим несколько основных задач, решение которых позволит изменить состояние высшего профессионального образования:
Литература.
1. Федеральный закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Косенко С. Т. Общественные институты оценки качества профессионального образования/ Вестник ИНЖЭКОНа. Серия:Экономика, выпуск5(64), 2014, с.93-98
3. http://www.gazeta.ru/business/2015/10/25/7843259.shtml
[S1]