В настоящее время в России активно продолжается совершенствование государственных инструментов, регулирующих конкурентные механизмы в экономике страны. Наиболее активно разработка новых регулирующих мер конкурентной политики проводилась в восстановительный посткризисный период.
В законодательстве Российской Федерации можно наблюдать ряд значительных изменений в области регулирования сделок по слиянию и поглощению. В основном изменения связаны с увеличением порогового значения величины активов сделок, подверженных процедуре нотификации и созданием инструмента выдачи предписаний при одобрении сделок. Однако, как отмечают эксперты, эти изменения не влияют на анализ конкурентной ситуации до и после совершения горизонтальных сделок. Изменения в законодательстве внесли ясность в формулировки и определения, связанные с процессом экономической концентрации, однако, не содержат материала, для оценки последствий одобрения или блокировки слияний и поглощений для экономики страны в целом.
В последние годы в нашей стране наблюдается увеличение количества слияний и поглощений государственных компаний. На рынке корпоративного контроля видна тенденция к ослаблению активности основных игроков и увеличению роли государственных компаний и крупных аффилированных с государственными структурами игроков. Так в 2013 году по одобрению ФАС была проведена крупнейшая сделка на рынке корпоративного контроля в мире (госкомпания «Роснефть» приобрела корпорацию ТНК-ВР стоимостью около $60 млрд.). Данная ситуация, по мнению специалистов, отражает избирательность антимонопольных компаний при принятии решений об одобрении сделок с государственными корпорациями и аффилированными структурами. Такого рода ситуация представляет угрозу для развития конкуренции в РФ, что может негативно повлиять на внутренний рынок и появление компаний-лидеров, способных стать драйверами инновационного развития.
Законодательная база Российской Федерации относительно конкурентной политики в области M&A включает:
Используемые в современной практике критерии о вмешательстве регулирующих органов при проведении сделок о слиянии и поглощении связаны в первую очередь с величиной их стоимости (согласно ст. 26.1.1, Гл.7 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Однако, стоит заметить, что в законодательстве отсутствуют нормы по анализу конкурентной ситуации до и после одобрения или отказа сделки по слиянию. На основании вышесказанных правовых норм ФАС принимает решение:
Также ФАС предоставляет предписания о выполнении действий, с целью обеспечения конкуренции, что является положительной тенденцией для развития рынка слияний и поглощений. Другим положительным моментом в развитии M&Aв России является увеличение пороговых значений при принятии решений об удовлетворении ходатайства. Пороговое значение по суммарной стоимости активов составляет 14 млрд. руб., тогда как ранее оно составляло 10 млрд. руб. В результате снижения уменьшилось количество сделок, для осуществления которых требуется одобрение ФАС. За период 2004-2014 гг. их число сократилось более чем на 13тыс. (рис. 1)
Рис. 1. Количество сделок M&A, для проведения которых необходимо согласие конкурентного ведомства [ 4 ].
Тем не менее, до сих пор существует ряд нерешенных проблем в области M&A. К ним, в частности, относятся:
Таким образом, доработка принципов конкурентной политики в сфере слияний и поглощений с целью повышения прозрачности сделок позволит создать в Российской Федерации конкурентную среду с благоприятным инновационным развитием и появлением компаний-драйверов.
Литература.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон N 401-ФЗ от 6 декабря 2011 г.
2. Лякин А.Н. Участие государственных корпораций в процессах слияний и поглощений // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2010. Сер. 5: Экономика.
3. Пахомова Н.В. Регулирование сделок слияний и поглощений в США и ЕС: экономико-правовые рамки, современные тенденции, уроки для России //Вестник С.-Петерб. ун-та. 2010. - Сер.5. Экономика.
4. http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30844.html.