Для достижения жизненного успеха человеку необходимо развивать в себе волевые качества, так как реализация любой цели становится возможной не только при наличии желания, но и вследствие сильного стремления и активных действий. Нередко человек имеет большое желание, но заставить себя что-то сделать не каждый может, для этого необходимо иметь силу воли, которая будет помогать действовать, достигая поставленных целей.
Большое значение в развитии волевых качеств имеют занятия спортом. У спортсменов волевые качества, как правило, развиты в большей мере, чем у людей, не занимающихся спортом. Это объясняется тем, что спортсмен всегда стремится достичь максимально высоких результатов, установить рекорд, у него изначально преобладает мотив достижения успеха, который заставляет его работать более интенсивно.
Дети до 13-14 лет в процессе занятий спортом еще не в полной мере осознают, насколько важно выполнять все упражнения точно и правильно, в большинстве случаев они просто прикладывают все усилия, чтобы опередить соперника, надеясь на то,что ихпохвалят. Но в подростковом возрасте начинают складываться жизненные принципы, подросток уже хорошо контролирует свои действия, пытаясьвыполнять их все точнее, умножая при этом свои силы и развивая способности. В этот период очень важно поддерживать юного спортсмена, содействовать ему в укреплении силы воли.
Цель нашего исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы развития волевых качеств подростков в процессе занятия биатлоном.
Объект исследования: процесс развития волевых качеств подростков, занимающихся биатлоном.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, определяющих эффективность процессаразвития полевых качеств подростков, занимающихся биатлоном.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что развитие волевых качеств у подростков в процессе занятие биатлоном будет эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- рассмотрение развития волевых качеств в качестве одной из основных задач тренировочного процесса при подготовке юных биатлонистов;
- учет специфики избранного вида спорта, а также возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростков - спортсменов;
- опора в процессе реализации развивающей программы на системный и личностно-ориентированный подходы;
- разработка диагностического инструментария, содействующего обеспечению контроля процесса развития волевых качеств у юных спортсменов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составленная нами программа развития волевых качеств подростков может быть использована в работе тренеров, преподавателей физической культуры.
Наше исследование проводилось на базе МОУ ДОД СДЮЦ «Звездный» г.о. Кинешма Ивановкой обл. В исследовании приняли участие 30 подростков, из числа которых 15 человек (5 девочек, 10 мальчиков) в возрасте 13-14 лет занимаются на отделении биатлона (экспериментальная группа) и 15 человек (мальчики) в возрасте 13-14 лет занимаются на отделении лыжных гонок (контрольная группа).
В процессе эмпирического исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, метод тестов, метод самооценки, психолого-педагогический эксперимент.
Психодиагностическую батарею составили следующие методики: опросник «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); «Опросник для оценки своей настойчивости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); методика на выявление уровня социальной смелости (фактор Н из 16PF-опросника Р.Кэттела); «Опросник для самооценки терпеливости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); «Опросник для оценки своего упорства» (Е.П. Ильин, Е.К.Фещенко).
На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты, они отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования уровня развития волевых качеств подростков на констатирующем этапе эксперимента
Волевые качества |
Уровень развития волевых качеств |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
настойчивость |
высокий |
3 |
20 |
3 |
20 |
средний |
8 |
53,3 |
11 |
73,3 |
|
низкий |
4 |
26,7 |
1 |
6,7 |
|
упорство |
высокий |
3 |
20 |
3 |
20 |
средний |
7 |
46,7 |
8 |
53,3 |
|
низкий |
5 |
33,3 |
4 |
26,7 |
|
терпеливость |
высокий |
5 |
33,3 |
2 |
13,4 |
средний |
6 |
40 |
8 |
53,3 |
|
низкий |
4 |
26,7 |
5 |
33,3 |
|
социальная смелость |
высокий |
3 |
20 |
4 |
26,7 |
средний |
5 |
33,3 |
5 |
33,3 |
|
низкий |
7 |
46,7 |
6 |
40 |
|
сила воли |
высокий |
1 |
6,7 |
0 |
0 |
средний |
8 |
53,3 |
8 |
53,3 |
|
низкий |
6 |
40 |
7 |
46,7 |
Как следует из таблицы 1, большинство подростков, принявших участие в нашем исследовании, характеризуются средним уровнем развития изучаемых волевых качеств, а также обобщенного показателя проявления силы воли. Эти ребята регулярно посещают занятия, часто занимают призовые места, но некоторые упражнения, требующие своего повтора в несколько серий с увеличением количества повторений, выполняют с трудом и большими перерывами.
У немалой части юных биатлонистов и лыжников выявлен низкий уровень развитиякак отдельных волевых качеств (прежде всего, упорства, терпеливости, социальной смелости),так и обобщенного показателя проявления силы воли, что отражается на выполнении ими тренировочной программы.
У наименьшего количества юных биатлонистов и лыжников отмечен высокий уровень развития волевых качеств личности. Такие ребята четко и уверенно идут к своей цели, добиваются отличных результатов в процессе тренировок и на соревнованиях, стремятся приумножать свои достижения. Также они занимаются самостоятельно, имеют желание увеличить свои спортивные результаты.
В показателях уровня развития исследуемых волевых качеств статистически достоверных различий между ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента выявлено не было.
Учитывая результаты первичной диагностики, нами была составлена программа развития волевых качеств, апробированная с подростками экспериментальной группы.
Цель программы - развитие волевых качеств подростков в процессе занятий биатлоном.
Развивающая работа проводилась в течение шести недель систематически 3 раза в неделю, во второй половине дня, в подгруппах. Продолжительность каждого занятия - 2 часа. Программа реализовалась в форме тренировочных занятий с использованием физических упражнений, направленных на развитие волевых и физических качеств.
Содержание развивающей программы представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание развивающей программы
№ занятия |
Цель |
Содержание |
1. |
Формирование у подростков представлений о том, что такое «сила воли» и для чего необходимо ее развивать |
Лекция «Воля и ее значение в жизни человека", сдача нормативов |
2. |
Обсуждение полученных результатов после проведения нормативов, постановка каждым подростком цели на период проведения программы |
Беседа «Здоровый образ жизни», комплекс физических упражнений |
3. |
Развитие силовых качеств |
Комплекс физических упражнений на развитие силы и общей физической подготовки |
4. |
Настрой подростков на упорную работу, обучение правильному выполнению упражнений |
Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП |
5. |
Обучение самостоятельному развитию волевых качеств |
Беседа с детьми на тему «Саморазвитие личности», проведение комплекса физических упражнений |
6. |
Развитие силы воли и терпеливости |
Проведение комплекса физических упражнений с препятствиями и дополнительными предметами |
7. |
Настрой детей на результативную тренировку |
Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП |
8. |
Расширение представлений подростков о роли волевых качеств в жизни человека |
Проведение лекции «Поверь в себя», комплекс физических упражнений |
9. |
Развитие волевых, силовых, личностных качеств детей |
Беседа «Психологический настрой каждого члена команды на достижение высоких результатов», комплекс физических упражнений |
10. |
Настрой детей на достижение результата |
Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП |
11. |
Развитие упорства и терпеливости |
Проведение комплекса физических упражнений с препятствиями, командно, с дополнительными предметами |
12. |
Повышение самооценки, укрепление уверенность в своих силах |
Проведение лекции «Цель моей жизни», комплекс физических упражнений |
13. |
Расширение и углубление знаний подростков о здоровье, обучение умениям следить за своим состоянием |
Лекция «Здоровье и его составляющие», комплекс физических упражнений |
14. |
Настрой детей на упорную работу |
Показ мотивационного ролика, комплекс физических упражнений, повторная сдача нормативов |
15. |
Обсуждение полученных результатов и целей, которые удалось реализовать |
Беседа с подростками о проделанной работе, закрепление результатов комплексом физических упражнений |
С целью выявления эффективности апробированной развивающей программы нами была проведена повторная диагностика у подростков ЭГ и КГ уровня развития волевых качеств личности. Анализ изменений, произошедших в этих группах между первичной и итоговой диагностикой, отражал психологический результат реализации экспериментальной развивающей программы.
В таблице 3 представлены результаты уровня развития исследуемых волевых качеств в ЭГ и КГ до и после реализации программы.
Таблица 3.
Сводная таблица результатов первичной и итоговой диагностики подростков экспериментальной и контрольной групп
Волевые качества |
Уровень развития волевых качеств |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|||
настойчи-вость |
высокий |
3 |
20 |
5 |
33,3 |
3 |
20 |
3 |
20 |
|
средний |
8 |
53,3 |
9 |
60 |
11 |
73,3 |
11 |
73,3 |
||
низкий |
4 |
26,7 |
1 |
6,7 |
1 |
6,7 |
1 |
6,7 |
||
упорство |
высокий |
3 |
20 |
6 |
40 |
3 |
20 |
4 |
26,7 |
|
средний |
7 |
46,7 |
7 |
46,7 |
8 |
53,3 |
7 |
46,6 |
||
низкий |
5 |
33,3 |
2 |
13,3 |
4 |
26,7 |
4 |
26,7 |
||
терпели-вость |
высокий |
5 |
33,3 |
7 |
46,7 |
2 |
13,4 |
2 |
13,3 |
|
средний |
6 |
40 |
5 |
33,3 |
8 |
53,3 |
10 |
66,7 |
||
низкий |
4 |
26,7 |
3 |
20 |
5 |
33,3 |
3 |
20 |
||
социальная смелость |
высокий |
3 |
20 |
4 |
26,7 |
4 |
26,7 |
4 |
26,7 |
|
средний |
5 |
33,3 |
6 |
40 |
5 |
33,3 |
4 |
26,7 |
||
низкий |
7 |
46,7 |
5 |
33,3 |
6 |
40 |
7 |
46,6 |
||
сила воли |
высокий |
1 |
6,7 |
5 |
33,3 |
0 |
0 |
3 |
20 |
|
средний |
8 |
53,3 |
10 |
67,7 |
8 |
53,3 |
9 |
60 |
||
низкий |
6 |
40 |
0 |
0 |
7 |
46,7 |
3 |
20 |
||
Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, выявил статистически достоверные различия между результатами первичной и итоговой диагностики в уровне развития настойчивости у подростков ЭГ(χ²=24,66;р<0,001). В КГизменений количества подростков с различными уровнями развития настойчивости не произошло.
После апробации экспериментальной развивающей программы вдвое увеличилось количество ребят-биатлонистов с высоким уровнем развития упорства (20%-40%), число подростков этой группы со средним уровнем развития данного волевого качества осталось тем же (46,7%; 7 чел.), количество ребят с низким уровнем развития упорства уменьшилось более чем в два раза (33,3% -13,3%).Отмеченные в ЭГ изменения статистически достоверны (χ²=32,0; р<0,001), в КГ значимых различий между результатами первичной и итоговой диагностики обнаружено не было (χ²=3,08; р>0,05).
Произошли изменения и в уровне развития у юных спортсменов такого волевого качества, как социальная смелость. Так, в ЭГ количество ребят с высоким уровнем развития данного качества увеличилось с 20% (3 чел.) до 26,7% (4 чел.), со средним уровнем развитиявозросло с 33,3% (5 чел.) до 40% (6 чел.), а с низким уровнем развития уменьшилось с 46,7% (7 чел.) до 33,3% (5 чел.). В КГ на этапе итоговой диагностики отмечено уменьшение количества ребят со средним уровнем развития социальной смелости (33,3% - 26,7%), некоторое увеличение количества подростков с низким уровнем ее развития (40% - 46,6%), число ребят с высоким уровнем развития данного волевого качества осталось прежним. Вместе с тем статистически значимых различий в уровне его развития между результатами первичной и итоговой диагностики в ЭГ и КГустановлено нами не было. Это свидетельствует о том, что данное волевое качество достаточно трудно поддается целенаправленному изменению, возможно, по причине его тесной связи с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность.
Напротив, в отношении уровня развития терпеливости были отмечены статистически значимые изменения как в ЭГ (χ²=8,52; р<0,05), так и в КГ (χ²=8,60; р<0,05), хотя на контрольном этапе эксперимента мы выявили, что результаты ЭГ достоверно превышаютрезультаты, полученные в КГ (р<0,001).
Аналогичную картину мы получили и в отношении обобщенного показателя проявления силы воли: статистически значимые различия между результатами первичной и итоговой диагностики были выявлены намив ЭГ (χ²=148,97;р<0,001) и в КГ (χ²=17,6; р<0,001). Вместе с тем после апробации экспериментальной развивающей программы нами были обнаружены достоверные различия между этими группами в пользу ЭГ (р<0,05).
Таким образом, реализация разработанной и апробированной в психолого-педагогическом эксперименте программы развития у юных спортсменов-биатлонистов волевых качеств, построенной в соответствии с гипотезой о психолого-педагогических условиях их эффективного развития, оказала позитивное влияние на уровень развитиянастойчивости, упорства, терпеливости, силы воли.
Библиография
1. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М.Гордон. - М.: Физическая культура, 2008. - 256 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учебник для средних и высших учебных заведений по физ. культуре / В.И.Дубровский. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.
3. Елисейкин А.Г., Колчанова Т.И. Спорт. Характер. Честь: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
4. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000. [http://www.universalinternetlibrary.ru/book/7307/ogl.shtml].
5. Коваленко В.А. и др. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А.Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.
6. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 631 с.
8. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с. («Gaudeamus»).
9. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. (Сер. Бакалавриат).
10. Хромцов Н.Е. Физические качества спортсмена и методики их развития. Выносливость: учебно-методические рекомендации для студентов факультета физической культуры. - Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. - 32 с.