ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кудрявцева К.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших характеристик, определяющих качество государственного управления, является степень развития сферы государственных услуг, ведь именно эта сфера напрямую связана с выполнением государством такой функции как управление. Современному государству, ответственному перед своими гражданами и эффективно выполняющему свои функции, должна быть свойственна развитая система предоставления государственных услуг, ее грамотное построение, современность, оснащенность инновационной составляющей, открытость и полнота.

Эксперты при Правительстве РФ отмечают, что важнейшей для нашей страны задачей в процессе развития системы государственного управления является ее совершенствование инновациями.

Вопрос инноваций остается центральным, несмотря на активную работу в этом направлении в последние годы, за которые были созданы объекты инновационной инфраструктуры, основаны институты развития, внесены изменения в законодательство, в той или иной степени соответствующие потребностям инновационной индустрии. Однако наряду с этим представители бизнеса отмечают, что «реальные результаты не так масштабны, как стратегическая важность самой темы инноваций для России».

Тем не менее, на сегодняшний день административное реформирование не принесло ожидаемых результатов. Среди причин, которые выделяют эксперты:

  1. отсутствие баланса между государственными и частными инвестициями в большинстве отраслей экономки, обладающих высоким инновационным потенциалом;

  2. сравнительно небольшое число настоящих институциональных инвесторов и недостаточное предложение капитала для запуска инновационных бизнесов на ранних стадиях;

  3. секторальный дисбаланс в секторах российского инновационного рынка в пользу секторов ИТ, Интернета и телекоммуникаций и недостаток предложения капитала в большинстве приоритетных отраслей.

Экспертное сообщество также отмечает необходимость усиления межведомственной координации в интересах эффективного внедрения и развития инноваций в государственном управлении, а также необходимость работы в вопросах развития малого и среднего бизнеса, решению острой проблемы кадрового обеспечения, выбору наиболее перспективных технологических платформ и т.д. Для совершения необходимого прорыва экспертный совет работает над выявлением основных «зон роста» в сфере инноваций, а также разработкой стратегии и последующего конкретного плана действий по этим зонам.

Стоит отметить, что с точки зрения экспертов, наряду с совершенствованием системы госуправления инновациями важными направлениями для исследования являются: совершенствование правового регулирования, механизмов работы институтов развития, механизмов реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), повышение качества реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием и др. Эксперты предложили рассматривать два сценария развития инноваций: базовый и учитывающий возможные ограничения, которые могут ввести развитые страны в условиях присоединения Крыма к России.

Директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ Олег Бяхов выделяет основные положения по направлению совершенствования госуправления. Это, в частности, повышение приоритета развития инноваций и переход от отраслевой модели управления к межведомственной, разработка количественных ориентиров, определение показателей качественного инновационного развития и эффективности вложений в капитал, основанный на знаниях. Инновации - это не только отрасль IT, напомнил эксперт. Это разработки в области финансовых продуктов, получения геологических данных, инженерной архитектуры и нового дизайна, экономических компетенций: рекламы, рыночных исследований и т.д.

Наряду с вышесказанным, главными перспективными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  •  
    • снижение избыточного государственного регулирования;

    • повышение качества государственных услуг;

    • повышение эффективности органов власти;

    • повышение информационной открытости.

Рассмотрим их подробнее.

Касательно снижения избыточного государственного регулирования, модернизация государственного управления началась еще в 2003 году с изменений в самой системе управления. К ним относились: сокращение избыточного государственного вмешательства в сферах, где оно присутствовало, а также снижение административного давления на предпринимательские структуры. Для этого была проведена инвентаризация функций ведомств. По ее результатам выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются либо избыточными, либо дублируют друг друга. В связи с этим была изменена структура Правительства, а именно разграничены полномочия между федеральными и региональными органами исполнительной власти, функции по контролю и надзору были переданы разным ведомствам, а личная ответственность государственных служащих была усилена. Практически наполовину сократилось количество госучреждений, содержание которых требовало значительных бюджетных средств.

За счет проведения реформы были внедрены действенные инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии с проверяющими органами. Впервые был внедрен элемент публичности проверок, одновременно сокращено количество проверок, изменены принципы проведения внепланового контроля.

Направления, по которым возможно перейти к иным формам регулирования, с тем чтобы избежать избыточного, были проанализированы. Также был существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Проведена работа по отдельным видам деятельности с целью унификации процедур лицензирования.

В едином органе в лице Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) создана единая система аккредитации, централизованы функции органов по сертификации, испытательных лабораторий, отдельных экспертных организаций и экспертов. Происходит реформирование системы аккредитации, а также гармонизация правил и процедур аккредитации с едиными международными стандартами.

В рамках реформы был введен институт саморегулирования, позволяющий ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность и создающий предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих профессиональным и публичным интересам, а также был введен институт уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности, направленный на сокращение административного давления на бизнес на стадии его первичного запуска.

С целью упрощения административных процедур для ведения бизнеса были проанализированы новые механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы. Одним из таких инструментов стал институт оценки регулирующего воздействия, внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 году, он отсекает появление избыточных барьеров для бизнеса на стадии законодательной инициативы. Оценка регулирующего воздействия - это современный механизм, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений. Ключевой составляющей в подготовке заключения оценки регулирующего воздействия является институт публичного обсуждения, применение которого на регулярной основе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия впервые позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.

Выстраивание системы раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти является одним из новых инструментов развития института общественного участия. Реализация проходит на базе единого сайта в сети Интернет - Федеральный портал проектов нормативных правовых актов по адресу regulation.gov.ru. Данная система имеет целью помочь экспертам и заинтересованным участникам процесса своевременно знакомиться с проектами, вовремя реагировать на возможные изменения законодательства и быть уверенными в том, что их голос будет услышан.

Также был сделан серьезный шаг в направлении реализации активного права граждан самостоятельно выдвигать на обсуждение органов власти важные с точки зрения россиян проекты. Была утверждена «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан Российской Федерации в течение одного года». Однако стоит отметить, что реализация данного активного права граждан происходит очень длительно и трудоемко, результаты зачастую являются неудовлетворительными для граждан.

Создан специализированный Интернет сайт, на котором граждане Российской Федерации могут выдвигать свои предложения с использованием так называемого механизма «российской общественной инициативы» (РОИ) находится по адресу https://www.roi.ru/. На сайте можно подать общественную инициативу, то есть предложение гражданина России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления.

Далее происходит процедура предварительной модерации. Модераторы РОИ проверяют инициативу на соответствие Правилам (утверждены Указом Президента РФ № 183 от 04.03.2013). Срок предварительного рассмотрения – не более 2 месяцев.

Следующим этапом является непосредственное размещение на сайте РОИ для голосования. Инициатива размещается на интернет-ресурсе с присвоением уникального номера и становится доступна для голосования. Сбор голосов в поддержку инициативы осуществляется в срок не более 1 года со дня размещения.

В зависимости от уровня инициативы (федеральный, региональный или муниципальный) установлены следующие значения по необходимому количеству голосов, а именно за:

Федеральный уровень – не менее 100 000 (сто тысяч).

Региональный уровень – для регионов с населением свыше 2 млн. – 100 000 (сто тысяч), для остальных – 5% от населения региона.

Муниципальный уровень – 5% от населения муниципалитета.

Далее происходит рассмотрение экспертной рабочей группой соответствующего уровня. Если инициатива в установленный срок набирает необходимое количество голосов в поддержку, то она направляется для рассмотрения в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня. Срок принятия решения по инициативе – не более 2 месяцев со дня направления.

На конечном этапе принимается решение о мерах по реализации инициативы или же ее отклонение. Экспертная рабочая группа принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы. Решение и его обоснование размещаются на сайте РОИ.

Что касается повышения качества государственных услуг: была осуществлена работа по регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти в процессе предоставления услуг гражданам, а также осуществлена деятельность по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», а важнейшим этапом стал перевод государственных услуг в электронную форму.

В связи с этими изменениями и преобразованиями выработана нормативная и методическая база в части повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государством услуг. Выработаны механизмы управления и стимулирования реформирования всей системы оказания государственных услуг в целом.

За годы проведения административной реформы система оказания госуслуг была выстроена специфически, с учетом ориентации на разные группы граждан - как активных пользователей Интернет, отдающих предпочтение удаленным способам получения услуг, так и тех, кто делает выбор в пользу личного общения с консультантами центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Происходит внедрение универсальной электронной карты (УЭК) под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации, которая призвана стать единым и удобным ключом, открывающим доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам. Масштабная выдача универсальных электронных карт гражданам началась с января 2013 года. УЭК разработана с учетом высочайших требований надежности и современной безопасности, а также защиты от подделки и обеспечения сохранности персональных данных.

Специфика административной реформы предполагает введение механизма досудебного обжалования, законодательное закрепление которого устанавливает административную ответственность госслужащих за нарушение прав граждан при предоставлении госуслуг. С 1 января 2012 года после вступления в силу изменений в Федеральный закон о государственных услугах у граждан появилась возможность оперативно подать жалобу в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия.

Модернизация государственного управления – это объемная и комплексная задача, ее невозможно решить в условиях разобщенности отдельных ведомств, она требует объединения усилий. Организация взаимодействия ведомств на новом уровне была необходима в связи с глобальными задачами, поставленными Правительством, по реформированию системы оказания государственных услуг. В этих условиях был осуществлен переход на межведомственное взаимодействие. Законом был установлен запрет для госслужащих требовать от получателей госуслуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Это повлекло за собой необходимость осуществления полноценной электронной системы обмена данными между ведомствами, ее внедрение позволило сократить сроки предоставления услуг.

В интересах непрерывного повышения качества госуслуг и совершенствования системы их оказания Минэкономразвития России ежегодно проводит мониторинг качества госуслуг и их доступности, а также исследование степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам предоставления госуслуг и осуществления контрольно-надзорных функций.

Переходя к следующему направлению - повышение эффективности органов власти, стоит отметить, что важнейшим из определяющих факторов социально-экономического развития страны является эффективность органов власти. В связи с этим проводится работа по созданию комплекса условий для повышения эффективности их деятельности, таких как, создание инструментов, позволяющих обеспечить информационный обмен между органами исполнительной власти всех уровней; реформирование системы общественных советов, что помогает вовлечь представителей общества в обсуждение решений государственной важности; противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.

Были разработаны показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих. В настоящее время осуществляется внедрение особого порядка оплаты труда госслужащих в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности.

В Федеральном Законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выявлена тенденция оценки деятельности государственных гражданских служащих на основе показателей результативности. В данном законе отмечаются два вида показателей результативности и эффективности деятельности, а именно обобщенные и специфические.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти призваны охарактеризовать достижение целей и задач субъектов бюджетного планирования; специфические же показатели - охарактеризовать достижение целей и задач, присущих определенному субъекту бюджетного планирования.

Согласно законодательству, для государственных служащих также устанавливаются два типа показателей: обобщенные и специфические показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Здесь под обобщенными показателями подразумеваются типовые показатели, являющиеся общими для многих гражданских служащих. Они могут быть представлены показателями, характеризующими сроки подготовки нормативных правовых актов, приема документов, их выдачи и т.д. А под специфическими показателями подразумеваются индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели непосредственного результата и конечного эффекта, связанные со спецификой деятельности данного служащего. Они, в свою очередь, могут быть представлены показателями, характеризующими определенный функционал гражданских служащих, касательно предоставления государственных услуг или принятия административных решений.

В соответствии с терминологией законодательства, Клищ Н.Н. выделяет следующие группы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в целом:

  • Показатели конечного эффекта, характеризующие эффективность и результативность деятельности государственного органа;

  • Показатели непосредственного результата, характеризующие качество принятия и исполнения управленческих и иных решений;

  • Показатели процессов, характеризующие правовое, организационное и документационное обеспечение исполнения указанных решений (они включаются в должностные регламенты государственных гражданских служащих).

В настоящее время основополагающими документами в вопросе по показателям эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих выступают:

  • Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 (ред. от 16.01.2015) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р (ред. от 01.09.2015) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)»;

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

И, наконец, переходя к последнему направлению, - повышение информационной открытости. Принцип открытости работы Правительства - один из опорных в условиях реформирования госаппарата. Для повышения прозрачности в деятельности государства ведется работа по совершенствованию информационных ресурсов органов государственной власти, доступных в сети Интернет для всех заинтересованных лиц, они содержат актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления госуслуг. В 2011 году был создан инструмент контроля данного направления - автоматизированная информационная система мониторинга государственных сайтов, размещенная по адресу gosmonitor.ru. Благодаря этой системе теперь стало возможным выявлять критичные и тормозящие развитие моменты в функционировании сайтов государственных органов и, следовательно, стимулировать ответственных за работу сайтов, совершенствовать функциональные характеристики для более удобной работы.

В рамках повышения информационной открытости также проводится работа по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации. Деятельность государственных органов, благодаря всем преобразованиям, должна стать более доступной и легкой для восприятия гражданами.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Россия активно развивает систему государственного управления и сферу предоставления государственных услуг в частности, обеспечивая адекватное, полное и максимально удобное предоставление услуг гражданам на всей территории РФ.

Стоит отметить, что для обеспечения государству статуса современного и успешного на международной арене важно выстраивать такую систему государственного управления и, соответственно, предоставления государственных услуг, которая бы соответствовала специфике и масштабам страны. Открытость к современным технологическим и коммуникационным изменениям играет ключевую роль, а неотъемлемую часть составляет способность отвечать потребностям общества в удобном государстве, идущем в ногу со временем.

Просмотров работы: 1576