ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Брачно-семейные отношения являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к ним играет значимую роль в любом цивилизованном обществе.

Уверенность молодежи в своей готовности к семейной жиз­ни - важная характеристика ее социальной зрелости. Семья, ее характер, степень материального благополучия, духовное и нравственное здоровье во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспи­тание подрастающего поколения и в конечном итоге успехи и достижения всего общества.

И. В. Бестужев-Лада отмечал, что одной из важнейших характеристик человека всегда счита­лось - «быть добропорядочным отцом или матерью семейства» [1]. Дубровина И. В. считает, что специальная психологичес­кая подготовка молодежи к семейной жизни является на­стоятельной необходимостью. Она должна проводиться на всех этапах возрастного развития и не следует ее отделять от общих проблем воспитания. Нельзя готовить человека по отдельности и к жизни в семье, и в коллективе на производ­стве, и пр. В то же время, формируя личность в целом, нель­зя не учитывать специфику каждой области ее жизнедея­тельности. Психологами доказано, что в процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало зна­ний об отношениях к человеку другого пола, о браке, семье, усваивают нормы поведения. Исследование Т. И. Юферевой показало, что уже в подростковом возрасте имеются доста­точно сформированные представления о мужественности и женственности, о социальной роли мужчин и женщин в семейно-бытовой и трудовой сферах. Исследования A. M. Прихожан выявили, что представления о будущей семейной жизни стихийно формируется в самой семье - или как стремление к повторению, или как желание все изменить.

Структурными компонентами готовнос­ти к браку и семейной жизни являются мотивационно-ценностный, интеллектуально-познаватель­ный, действенно-практический, эмоционально-волевой факторы.

Мотивационно-ценностная готовностьна ее высшем уровне проявляется в гуманистической направленности лич­ности. Критериальными показателямиее наличия являются: осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, принятие творческого характера поведения семьянина, личностный смысл ценности родительства.

Интеллектуально-познавательная готовностьсводится к овладению совокупностью знаний по психологии личности и семейных отношений, в области семейной педагогики, органи­зации разумной жизнедеятельности семьи. Критериальным показателемявляется наличие знаний, их личностный смысл, аналитические и практические умения.

Действенно-практическая готовностьпроявляется че­рез внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни: конструктивные, коммуникативные, гнос­тические, организаторские. Их критериальным показате­лем служит степень сформированности умений прогнозиро­вать развитие семьи, моделировать возможные семейные ситуации с учетом психологических особенностей членов семьи, регулировать взаимоотношения в системе «лич­ность-семья-общество» и «личность-семья-личность», т.е. сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности.

Эмоционально-волевой компонент готовностипред­полагает создание оптимальных условий жизни в семье для каждого ее члена, любовь к близким людям и детям, к поло­жительному эмоциональному настрою на укрепление семьи в различных ситуациях, потребность трудиться на благо семьи. Критериальными ее показателями являются:психо­логическая установка на положительные эмоции, выражаю­щие удовлетворенность от семейных дел и обязанностей, стремление к преодолению препятствий на пути к созданию здоровой благополучной семьи.

Общая готовность к браку и семейной жизни предусмат­ривает сформированность всех ее составляющих компо­нентов.

Цельнашего исследования – изучить представления у современных старшеклассников о семейных ценностях.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ работ отечественных авторов по проблеме подготовки молодых людей к браку и семейной жизни в современных условиях.

  2. Выявить как оценивают себя современные молодые люди как будущего семьянина.

  3. Выявить мотивы вступления в брак современной молодежи.

  4. Изучить оценки студентов качеств предполагаемых партнеров.

  5. Изучить взгляды на рождение и воспитание детей.

В декабре 2015 г. в рамках работы над курсовой работой было разработано и проведено исследование представлений современных старшеклассников о семейных ценностях. В исследовании приняли участие 23 старшеклассника – учащиеся 11 класса одной из школ города Горно-Алтайска.

Для проведения исследования были определены методики:

  1. Для исследования представлений субъекта о себе как семьянине реальноми идеальном использовался тест В. Торохтия. Испытуемому необходимо было проранжировать качества, необходимые семьянину и определить уровень самооценки по расчетной формуле.

  2. Для изучения мотивации вступления в брак, привлекательности создания семьи, определения качеств предполагаемого партнера была разработана анкета. Анализ ответов на вопросы позволил выделить основные мотивы молодых людей создания семьи и заключения брачного союза, а также выделить качества, наиболее значимые при выборе брачного партнера.

  3. Для определения способностей к воспитанию детей использовался опросник разработанный педагогом-экспериментатором В. И. Чередниченко. Испытуемому предлагался ряд вопросов предполагающие три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю, когда как». Количество баллов позволяет судить о наличии способностей к воспитанию детей и ожиданий от семейной жизни.

В результате проведенного исследования, получены следующие данные.

По результатам опросника «Я как будущий семьянин» В. Торохтия [2] адекватно оценивают себя 61 % (14 человек), у 39 % (9 человек) – завышенная самооценка.

Результаты опросника «Есть ли у вас способности к воспитанию детей?» В.И. Чередниченко показывают, что 52 % (12 человек) старшеклассников могут испытывать немало трудностей в воспитании детей, которые во многом будут зависеть от качеств личности супруга. Для 17 % (4 человека) старшеклассников воспитание детей может стать делом мучительным и неприятным. Другие 17 % (также 4 человека) вообще не представляют себя семьянином, отцом или матерью. Только 13 % (3 человека) опрошенных могут стать не только хорошим семьянином, замечательным отцом или матерью, но и хорошим педагогом.

Ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом. По мнению 70 % (16 чел.) старшеклассников причиной, побуждающей людей вступить в брак, может беременность; 17 % (4 чел.) любовь – 4; 14 % (3 чел.) – расчет.

На вопрос «Во сколько лет следует заводить семью?» ответы распределились так: 52 % (12 чел.) считают, что в 25-29 лет; 35 % (8 чел.) – в 20-24 года; 14 % (3 чел) – в 29-35 лет.

На вопрос «Сколько лет нужно знать человека до вступления в брак?» ответили следующим образом: «несколько лет» - 52 % (12 чел.); 43 % (10 чел.) - «около года»; 4 % (1 чел.) - 2-3 месяца.

На вопрос «Что должна давать семья человеку?» старшеклассники ответили: «опору в трудную минуту; приносить счастье отцовства и материнства» - 73 % (17 чел.); «избавлять от одиночества» и «упорядочивать интимную жизнь» по 14 % (по 3 чел.); «налаживать быт, режим питания» - 4 % (1 чел.).

На вопрос «Надо ли до вступления в брак все знать о своем избраннике (нице), о родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи?» «обязательно» ответили 87 % (20 чел.).

На вопрос «Какие качества будущего супруга будете учитывать в первую очередь?» респонденты ответили: «его (ее) любовь к вам; ваше чувство к нему (к ней)» - 57 % (13 чел.); «его (ее) ум; его (ее) заботливость и внимание» - 22 % (5 чел.); «общая культура; доброта» - 17 % (4 чел.); «наличие квартиры» отметили 4 % (1 чел.).

На вопрос «Если окажется, что ваш избранник (-ница) имеет вредные привычки (курит, употребляет спиртное, говорит неприличные слова и т.д.), какой будет ваша реакция?» ответили «буду перевоспитывать» - 44 % (10 чел.); «если в меру, то не страшно» - 30 % (7 чел.).

По мнению опрошенных старшеклассников, идеальная супружеская пара, это та пара, в которой царит: взаимопонимание, взаимоуважение, доверие, любовь, взаимопомощь, есть общий быт и дети.

На вопрос «Каковы, по Вашему мнению, причины развода?» ребята ответили; «измена» 30 % (7 чел.); «непонимание» - 22 % (5 чел.); «ссоры, отсутствие любви, избиения» - по 13 % (по 3 чел.); «ревность» - 8 % (2 чел.).

Исследование представлений современной молодежи о ценностях семьи и брака показывает, что данная тема является актуальной в настоящее время.

По результатам нашего исследования большинство старшеклассников имеют завышенную и адекватную оценку себя как семьянина, они не склонны к быстрому созданию брачного союза и ориентированы на обдуманное решение; большинство респондентов считают, что семья должна приносить счастье отцовства и материнства и человек должен чувствовать опору в трудную минуту, а преодоление трудностей при воспитании детей зависят, прежде всего, от личностных качеств самих родителей.

Любовь остается основным мотивом вступления в брак у современных молодых людей: на вопрос, «Какие качества будущего супруга будут учитываться при вступлении в брак?», выделена тройка самых популярных ответов: «любовь к вам», «его заботливость и внимание», «ваше чувство к нему». Наименее популярными ответами являются: «образование», «общая культура» и «высокая зарплата».

Считаем, что результаты проведенного исследования показали, что многие современные люди ориентированы на традиционные ценности семьи и брака. Результаты исследования могут быть использованы в процессе изучения дисциплины «Психология семьи и семейного консультирования» при обсуждении особенностей современной семьи, а также психологам и учителям в процессе добрачного воспитания молодежи.

Список литературы
  1. Бестужев-Лада, И. В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением. - М., 1988. – 112 с.

  2. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей: монография / В. С. Торохтий, Н. С. Видерман. – М.: Смысл, 2007. – 488 с.

5

Просмотров работы: 1291