ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Левченко М.А. 1, Власенко Е.М. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Несмотря на то, что человечество оторвалось от природы уже давно и 21 век характеризуется в основном техническим прогрессом, приметы и суеверия до сих пор часто вхожи в нашу повседневную жизнь и даже скептики порой, сами того не замечая, ими пользуются.

В нашей научной работе мы не будем подробно разбирать приметы и суеверия – им посвящено множество книг и интернет-ресурсов. В работе мы коснемся лишь их основных типов и проиллюстрируем их несколькими примерами, а также разберемся в различиях между самими понятиями «примета» и «суеверие». На основании проведенного теста, сможем сделать вывод, насколько студенты суеверны в наши дни.

Объект исследования: приметы и суеверия студентов. Предмет исследования: влияние примет и суеверий на студентов с психологической точки зрения. Целью нашего исследования является исследование примет и суеверий, их места в жизни студентов.

Примета – это субъективная реакция познающего разума человека, старающегося выявить взаимосвязи между взаимовложенными процессами, на объективные явления. Примета – это результат работы разума человека, который чувствует, что в мире всё взаимосвязано. Наблюдательность некоторых людей и их навык понимать это приводит к выявлению устойчивых взаимосвязей между отдельно взятыми процессами, и, как следствие, к возникновению стереотипов распознавания этих взаимосвязей, что оформляется в виде народных примет. Чаще всего к этому типу относят погодные и сельскохозяйственные приметы. Они основаны на наблюдениях нескольких поколений людей за природой и выявлении каких-то закономерностей. Многими из этих примет до сих пор пользуются туристы, рыбаки, сельские жители и другие люди, которым необходимо оперативно оценить окружающую ситуацию без возможности воспользоваться специальными приборами. В качестве примера таких примет можно привести: «Когда земля легко рассыпается — выходят пахать». (это означает, что земля достаточно просохла и не влажная, т.е. наиболее подходящая для распахивания.); «Зимой от солнца по небу расходятся столбы – к морозу». («солнечные столбы» –известный оптический эффект, вызываемый шестиугольными кристаллами льда, взвешенного в воздухе).

Эти народные приметы передавались из поколения в поколения, корректировались, а с распространением книгопечатания стали издаваться их сборники [3]..

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Особенности психики человека способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах:

  • желание заглянуть в ближайшее будущее;

  • стремление избежать неблагоприятных ситуаций;

  • порывы утешить человека;

  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями [1].

Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст.

В процессе учебы в вузе у студентов развиваются «активность, ответственность в различных сферах жизни, самопринятие; отношения с социумом становятся более гармоничными» [2, с.78].

Посмотрим, как относятся к приметам и суевериям студенты. Проанализировав различные сайты, мы пришли к выводу, что большинство примет и суеверий у студентов связаны с экзаменами [4]..

Мы провели небольшой эксперимент среди своих однокурсников. Нами было опрошено 20человек. Все они отвечали на вопросы анкеты «Влияние примет и суеверий на студентов».

Результаты получились следующие. Из всех опрошенных верят в приметы 5 %. Верят в приметы иногда 40 %. Не верят в приметы 50 %опрошенных.

Следует отметить, что только 5 % из 20 человек опрошенных не обозначили положительно не одну из 10 предложенных в анкете примет, т.е. они абсолютно не верят приметам, чего нельзя сказать об остальных.

Интересно то, что только 5 % участников анкетирования считают, что 13 – несчастливое число. И 15 % полагают, что если съесть счастливый билетик, то обязательно повезет.

Самыми популярными приметами, в которые верят более 50 % опрошенных, являются:

- если черная кошка перебежала дорогу – это не к добру.

- если загадать желание, сидя между людьми с одинаковыми именами, то оно сбудется.

- если вы забыли что-то и вернулись, нужно посмотреться в зеркало.

В ходе исследования было установлено, что в наше время довольно значительное количество студентов продолжают верить в приметы. Психологическое влияние примет и суеверий на человека находится в прямой зависимости от того, насколько человек верит в них. Это ещё раз доказывает тот факт, что каждый человек сам программирует себя на успех или неудачу.

Основным отличием примет от суеверий можно считать отведенное в них место для человека. Если приметы просто отражают реальность, на которую человек повлиять не может, то суеверия «позволяют» ему манипулировать реальностью.

Поскольку основной источник суеверий – это особенности человеческого мышления, то, независимо от уровня технического прогресса, люди еще долгое время будут в них верить.

Для того, чтобы успешно сдать экзамен, студенту нужно иметь знания, чтобы все изложить грамотно и по делу. Поэтому отсюда вывод: знания — самая лучшая примета!

Список использованных источников

1 Барбин А.В. «Приметы. Суеверия. Знаки» – М.: «Эксмо», 1999.

2.Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов //Вестник Адыгейскогог государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.4. – 2010. – С.74-79.

3.Шалаева Г.П. Серия энциклопедий «Все обо всем»: в 10-и т. Т. 1; 2; 5; 7; 8. – М.: «Слово», 1994.

4.http://students.nino.ru/

Просмотров работы: 880