ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС, Г. ВЛАДИВОСТОК) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС, Г. ВЛАДИВОСТОК)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: волонтерство, юношество, карьерная сфера, карьерные ориентации, якоря карьеры, потребность в достижении цели.

Резюме: в данной работе представлены результаты исследования карьерной сферы участников волонтерского движения. Выявлены особенности карьерных ориентаций волонтеров, проведен сравнительный анализ со студентами, не участвующими в добровольческой деятельности, по потребности в достижении цели и якорям карьеры, сделаны выводы о динамике карьерных ориентаций волонтеров.

Keywords: volunteering, youth, career sphere, career orientations, career anchors, need for achievement of the purpose.

Abstract: this work is result of career sphere’s research of the participants of volunteer movement. Features of career orientations of volunteers are revealed, the comparative analysis with the students who aren't participating in voluntary activity on need for achievement of the purpose and career anchors is carried out, conclusions are drawn on dynamics of career orientations of volunteers.

В современном мире проводится множество исследований и программ для повышения качества образования, чтобы обеспечить выпускников высших учебных заведений необходимыми для их трудовой деятельности навыками. На Дальнем Востоке в настоящее время ощущается нехватка специалистов, работающих в сфере карьерных ориентаций - в этой области можно работать во многих перспективных направления. Однако недостаточность данных мешает развитию исследований карьерных ориентаций, что затрудняет работу в данной сфере.

Проблемой исследовательской работы является недостаток информации по динамике развития карьерных ориентациях волонтеров, что может повлиять на успешность добровольческой работы. Так же волонтерская деятельность может рассматриваться как эффективное средство социализации молодежи, поэтому было бы интересным узнать, какие аспекты карьерной сферы развивает добровольческая деятельность.

Объект исследования – карьерная сфера личности.

Предмет исследования – карьерные ориентации студентов ВГУЭС, динамика их изменения.

Цель: охарактеризовать динамику изменений карьерной сферы участников волонтерского движения Центра волонтеров ВГУЭС.

Гипотеза - участие в волонтерской деятельности является инструментом социализации личности, повышает для студентов значимость карьерных ориентаций, полезных для общества: Служение, Интеграция стилей жизни, Менеджмент, а также развивает потребность в достижении цели.

Методы исследования: авторская анкета «Мотивы волонтерства»; психодиагностические методики - «Потребность в достижении цели» (Ю.М. Орлов), «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э. Винокурова); методы сравнительного анализа и описательной статистики (процентное соотношение, оценка средних, оценка сдвига значений по Т-критерию Вилкоксона и G-критерию знаков).

Исследование проводилось на базе ВГУЭС. Выборка включала добровольцев Центра Волонтеров ВГУЭС.

Изучение волонтерства в научной литературе представлено Е.А. Шековой, А.В. Суворовым, Ю.В. Шепетуном, В.Р. Кейсельманом, Е.В. Субботинским, Н.А. Потаповой, Л.Е. Сикорской, Л.А. Кудринской, М.С. Яницким и др.

Российский социолог Е.И. Холостова дает определение понятию «волонтеры»: «от англ. volunteer – доброволец – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности» [1].

В зарубежной психологии проблемами карьерной сферы личности занимались Э.Шейн, А. Бандура, Н. Бетц. В отечественной психологии исследования карьерной сферы проводили А.А. Бодалев, Н.С. Пряжников, Ю.К. Стрелков, Е.А. Могилёвкин, О.В. Бубновская, Т.Х. Невструева, И.П.Лотова.

Однако, даже при наличии исследований, посвященных карьерной сфере личности, не удалось обнаружить таких, которые были бы посвящены изучению карьерной сферы именно волонтеров как представителей студенчества.

Под карьерной сферой личности понимаются представления человека о карьере, его карьерная направленность, способы самореализации в профессиональной деятельности согласно своим потребностям, перспективам карьерного развития и социально-экономическим условиям. В свою очередь карьера тесно связана как с индивидуальной, так и с социальной основой человека.

К карьерной сфере можно отнести карьерную направленность, карьерные ориентации, потребность в достижении цели.

В данный момент однозначного определения «карьерная направленность» нет, в связи с чем Жуина Д.В. предлагает понимать под ней «сложный структурный компонент общей направленности личности, представляющий собой многоаспектный процесс ориентации и побуждений человека к деятельности в профессиональной сфере, интегративную характеристику, включающую устойчивый карьерный образ, сформированные карьерные ориентации и карьерный потенциал, стойкую мотивацию к карьере, опосредованные процессом профессионализации» [2].

Карьерные ориентации – это социально обусловленные побуждения к деятельности, индивидуальные для каждого человека, которые включают ценностные ориентации, интересы, социальные установки и т.п. Реализуются неосознанно, возникают в начальные годы развития карьеры, остаются стабильными и устойчивыми длительное время [3].

Еще одной важной характеристикой карьерной сферы личности является «потребность в достижении цели», при измерении которой тестами определяется мотивация в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем она выше, тем больше человек активен, нацелен на достижения и успех. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

По результатам исследования 2014-2015 года, в ходе сравнительного анализа особенностей ценностно-смысловой сферы студенчества [4] были выявлены ведущие карьерные ориентации волонтеров, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Карьерные ориентации волонтеров.

Большинство волонтеров придерживаются таких ориентаций как Служение другим, Интеграция стилей жизни, Менеджмент и Автономия, что говорит о таких присущих волонтерам особенностях, как: высокая социальная активность; склонность к альтруизму; невысокая привязанность к материальному – вещам, деньгам; желание что-либо улучшить как для отдельных слоев населения, так и поднять уровень жизни своей страны в целом; умение грамотно распоряжаться временем как своим, так и чужим; потребность в независимости.

Для графического изображения динамики карьерных ориентаций волонтеров ВГУЭС по результатам исследований 2014-2015 годов, составлена столбиковая гистограмма, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты тестирования по тесту «Якоря карьеры» 1го и 2го среза (2014 и 2015 гг).

По результатам второго среза карьерные ориентации волонтеров Центра волонтеров ВГУЭС расположились в следующем порядке, представленном в таблице 1.

Таблица 1. Иерархия карьерных ориентаций волонтеров (2014 и 2015 гг.)

Года

Карьерные ориентации

2014-2015

Служение

Интеграция стилей жизни

Менеджмент

Автономия

Предпринимательство

Вызов

Профессиональная компетентность

Стабильность работы

Стабильность места жительства

2015-2016

Служение

Интеграция стилей жизни

Менеджмент

Автономия

Вызов

Предпринимательство

Стабильность работы

Профессиональная компетентность

Стабильность места жительства

Проанализируем динамику карьерных ориентаций участников волонтерского движения.

Служение. Для волонтеров эта карьерная ориентация осталась на первом месте, что говорит о том, что желание служить обществу в них не угасает, и главным в своей работе они по-прежнему видят возможность помогать другим и контактировать со многими людьми.

Интеграция стилей жизни. Так же позиция не изменилась – волонтеры склонны к сбалансированному сочетанию всех сторон своей жизни, а не выбирать что-то одно в ущерб другому. Устойчивость этой карьерной ориентации может зависеть от опыта волонтерской деятельности – чем дольше человек занимается добровольчеством – тем сильнее она выражена и более ценна для человека.

Менеджмент. Для волонтеров эта ориентация осталась значимой, причем ее значимость повысилась. Управление продолжает играть важную роль в их деятельности, что подтверждает предположение теории, что с возрастом и приобретенным опытом эта карьерная ориентация проявляется все сильнее.

Автономия (независимость). Повышение значимости этой карьерной ориентации можно связать с повышением ориентации Предпринимательство. Вероятно, на нее могли повлиять и внешние факторы.

Предпринимательство. В данный момент для волонтеров стало важным приобрести умения для открытия своего дела. Вероятно, это связано с желанием приобрести новый опыт в сфере управления – пока волонтеры выполняют поручения вышестоящих лиц, и у них вызывают интерес решение конкретных задач. Для более точного представления управленческого аппарата для них важна возможность попробовать себя в разных его составляющих.

Вызов. Для волонтеров эта карьерная ориентация не имеет высокой ценности. Вероятно, это связано с тем, что риск в сфере их деятельности может привести к нежелательным последствиям, которые затронут других людей, а это противоречит их желанию приносить людям исключительно добро. Однако по результатам исследования значимость этой карьерной ориентации у добровольцев повысилась, что может говорить о повышении самооценки, наработанного стажа волонтерской деятельности и получении умения организации и принятии решений, что позволяет волонтерам продолжать работать более уверенно, уметь принимать правильные решения и справляться с неожиданными ситуациями.

Стабильность работы. Не изменила позицию. Волонтеры все так же уверены в своем умении трудоустроиться и сделать карьеру, поэтому не придают большого значения тому, где и как долго работать.

Профессиональная компетентность. Так же не имеет высокой ценности. Добровольцы уверены в своем умении подстраивать и учиться, считают, что карьеру можно сделать при сильном желании, и компетентность наработать не так уж сложно, поэтому эта ориентация у них не выражена.

Стабильность места жительства. Осталась на последнем месте, подтверждая тягу волонтеров как представителей молодежи к мобильности и путешествиям.

Из анализа видно, что за прошедшее время для волонтеров повысилась значимость таких карьерных ориентаций как «Менеджмент», «Предпринимательство» и «Автономия». Повышение этих ориентаций обусловлено их взаимосвязью.

Показатели по карьерным ориентациям «Служение» и «Интеграция стилей жизни» изменились незначительно.

Для оценки статистической значимости различий были проведены расчеты с помощью статистических критериев оценки сдвига значений. Результаты, полученные с помощью G-критерия знаков и Т-критерия Вилкоксона, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты статистического анализа по тесту «Якоря карьеры».

Карьерная ориентация

Профессиональная компетентность

Менеджмент

Автономия

Стабильность работы

Стабильность места жительства

Служение

Вызов

Интеграция стилей жизни

Предпринимательство

Т

30.5

26.5

23

19.5

33

25

39.5

27.5

27

G p>0,05

Z=5

Z=4

Z=3

Z=5

Z=5

Z=4

Z=6

Z=5

Z=6

По результатам расчетов по критериям выявлен сдвиг на уровне тенденции. Для установления статистически значимого сдвига значений необходимо увеличить выборку и длительность лонгитюдного исследования.

Результаты волонтеров по методике «Потребность в достижении цели» представлены в таблице 3. Расчет сдвига значений сделан по T-критерию Вилкоксона.

Таблица 3. Результаты статистического анализа по тесту «Потребность в достижении цели».

 

1 срез

2 срез

Сдвиг

(tпосле - tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

12

13

1

1

2.5

2

15

16

1

1

2.5

3

18

15

-3

3

6.5

4

13

12

-1

1

2.5

5

8

13

5

5

8

6

13

10

-3

3

6.5

7

13

19

6

6

9.5

8

14

12

-2

2

5

9

14

8

-6

6

9.5

10

13

6

-7

7

11

11

17

9

-8

8

12

12

12

13

1

1

2.5

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

25

Результат: Tэмп = 25. Критические значения T при n=12 9 и 17 соответственно уровням значимости.

Полученный сдвиг выявлен на уровне тенденции.

По результатам тестирования при помощи теста «Потребность в достижении цели», тех, у кого результаты повысились и остались неизменными, в два раза больше, чем тех, у кого результаты понизились (67% и 33% соответственно).

Полученные данные могут говорить о том, что волонтеры по большей степени не склонны со временем уменьшать свои запросы и амбиции, а наоборот, имеют обыкновение повышать их. С большой долей вероятности на результаты могла повлиять успешность и эффективность волонтерской деятельности.

В юношеском возрасте изменения в карьерной сфере волонтеров могут происходить очень быстро и иногда непредсказуемо, что подтверждает наше исследование.

В целом, по итогам работы выявлено повышение ценности таких ориентаций, как «Менеджмент», «Предпринимательство», «Автономия». Предполагаемое изменение результатов по показателям «Служение» и «Интеграция стилей жизни» выявлено на уровне тенденции. Более чем у трети волонтеров показатели потребности в достижении цели повысились.

Гипотеза о том, что участие в волонтерской деятельности повышает для студентов значимость карьерных ориентаций, полезных для общества: Служение, Интеграция стилей жизни, Менеджмент, а также развивает потребность в достижении цели, подтверждена на уровне тенденции. Волонтерская деятельность может рассматриваться как эффективное средство социализации молодежи.

Выявив динамику карьерных ориентаций волонтеров, мы выделили изменившиеся показатели и выдвинули предположения для интерпретации этих изменений.

Следует отметить, что для проверки статистической значимости динамики развития карьерной сферы следует увеличить выборку, пролонгировать срок исследования и расширить список методик. В перспективе исследования планируется учесть фактор пола и стажа волонтерства.

Исследование динамики карьерной сферы волонтеров имеет определенную значимость для работы с волонтерами разных направлений, чтобы улучшить качество волонтерской деятельности и определить карьерные перспективы студентов, задействованных в добровольческой деятельности. Следует отметить, что в российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза.

Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность [8].

Список литературы

1. Холостова, Е.И. Волонтеры // Словарь—справочник по социальной работе / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 424с. с. 121—124., с. 89

2. Жуина Д.В. – Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности — [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/5-2/33888.pdf — (Дата обращения 8.12.15)

3. Методика «Якоря карьеры» Шейна, Материал сайта psytests.org — [Электронный ресурс]. URL: http://psytests.org/profession/anchors.html (Дата обращения 12.011.14)

4. Черкасова Ю.С. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере Центра волонтеров ВГУЭС) — [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1125/11129

5. «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) / Материал vsetesti.ru — [Электронный ресурс]. URL: http://vsetesti.ru/1087/ (дата обращения 30.10.14)

6. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. // Материал Психология счастливой жизни. — [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 29.10.14)

7. Методика Орлова Ю.М. Тест — опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха // Материал psycabi.net — [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha (дата обращения 29.10.14)

8. Бубновская О.В., Черкасова Ю.С. Волонтерство как инструмент формирования карьерных ориентаций студенчества (на примере Центра волонтеров ВГУЭС, г.Владивосток), 2015.

9. Чагин А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде.

Просмотров работы: 1115