ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Безденежных Я.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Юридический институт им. М.М. Сперанского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сегодняшнем мире контроль все в большей степени проявляет себя как средство регулирования при решении конкретных экономических задач. Интересен тот факт, что продуктивность финансового контроля в России остается весьма низкой. Ряд ученых, таких как В.В. Бурцев1, Э.А. Вознесенский2, Е.А. Кочерин3, O.A. Ногина4, В.М. Родионова и В.И. Шлейников5 и др., считают, что причиной данного положения является отсутствие единых правовых и методологических основ осуществления контрольных мероприятий. Также, не имеет единого мнения толкование вопросов теории и организации контроля, вследствие чего, имеют место быть разного рода терминологические противоречия, в сфере финансового контроля. Следовательно, назрела необходимость в осмыслении содержания и роли финансового контроля в современных условиях.

Государственный финансовый контроль является наиболее важным элементом системы государственного управления. Нужно сказать, что в рыночной системе он занимает главную роль, вследствие чего:6

- осуществляется в сфере отношений, которые складываются при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;

- реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, которые, в свою очередь, наделены законом соответствующими контрольными полномочиями;

- выполняется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет.

Автор отмечает для того, чтобы финансовый контроль мог нормально функционировать и быть под постоянным наблюдением, существуют специализированные органы, занимающиеся выполнением данных функций. Они перечислены в Указе Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"7. К ним относятся:

- Счетная палата РФ;

- Центральный банк РФ;

- Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление);

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

При этом было установлено, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации тоже осуществляют государственный контроль. Тем самым, субъекты РФ формируют свои органы, осуществляющие контроль и работающие в основном самостоятельно, без сопряжения с федеральными.

Следует также отметить, что в управлении на местах финансовый контроль осуществляется представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Кроме того как устроен финансовый контроль и какие органы осуществляют за ним надзор, а также какое место он занимает в 21 веке, немаловажным является и вопрос о его реализации и функциях.

В последние годы в Российской Федерации все большое внимание требуют вопросы организации действенного механизма государственного финансового контроля. Дело в том, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают некое затруднение, которое в свою очередь связано с такими функциями как, контроль и управление на федеральном, региональном и местном уровне.

Автор также предлагает рассмотреть главные задачи государственного финансового контроля на современном этапе. Ими являются:

- обнаружение фактического состояния дел;

- соотнесение конечного результата с намеченными целями;

- оценка ситуации и выбор в случае необходимости корректирующих мер.8

На наш взгляд, не менее важным является также цель государственного финансового контроля.

Например, с точки зрения Ларичева В.Д. цель государственного финансового контроля заключается во вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, продуктивности и бережливости материальных ресурсов на максимально возможной ранней стадии, что тем самым смогло бы предпринять корректирующие меры, а в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.9

По словам Вознесенского Э.А., следует учитывать то, что цель финансового контроля представляет собой своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро - и макроуровнях, выявлении нарушений законодательства и принятии адекватных управленческих решений и реализуется в выполняемых им задачах.10

Таким образом, можно согласиться с мнениями авторов, потому что, данные точки зрения схожи и имеют лишь малые различия.

Далее нужно сказать, что заслуживает внимание современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации, которая в свою очередь требует основательного совершенствования. Нехватка отлаженного механизма государственного финансового контроля, как показывает практика, отрицательно сказывается на эффективности функционирования всей структуры государственной власти, более того, служит причиной для процветания коррупции – что является самой актуальной проблемой российского государства; более того, тормозит достичь особо важные цели, стоящие перед страной.

С этими доводами согласятся и Колесов Роман Владимирович и Юрченко Александр Викторович. В своей работе «Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы» они как раз таки называют ряд проблем и способы их решения, которые существуют в РФ относительно контроля.

Построение государственного финансового контроля, который соответствует требованиям демократического общества, и который способствует более эффективному развитию финансовой системы России, связано с решением многих нюансов, требующих быстрого решения.

1. Отсутствие федерального закона, который бы определил возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также вызывает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны.

Принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна немаловажная проблема закона – имеет ли смысл в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? На наш взгляд, думается, что это крайне необходимо, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на единых принципах.

2. Еще одним пробелом в эффективном функционировании государственного финансового контроля является, нехватка адекватных мер к нарушителям бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс РФ устанавливает ответственность, а также содержит 23 состава за нарушения в бюджетном законодательстве. Несмотря на это, Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает 3 состава нарушений бюджетного законодательства. Также следует подчеркнуть, что в 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, однако привлечение виновных в бюджетных нарушениях лиц в соответствии с указанными кодексами не возможно, т.к. в Бюджетном кодексе РФ понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует. Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства».

3. Громоздкая структура органов государственного финансового контроля – это еще одно весомое торможение для успешного осуществления экономических реформ.

Следует подчеркнуть, что задачи органов государственного финансового контроля не до конца конкретны, очевидно, также, что границы их ответственности неясны, а деятельность регулируется слабо. Следовательно, согласно данной концепции, они должны более тесно взаимодействовать между собой, чтобы сберечь надежность каждого органа за свой участок контроля.

Известно, что многие авторы выдвигают мнение о необходимости создания специального высшего органа государственного финансового контроля.

Однако, прежде следует отметить, что практическое осуществление этого предложения может привести к дальнейшему «разбуханию» уже существующего массива контролирующих органов.

Но несмотря на это, данную задачу, возможно решить путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты РФ, статус которой как контрольного органа закреплен Конституцией РФ.

Имеет смысл, наделить Счетную палату РФ дополнительными полномочиями по координации деятельности всех субъектов государственного финансового контроля, правом непосредственной законодательной инициативы по вопросам финансового контроля, правом рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства о финансовом контроле, правом обращения с иском в суды, что пока не решено в действующей нормативной базе.

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу, что финансовый контроль является особой сферой правового регулирования государства. В тоже время, приведенный выше анализ дает достаточные основания утверждать, что в данной сфере существует множество проблем, связанных как со слабой нормативно-правовой базой, регулирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации, так и связанных с недостатками организации работы органов финансового контроля. В этом случае, при отсутствии единой системы норм, регулирующих государственный контроль финансов, не будет эффективной деятельности органов его осуществляющих, что само собой негативно сказывается на финансировании различных отраслей экономики, финансовом благополучии населения, финансово-хозяйственной деятельности организаций и развитии экономики государства в целом.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.݅07.݅1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.06.2014). // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823,"Российская газета݅", N 153-154, 12.08.1998. - Режим доступа: Консультант плюс. - Загл. с экрана.

  2. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". [Электронный ресурс]: Указ Президента от 25 июля 1996 г. N 1095 (в ред. Указа Президента РФ от 18 июля 2001 г. N 872) // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696. - Режим доступа: Консультант плюс. - Загл. с экрана.

Научная и учебная литература

  1. Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.82-94.

  2. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий Москва: Издательство ЛГУ. – 2013. 207 с.

  3. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ». – 2010. 289с.

  4. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории – СПб.: - 2012. 160с.

  5. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – Москва.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2012. 320с.

  6. Свинарев В.В. Финансовый контроль в России: системность в основе. – Право и экономика. – 2011. – № 6. С. 48.

  7. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. - 2010. № 9. - С.30.

  8. Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. 192с.

1Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.82-94.

2Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий Москва: Издательство ЛГУ. – 2013.

3Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ». – 2010.

4Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории – СПб.: - 2012.

5Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – Москва.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2012.

6 Свинарев В.В. Финансовый контроль в России: системность в основе. – Право и экономика. – 2011. – № 6. С. 48.

7 Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". [Электронный ресурс]: Указ Президента от 25 июля 1996 г. N 1095 (в ред. Указа Президента РФ от 18 июля 2001 г. N 872) // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696. - Режим доступа: Консультант плюс. - Загл. с экрана.

8 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. - 2010. № 9. - С.30.

9 Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. С.19.

10 Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий - М.: Изд-во ЛГУ, 2013. С.27.

Просмотров работы: 3711