ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время человек, способный справляться с задачами, алгоритм решения которых неизвестен, способный находить новые пути решения в нестандартных ситуациях – креативный человек – наиболее востребован рынком труда. Профессия психолога относится именно к таким профессиям, в какой бы сфере он ни работал: кадровая психология, психология образования, медицинские учреждения, консультативно-терапевтическая, работа психолога в силовых структурах; научно-исследовательская деятельность.

Креативность - это потенциал, внутренний ресурс человека, которыйохватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих их творческому проявлению [1]. Креативность рассматривается как творческие способности индивида; способности порождать идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления [2].

Исследования креативности становятся актуальными в контексте самореализации личности в учебной деятельности [3]. Это связано с тем, что динамично развивающееся современное общество ставит перед человеком задачи, требующие новаторских решений, а для того, чтобы кандидаты при трудоустройстве соответствовали требованиям работодателя, необходимо заниматься исследованием, развитием креативности потенциальных работников начиная в период их обучения.

Данные требования касаются так же и работы психолога, ведь в нынешнем обществе она становится все разнообразнее и сложнее: требует от специалиста подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению разнохарактерных проблем, быстрой адаптации к новым условиям.

Объектом нашего эмпирического исследования стала креативность, рассматриваемая нами как ресурс профессионального развития личности студента-психолога.

Предмет исследования: взаимосвязь креативности и характеристик мышления.

В качестве гипотез выступили предположения о том, что

  1. У студентов-психологов креативность связана с доминирующим типом мышления

  2. Студенты-психологи, участвующие в олимпиаде, более осмысленно подходят к учебе, чем студенты-психологи, которые не участвуют в олимпиадах.

Для проведения исследования были использованы методики диагностики креативности Дж. Рензулли, модифицированный тест Г.В. Резапкиной, диагностирующий тип мышления и униполярный опросник, разработанный специально изучения смысловых факторов учебы у студентов.

В исследовании в качестве респондентов выступили 40 студентов ВГУЭС, обучающихся по направлению «Психология», из них 20 студентов 1 курса (группа А), и 20 студентов третьего курса (группа Б) и 20 участников I Дальневосточной региональной олимпиады студентов-психологов (творческая группа В), участие в которой приняли студенты 7 команд из 5 городов Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов.

Для диагностики креативности, в соответствии с подходом Дж. Рензулли был проведен анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определен средний уровень данных показателей по группе. Средние показатели креативности оказались сходными: А-30; Б-28; В-28.

При диагностике 4 базовых типов мышления как индивидуального способа переработки информации была использована методика Г.В. Резапкиной (предметное-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое и наглядно-образное).

Наглядно – образное мышления является доминирующим типом, необходимым для успешной деятельности психолога, так как оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. У студентов-психологов преобладает наглядно-образный тип мышления. Было обнаружено, что Группа А обладает преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным, словесно-логическим; Группа Б- наглядно-образным, творческим; Группа В- наглядно-образным, предметно-действенным, творческим. Обнаружено сходство типа мышления у первокурсников и студентов творческой группы. Для проверки взаимосвязи показателей креативности и мышления был выполнен корреляционный анализ показателей наглядно-образного мышления и креативности с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

Статистические гипотезы:

H_0: Корреляции между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости.

H_1: Корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением достигает уровня статистической значимости.

Результат: rs = 0.071

Ответ: Н_0 принимается. Корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости.

Оказалось, что в рамках нашей выборки креативность студента-психолога не имеет достоверной связи с типом мышления. Гипотеза не подтвердилась: тип мышления, который отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности – оказались несвязанными характеристиками в рамках нашей выборки студентов-психологов.

Для диагностики ведущих смыслов учебной деятельности у студентов-психологов была разработана методика в форме семантического дифференциала, представленная униполярным опросником, состоящим из 9 факторов.

Данный опросник позволил нам диагностировать важность аспектов учебной деятельности и тем самым выявить насколько осмысленно студенты подходят к учебе.

Таблица 1 Учебно-смысловые факторы студентов-психологов группы А,Б,В

Факторы

смыслов учебы

1 курс

3 курс

Участники олимпиады

Частота встречаемости ответов по 3-х балльной шкале (%)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Саморазвитие и самоактуализация

10

25

65

0

40

60

0

25

75

Приобретение новых знаний

25

20

70

10

40

50

0

20

80

Получение высшего

Образования

15

5

70

20

40

35

15

35

50

Практичность

20

35

45

30

35

35

10

40

50

Личный интерес

10

25

65

10

45

45

10

30

60

Оценки

30

25

25

50

25

0

30

20

25

Стипендия

35

15

20

10

25

40

35

20

10

Преподаватели, их отношение

15

40

30

35

35

15

35

20

5

Будущее, перспективы

10

25

55

15

50

35

15

35

50

Сумма

170

215

425

180

335

315

150

245

405

Сумма с учетом коэффициента значимости

170

430

1275

180

670

945

150

490

1215

Средняя нагрузка смысловых факторов на одну единицу выборки

8,5

21,5

63,75

9

33,5

47,25

7,5

24,5

60,75

Средняя суммарная нагрузка смысловых факторов на выборку

12,1

10,8

11,9

Полученные результаты демонстрируют нам, что первый курс и группа студентов, участвующих в олимпиаде подходят к учебе более осмысленно, чем студенты-второкурсники. Это объясняется тем, что первый курс проходит стадию адаптации в новой учебной среде, их интерес к профессии высок, к обучению они подходят в большей ответственностью. На втором курсе у студентов происходит привыкание, адаптация, снижается нагрузка и, соответственно, снижается осмысленность, как сумма смысловых факторов.

Показатель творческой группы обосновывается нахождением участников в среде, ориентированной на когнитивное соревнование, познавательную активность, конкуренцию – отсюда может расти осмысленность.

Следовательно, гипотеза подтвердилась: студенты-психологи, участвующие в олимпиаде, более осмысленно подходят к учебной деятельности, чем обычные студенты-психологи. Возможно, это связано с подбором студентов в качестве участников, либо сама олимпиада, как образовательная среда создала условия для роста осмысленности учебной деятельности.

Результаты, полученные в исследовании, говорят о nом, что креативность студентов не связана с типом мышления, а также о том, что олимпиада в образовании психолога, возможно является фактором роста осмысленности образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.

2. Силверман Л. Одарённость вверх-ногами: наглядно-образный ученик. — 2005

3. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998

Просмотров работы: 963