ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПИТЕНЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПИТЕНЦИЙ

Лашкевич Е.К., Шакирзянова Е.В., Трепачев П.М., Ротэряну Ю.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным показателем профессионализма будущего специалиста, освоившего программу бакалавриата, является овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [1].

Скорость жизни современного мира диктует свои правила, на рынке труда будет востребован тот специалист, который способен быстро воспринимать, принимать и встраивать новую информацию в ход своей деятельности. Постепенно всё менее значимым становятся знания, которые имеют тенденцию устаревать.

В связи с чем, можно предположить, что для того чтобы высшее образование позволяло студенту стать высоко классифицированным специалистом своего дела, оно должно быть направлено на развитие надструктурных компонентов всех умений личности, обеспечивающих ее эффективную адаптацию, возможность ориентироваться и осуществлять саморегуляцию, - метакомпетенций. Метакомпетенции можно представить в виде надстроек над типичными знаниями и умениями, которые обнаруживаются не только в адекватном и продуктивном использовании ЗУНов, личностных качеств, но и в способности формировать их у себя. Появляются субъективно новые способы деятельности, продукты которой отличаются оригинальностью. Таким образом личность вырабатывает у себя компетентность быть компетентной, что даёт ей возможность действовать успешно независимо от сложившейся ситуации, благодаря способности к ее разносторонней оценки.

Метакомпетенции являются центральным, надструктурным входом, который облегчает приобретение компетенций. Практические компетенции позволяют комбинировать элементы измерений компетенций в различных пропорциях [2] а, следовательно, создается возможность достижения самых разнообразных по своей природе целей. Данные возможности продуктивно формируются не только в ходе учебного процесса, а также в форме работы дополнительных психологических школ.

Таким образом можно сказать, что метакопетенции являются интегрированной совокупностью субъектных качеств личности. Развитие рефлексии и становление субъектности являются важными качествами современной личности [3].

Наш проект направлен на создание психологической школы, формат работы которой, позволит успешно формировать и развить метакомпетенции у студентов психологических и смежных направлений подготовки с целью становления качеств, необходимых для успешной профессиональной реализации.

Тезаурус был разработан на основе теоретических и практических исследований М.М.Кашапова, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.И. Байденко, П.Г. Щедровицкого и других.

Мы предполагаем, что в процессе развития метакомпетенций будет наиболее успешно применение следующих методов работы:

  1. интерактивные методы (тренинг командообразования, игры‑симуляции, ролевые игры, игровое проектирование, методы инсценировки, мастер‑классы);

  2. креативные методы (мозговой штурм, тренинг креативности, творческие мастерские);

  3. когнитивные методы (проблемо-ориентированные лекции, деловые игры, интеллект‑карты, кейс‑методы);

  4. рефлексивные методы (групповая дискуссия, видеотренинг, философский тренинг).

Реализацию данного проекта, мы планируем осуществить на базе Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса, кафедры философии и юридической психологии, с приобщением к работе преподавателей других кафедр, вузов, имеющих соответствующую квалификацию, студентов психологических и смежных направлений. Также в организации процесса возможно участие педагогических отрядов, экспертов, практикующих проведение мастер-классов.

Ретест-диагностика степени развития метакомпетенций в начале и конце обучения с использованием стандартизованных психодиагностических методик, позволит оценить результативность работы школы. Срез исходного уровня метакомпетенций у участников позволит выявить развитость тех или иных метакомпетенций у опрошенных, а итоговый диагностический срез – сдвиг значений результатов уровня развития метакомпетенций.

Для формирования тематики и содержания первой школы, было проведено исследование психологической литературы, на основе этого анализа нами было выделено 11 ключевых понятий: метамышление [4], аутентичность [4,5,6], самообразование и саморегуляция [3], эмпатия [8], психологическая культура [9,10], рефлексия и напроизвольный интеллектуальный контроль [11, 12], креативность [3], проактивность [11], способность адекватно манипулировать своими ЗУНами.

Данные метакомпетенции стали основой для дальнейшего исследования, в котором приняли участие все студенты кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, всего 60 человек. Перед ними была поставлена задача проранжировать данные метакомпетенции, на первое место поставив самую необходимую в работе психолога, а на последнее – наименее значимую. Итогом данного этапа исследования стало получение иерархичного списка важности метакомпетенций в работе психолога (таблица 1).

Таблица 1. Иерархия метакомпетенций (по частоте встречаемости, %)

Метакомпетенции

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1

Рефлексия

22,22

20

16,7

20

2

Креативность

16,7

5

25

20

3

Аутентичность

16,7

25

8,3

10

4

Эмпатичность

11,11

20

16,67

5

5

Самообразование

0

5

8,3

25

6

Непроизвольный интеллектуальный контроль

5,56

15

0

5

7

Психологическая культура

5,56

10

8,3

0

8

Метамышление

5,56

0

8,3

10

9

Проактивность

5,56

0

8,3

5

10

Саморегуляция

5,56

0

0

0

11

Способность адекватно манипулировать ЗУНами

5,56

0

0

0

Из представленной таблицы видно, что студенты первого курса считают наиболее значимыми рефлексию, аутентичность и креативность. Для второкурсников наиболее важны аутентичность, рефлексия, эмпатичность. Третий курс наиболее часто выбирал креативность, эмпатичность, рефлексию. Студенты четвертого курса, наиболее значимыми считают самообразование, рефлексию и креативность.

Таким, образом можно определить последовательность смен школы, начав с наиболее часто встречаемых компетенций среди студентов-психологов. Так, первая смена обучения будет направлена на развитие рефлексии, креативности, эмпатичности и аутентичности.

В результате прохождения образовательной программы в психологической школе, студент получит продукт в виде повышения уровня знаний, формирования и усвоения способов развития метакомпетенций с использованием инструментов саморегуляции, получения материалов и опыта активного взаимодействия с другими студентами и экспертами.

В качестве критериев результативности тренинга выступают:

  1. Развитие метакомпетенций у участников школы, зарегистрированное с помощью психодиагностических методик.

  2. Продуктивность и качество результатов совместной и индивидуальной деятельности (проекты, эссе, научные статьи, совместные работы и т.д.)

  3. Количество участников школы и география мероприятия.

Студенческая психологическая школа является одним из шагов профессионального становления каждого из его участников. Форма и тема её работы может меняться в зависимости от запросов и требований общества, интересов самих участников и организаторов школы. Несмотря на то, что психологическая школа направлена на развитие метакомпетенций у работников социального и гуманитарного профиля, возможна организация смен для студентов технических направленностей при соответствующем выделении важных для профессионалов иных отраслей.

Список литературы

  1. Высшее образование - бакалавриат (ФГОС) [http://www.vvsu.ru/about/standarted/vob_fgos]: дата доступа: 06.04.2015

  2. Малахова В.Р., Чернявская В.С., , Несмеянов С.Г. Кросс-технологии в развитии психологических механизмов рефлексии и метакомпетенций студентов//Народное образование. Педагогика. № 6 (37) / 2012. С.313
  3. Малахова В.Р., Чернявская В.С. Метакомпетенции и субъектность в образовании. // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 3 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 600с. (Материалы конференции). С.62.

  4. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений.

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.43.

  6. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М., 1997. С.279.

  7. Rogers С. R., Empatic: an unappreciated way of being.—The Counseling Psychologist, 1975, v. 5, n. 2, p 2—10.

  8. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен

  9. Мотков О. И. Психологическая культура в мозаике личности

  10. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.

Просмотров работы: 1011