ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема повышения успеваемости студентов высших учебных заведений продолжает оставаться актуальной. Одной из главных причин, определяющих интерес и успешность профессионального обучения, может являться правильный выбор профессии. Поэтому, особое значение приобретает проблема мотивации профессиональной деятельности (О.В. Бубновская, Е.А. Могилевкин и др.).

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность человека. На успешность профессионального обучения оказывают влияние сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определенного предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации – эффективность деятельности падает [2].

Мотивы обладают количественными и качественными характеристиками. К качественным характеристикам относятся внутренние и внешние мотивы, то есть отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (удовлетворение познавательных потребностей, сам процесс деятельности), то говорят о внутренней мотивации. Если значимы различные социальные факторы (престиж, зарплата, карьерный рост и т.д.), то говорят о внешних мотивах [1, 3].

Качественная характеристика мотивов важна, так как, например, на познавательную мотивацию не распространяется известный закон Йеркса-Додсона. Значит, постоянное увеличение силы познавательной мотивации не приводит к снижению результатов учебной деятельности. Поэтому, именно с внутренней мотивацией связывают продуктивную творческую активность студентов в учебном процессе [2].

Однако деление мотивов на внутренние и внешние еще не является окончательным. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Внешние положительные мотивы более эффективно влияют на любую деятельность, чем внешние отрицательные мотивы [3].

Говоря об учебной деятельности, прежде всего, приходит на ум уровень интеллекта личности. Однако, в настоящее время, уже ни для кого не секрет, что «сильные» и «слабые» учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной и профессиональной деятельности. Для сильных учеников характерна внутренняя мотивация. Для слабых учащихся преобладают внешние мотивы [4].

В данной работе целью исследования является выявление взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и успеваемости студентов психологов ВГУЭС.

Задачи исследования:

  1. Выявить основной вид мотивации у студентов-психологов;

  2. Проверить гипотезу о том, что у студентов-психологов с внутренней мотивацией профессиональной деятельности успеваемость выше.

  3. Проверить гипотезу о том, что успеваемость по профессиональным предметам у студентов-психологов выше, чем общая успеваемость.

В качестве объекта исследования рассматривается мотивационно-личностная сфера студенчества.

Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации и успеваемости студентов, а также соотношение внутренней и внешней мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.

Выборку составляют студенты направления обучения «Психология» Института права ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в количестве 79 человек (их них, 22 % юноши и 78 % девушки), в возрасте от 18 до 21 года.

Методы исследования: психодиагностические методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (ИМПД, К. Замфир, модификация А.А.Реан) [5], «Мотивы выбора профессии» (МВП, модификация О.Ю.Поляковой) [5] и «Исследование мотивации профессионального обучения» (ИМПО, Каташева В.Г.) [6].

Основной метод статистической обработки информации – метод ранговой корреляции Спирмена [7].

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения корреляции мотивации и успеваемости студентов.

Показатели

Средний r

Средний r

(по общей успеваемости)

Средний r

(по успеваемости проф.предметам

Внутренняя мотивация

0,222

0,207

0,202

Внешняя положительная мотивация

0,275

0,216

0,217

Внешняя отрицательная мотивация

0,268

0,266

0,290

Внутренние индивидуально значимые мотивы

0,318

0,266

0,285

Внутренние социально значимые мотивы

0,317

0,285

0,307

Внешние положительные мотивы

0,270

0,271

0,244

Внешние отрицательные мотивы

0,188

0,181

0,192

Низкий уровень мотивации

0,473

0,464

0,474

Средний уровень мотивации

0,412

0,405

0,413

Нормальный уровень мотивации

0,433

0,402

0,419

Высокий уровень мотивации

0,554

0,550

0,560

В результате проведенных исследований было выявлено, что на успешность профессиональной и учебной деятельности студентов, прежде всего, влияет высокий уровень мотивации, не зависимо от ее вида.

Оказалось, что внешняя положительная мотивация более эффективно действует на успеваемость студентов, чем внутренняя мотивация. Таким образом, гипотеза, о том, что у студентов с внутренней мотивацией профессиональной деятельности успеваемость выше – не подтвердилась. Скорее всего, это связано с учебной деятельностью респондентов, а не с профессиональной.

Для студентов психологов преобладают внутренние социально значимые мотивы. Это может объясняться социальной направленностью профессии.

В данном исследовании, средний коэффициент общей успеваемости студентов немного ниже среднего коэффициента успеваемости по профильным предметам. Ожидалась большая разница в значениях. Но, вероятно это связано с выборкой самой успеваемости. Исследовались лишь предметы, по которым выставлялись оценки. Предметы, по которым выставлялся «зачет» в выборку не попали. Возможно, если критерий оценки брать в баллах (или %) и учитывать все предметы (экзамены и зачеты), то разница между общей успеваемостью студентов и успеваемостью по профильным предметам будет более значительной.

В данной работе выявлялась взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и успеваемости, однако выявить эту взаимосвязь у студентов первого курса после первой сессии, можно весьма относительно.

В перспективе исследование будет дополнено сравнительным анализом особенностей профессиональной мотивации студентов с разными уровнями успеваемости.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – с. 264-269.

  2. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1scola.ru/112-vliyanie-motivacii-na-uspeshnost-uchebnoj-deyatelnosti.html

  3. Мотивация учебной и педагогической деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/77-2804

  4. Логинов О.Н., Мусафирова Е.Н. Влияние мотивации на успеваемость студентов ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-studentov-vuza

  5. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур. Ч. IV: Индивидуально-психологические особенности личности: в 2 т. Т. 2: Мотивационно-потребностная сфера. Способности. Самооценка, уровень притязаний / О.Б. Полякова. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – с. 87-90, 143-144.

  6. Исследование мотивации профессионального обучения (Каташев В.Г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm

  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2010 – 350 с.

Просмотров работы: 1357