ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьная жизнь играет важнейшую роль для подростков, так как школьный коллектив является для них особой средой, которая начинает определять формирование многих важнейших сторон их личности. Ведущим вводом деятельности подростка является взаимоотношение с окружающими.

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам.

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого свой характер.[4]

Основным мотивом поведения и деятельности подростков в школе является их стремление найти себя и свое место среди сверстников в классном коллективе. Классный коллектив не может быть однородным . В нем всегда образуются группировки, связанные общими интересами, взглядами, целями и т. д. В этих группировках подросток может найти удовлетворяющее его положение, приобрести опыт.

Плохое поведение подростков в школе является попыткой путем ложной отваги, мужества и т. п. завоевать уважение одноклассников, которое он не может завоевать положительными качествами . В подростковом возрасте наблюдаются неформальные отношения, наблюдается склонность самоутвердиться, остаться принятым в коллективе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т. д. Для определения статуса подростка в классе нужно учитывать особенности совместной деятельности , его уровень развития, ценности этой группы. Низкий статус в группе сверстников обуславливает негативное формирование личности подростка.

Если взаимоотношения подростков строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это значит, что коллектив формируется правильно, но бывает и так, что они отказываются найти общий язык друг с другом, соперничают, то тут должен вмешаться классный руководитель или психолог.

Наиболее распространенными конфликтами среди подростков являются конфликты лидерства. В них отображается борьба двух учащихся за первенство в классе. Часто в классном коллективе группа мальчиков конфликтует с группой девочек. В коллективе может быть много лидеров. Различные обстоятельства выделяют временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров обеспечивается разнообразная жизнь коллектива, но их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Лидер- это как бы зеркало группы, обладающий определенными свойствами, чертами, благодаря которым его выделяют как лидера. Лидеру присущи такие качества как уверенность в себе, открытый и гибкий ум, компетентность, организаторские способности.[1]

Действительным лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится тот человек , который обладает особыми чертами лидера. Черты эти являются врожденными, данными человеку от природы. Лидером становится именно тот человек, у которого индивидуальные особенности соответствуют требованиям групповой задачи. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.[2]

Традиционно принято выделять три различных стиля лидерства:

Авторитарный стиль – характеризуется выраженной властью лидера, директивность его действий, самостоятельностью в принятии решения. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.

Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.

Либеральный стиль – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.

Гибкий стиль - предпочтительный стиль лидерства, реализуя этот стиль лидер ведет себя по–разному : и авторитарно, и демократично, и либерально- в зависимости от обстоятельств.

В любом коллективе кроме лидеров есть и отверженные. Например, дети отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, смеются над ними, иногда даже обижают. Чаще всего отвергнутыми в классе и вечно терпящими нападки в коллективе, являются отличники. Очень часто у таких детей развивается психологическая травма, отсюда падает и успеваемость.

В каждом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимают в коллективе, это так называемые дети-«жертвы». В таких детях всегда бывает то, что отталкивает окружающих. Очень часто жертвой издевательств и насмешек становится ребенок с явными проблемами: необычной внешностью (заметные шрамы), тихий и слабый, который не может за себя постоять, неопрятно одетый и т.д.[3]

В подростковом возрасте наблюдается мощный всплеск неформальных взаимоотношений. С одной стороны, наблюдается склонность самоутвердиться, а с другой – остаться принятым в группе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т.д.

В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. Через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. При этом начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений. [3]

Общение-главный вид деятельности подростка. Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано, еще в детстве и родители не могут заменить это общение. С возрастом эта потребность усиливается.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие : ругань в семьях, грубость и невежество, унижение детей отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное , что совершается вокруг нас.

Многие родители склоняются к тому мнению, чтобы максимально побольше уберечь своего ребенка от влияния коллектива, по их мнению ребенок там не научится ничему хорошему. Они считают , что коллектив не всегда состоит из хороших и правильных детей и противостоять коллективу очень сложно.

Изолировать ребенка от коллектива, мотивируя это тем, что родители одни могут дать ему все то, в чем он нуждается - нельзя. Подростку нужны друзья, ему необходимо общение со сверстниками, нужен коллектив. Чем раньше он начнет вливаться в такой коллектив, тем легче пройдет его период адаптации.

В подростковом возрасте строгость родителей порождает конфликты и враждебность. Те что сильнее сопротивляются этому и бунтуют, становятся агрессивными и даже уходят из дома. А неуверенные в себе приучаются во всем слушаться родителей, несмотря на свои желания и потребности. [5]

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.,1981

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.

  3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский. // Вопросы психологии. М.,2000.

  4. Руссо Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологический журнал. М.,2005.

  5. Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999.

Просмотров работы: 2682