В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам.
В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого свой характер.[4]
Основным мотивом поведения и деятельности подростков в школе является их стремление найти себя и свое место среди сверстников в классном коллективе. Классный коллектив не может быть однородным . В нем всегда образуются группировки, связанные общими интересами, взглядами, целями и т. д. В этих группировках подросток может найти удовлетворяющее его положение, приобрести опыт.
Плохое поведение подростков в школе является попыткой путем ложной отваги, мужества и т. п. завоевать уважение одноклассников, которое он не может завоевать положительными качествами . В подростковом возрасте наблюдаются неформальные отношения, наблюдается склонность самоутвердиться, остаться принятым в коллективе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т. д. Для определения статуса подростка в классе нужно учитывать особенности совместной деятельности , его уровень развития, ценности этой группы. Низкий статус в группе сверстников обуславливает негативное формирование личности подростка.
Если взаимоотношения подростков строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это значит, что коллектив формируется правильно, но бывает и так, что они отказываются найти общий язык друг с другом, соперничают, то тут должен вмешаться классный руководитель или психолог.
Наиболее распространенными конфликтами среди подростков являются конфликты лидерства. В них отображается борьба двух учащихся за первенство в классе. Часто в классном коллективе группа мальчиков конфликтует с группой девочек. В коллективе может быть много лидеров. Различные обстоятельства выделяют временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров обеспечивается разнообразная жизнь коллектива, но их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Лидер- это как бы зеркало группы, обладающий определенными свойствами, чертами, благодаря которым его выделяют как лидера. Лидеру присущи такие качества как уверенность в себе, открытый и гибкий ум, компетентность, организаторские способности.[1]
Действительным лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится тот человек , который обладает особыми чертами лидера. Черты эти являются врожденными, данными человеку от природы. Лидером становится именно тот человек, у которого индивидуальные особенности соответствуют требованиям групповой задачи. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.[2]
Традиционно принято выделять три различных стиля лидерства:
Авторитарный стиль – характеризуется выраженной властью лидера, директивность его действий, самостоятельностью в принятии решения. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.
Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.
Либеральный стиль – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.
Гибкий стиль - предпочтительный стиль лидерства, реализуя этот стиль лидер ведет себя по–разному : и авторитарно, и демократично, и либерально- в зависимости от обстоятельств.
В любом коллективе кроме лидеров есть и отверженные. Например, дети отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, смеются над ними, иногда даже обижают. Чаще всего отвергнутыми в классе и вечно терпящими нападки в коллективе, являются отличники. Очень часто у таких детей развивается психологическая травма, отсюда падает и успеваемость.
В каждом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимают в коллективе, это так называемые дети-«жертвы». В таких детях всегда бывает то, что отталкивает окружающих. Очень часто жертвой издевательств и насмешек становится ребенок с явными проблемами: необычной внешностью (заметные шрамы), тихий и слабый, который не может за себя постоять, неопрятно одетый и т.д.[3]
В подростковом возрасте наблюдается мощный всплеск неформальных взаимоотношений. С одной стороны, наблюдается склонность самоутвердиться, а с другой – остаться принятым в группе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т.д.
В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. Через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. При этом начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений. [3]
Общение-главный вид деятельности подростка. Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано, еще в детстве и родители не могут заменить это общение. С возрастом эта потребность усиливается.
Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие : ругань в семьях, грубость и невежество, унижение детей отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное , что совершается вокруг нас.
Многие родители склоняются к тому мнению, чтобы максимально побольше уберечь своего ребенка от влияния коллектива, по их мнению ребенок там не научится ничему хорошему. Они считают , что коллектив не всегда состоит из хороших и правильных детей и противостоять коллективу очень сложно.
Изолировать ребенка от коллектива, мотивируя это тем, что родители одни могут дать ему все то, в чем он нуждается - нельзя. Подростку нужны друзья, ему необходимо общение со сверстниками, нужен коллектив. Чем раньше он начнет вливаться в такой коллектив, тем легче пройдет его период адаптации.
В подростковом возрасте строгость родителей порождает конфликты и враждебность. Те что сильнее сопротивляются этому и бунтуют, становятся агрессивными и даже уходят из дома. А неуверенные в себе приучаются во всем слушаться родителей, несмотря на свои желания и потребности. [5]
Литература:
Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.,1981
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский. // Вопросы психологии. М.,2000.
Руссо Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологический журнал. М.,2005.
Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999.