ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста выдвигает необходимость широкого использования народных средств в в педагогическом процессе детского сада и в семье.

В последние годы проблема нравственного развития личности детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Это связано с тем, что наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Эти риски для физического, нравственного и психического здоровья человека, общества, риск для безопасности страны. Актуальность проблемы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Стремление противостоять этому разрушению и побудило педагогов обратиться к интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народных традициях.

Время диктует необходимость обновления содержания образования и воспитания детей дошкольного возраста, а также более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.

Вступая в самые разнообразные контакты, человек как существо социальное, взаимодействует с другими людьми, что требует от него умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому, формируя социально-нравственные представления дошкольников, необходимо как можно раньше знакомить их с этими нормами.

По свидетельству исторических, философских и археологических ис­точников, уже на заре человечества в сообществах выдвигались обязательные для всех нравственные ценности, на основе которых определялись нравственные нор­мы и цели воспитания подрастающего поколения. Как показала практика, нравст­венные ценности изменяются быстрее, чем цели воспитания. Провозглашаются одни ценности, а в жизнь входят другие. Возникают противоречия, отстают цели воспитания (А.Ф.Шишкин, В.Ф.Зыбковец, Л.И.Кучинский, Н.Д.Никандров).

С древних времен люди старались определить общие нравственные основа­ния для поведения, обозначить идеальный образ воспитанного человека. В силу ограниченности социальных воззрений, мыслители прошлого выдавали свой реги­он за весь мир и теоретически обосновывали облик идеального человека как носи­теля фундаментальных ценностей, за которые принимали добродетели [3].

Народная педагогика - один из неиссякаемых источников, стимулирующих развитие нравственно-стабильной личности с раннего возраста. Глубокое и систематическое изучение педагогических идеалов и опыта народа, раскрытие их могучего воспитательного потенциала, всегда было и остается, поэтому, одной из важных и актуальных проблем воспитания. Среди средств, направленных на повышение эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения особое место необходимо отвести устному народному творчеству. Оно умножает и расширяет жизненный опыт личности. Это умножение реального опыта обладает качественными особенностями. Былины, сказки раздвигают исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передают ей исторически многообразный опыт человечества; вооружают художественно организованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом. Они помогают прочувствовать и пережить микромир чувств человека, передавая опыт через идентификацию ребенка с героем произведения. В частности, поэтическое творчество русского народа дает анализ состояния мира, затрагивает важнейшие проблемы нравственности, предвосхищает будущее и оказывает суггестивное воздействие на дошкольника.

Кардинальные вопросы улучшения воспитания детей дошкольного возраста связаны с формированием нравственно-ценностных основ личности. В исследованиях ряда авторов (Ш.А.Амонашвили, Ш.К.Ба-банский, П.Б.Битинас, Е.В.Бондаревская, О.С.Богданова,З.И.Васильева, Р.И.Жуковская, Т.С.Конникова, И.С.Марьенко, Г.И.Щукина и др.) разработаны научные предпосылки целостного перехода к процессу нравственного воспитания личности на разных этапах ее развития. Разработка научно-теоретических и методических решений, обеспечивающих более полное нравственно-гуманное воспитание индивидуальности дошкольника, как видится, должна идти по пути поиска педагогических решений. В педагогике нравственного воспитания изучению условий усвоения детьми этических эталонов посвящен целый ряд исследований. Многие ученые (Л.В.Артемова, Р.С.Буре, Л.Г.Лысюк, Т.И.Пониманская, А.П.Усова и др.) рассматривают возможности использования игры и труда для усвоения детьми в ходе их организации нравственных норм. В исследованиях, посвященных формированию отношений детей со сверстниками, (Т.А.Владимирова, Т.И.Ерофеева, Т.А.Репина и др.), отмечается в качестве одного из важных моментов овладение дошкольниками нравственными нормами и правилами, регулирующими эти отношения.

Значительное внимание изучению особенностей усвоения нравственных норм детьми уделялось и в психологических исследованиях, в частности в работах Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской, Е.В.Субботского, С.Г.Якобсон, Изучение проблемы нравственных представлений детей получило всестороннее освещение в работах П.Г.Ананьева, А.Я.Арет, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Л.Н.Леонтьева, Д.Б.Зльконина и т.д.

Доказано, что дети дошкольного возраста способны воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку личностных качеств и поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок.

В законе Российской Федерации «Об образовании» образовательная политика государства излагается на переработке и осмыслении всего наиболее ценного, традиционно наработанного предыдущими поколениями.

В процессе реформ образования ведется учет местных условий социального, экономического и этнокультурного развития народов, их исторических и образо­вательных традиций.

Нравственное воспитание подрастающего поколения, по мнению исследователей, всегда признавалась краеугольной проблемой.

Важное значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения признавали российские педагоги, философы, писатели А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.О. Ключевский, Г.С. Виноградов, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев и многие другие.

Дагестанские просветители и педагоги XIX века философ­ски образованные - Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед Кудутлинский, Мухам­мед-Эфенди ал-Яраги, Мирза-Али ал-Ахты, Саид Араканский, СалманТлохский-провозглашали воспитание и образование считали основополагающими в жизни юного по­коления. Общим во взглядах ученых было признание первых семи лет в жизни ре­бенка. В этом возрасте свежесть восприятия действительности укрепляется народ­ными приемами через детскую активность, эмоциональное отношение к действи­тельности с чувством лидерства в играх, трудовых и коллективных делах [6].

Названные ученые опирались на наследие народов России и мира в целом.

Одной из причин нравственного распада в обществе ученые отмечают слабое принятие в семьях нравственных потенциалов, нормативов и принципов, принятых в своем этническом обществе, о забвении тысячелетнего опыта семейного и общественного воспитания, накоплен­ного вообще в народной педагогике, а также и в Дагестане (Г.Н.Волков, 1999; Э.И.Измайлов, 1991; Ш.А.Мирзоев, 1992).

Обращение к имеющемуся опыту тем более необходимо, что современное со­стояние воспитательной практики предопределяется положением Российского общества, включающим и Дагестан. В нем осложнилось переплетение настоящего и тяга к прошлому, противоречивость объективных и субъективных факторов, ин­тересов различных групп населения. Экономическая целесообразность рыночных отношений обязывает к добру, честности, порядочности в жизни каждого народа, однако практика рыночных отношений чревата и противоречиями между добром и порядочностью.

В прошлом, в каждой социальной общине народов Дагестана, а сегодня в се­мье, нормы благопристойности и приличия обладали значительной устойчиво­стью, закреплялись в устном народном творчестве (пословицы, мудрые изречения, заповеди, сказки, легенды). На их основе утверждались обычаи, обряды, ритуалы, свод нравственных законов. Самобытность каждого народа, психологический склад, духовный облик стали поддерживаться традиционно, собирать сообщества в ознаменование ярчайших событий в жизни. В первую очередь - это трудовые традиции - праздники первой борозды, сбора урожая, джигитовки чабанов. В тра­дициях заключены образцы, эталоны желаемого поведения. В них накапливается нравственный потенциал определенных норм поведения, общественных отноше­ний, нравственно-трудовые установки, социально-педагогический опыт для пере­дачи подрастающему поколению. Отношения между старшими и младшими на­правляется на социализацию молодежи (умение успешно трудиться, строить доб­рые отношения с окружающими, уметь защищать свой очаг, родные места) [8].

В исторических и археологических источниках констатируется: обычаи на­долго переживают те условия и конкретно-исторические обстоятельства, которы­ми были поррждены. К примеру, не устаревает словесное творчество. Собранные В.И.Далем 30.000 пословиц способны и сегодня стимулировать отношения людей. В сказках, легендах, переживших века, воспеваются ум, сила, честь, чувство соб­ственного достоинства, трудолюбие, храбрость, мужество и бичуются ложь, двое­душие, угодничество, лень, бесхозяйственность, моральная распущенность. В на­родных песнях и частушках неувядаемо ощущение чистой и верной любви, ду­ховно обогащающей человека.

В творчестве народа накапливается нравственный "арсенал" педагогики. Но одни обряды, ритуалы, традиции оказываются благоприятными, они переживают время, которым были порождены. Отсюда противоречивость их оценки в новых условиях. Вопреки одним, прогрессивным, полезным, другие становятся консер­вативными, не удовлетворяющими духовные потребности современных людей.

Как отмечается Ш.А.Мирзоевым, в исследовании «Народная пе­дагогика Дагестана»(1992), гуманистическая исламская мораль и народная педа­гогическая культура республики на протяжении десятилетий не имели зас­луженной поддержки. Официальная педагогика, при внимании к некоторым тра­дициям, фактически предала забвению национальные особенности народной прак­тики в воспитании настоящего сына (дочери), защитника, труженика (труженицы), друга (подруги), семьянина, отца (матери, хозяина, хозяйки), наставника (настав­ницы).

Идеологические установки, принятые в недавнем прошлом, привели к тому, что в Дагестане недооценивались такие ключевые факторы формирования лично­сти как географическая, национальная и социальная среда, традиционный уклад жизни, виды национального труда и местные промыслы, обычаи, традиции, обря­ды, религия. Не придавалось значение национальным особенностям обучения и воспитания.

В результате общественное, семейно-родовое право на воспитание было узурпировано государством. Стали теряться традиционные формы общественного воспитания - годекан, мужские, молодежные сходы, вечера, женские, девичьи по­сиделки, трудовые объединения, народные праздники, состязания.

Нарушилась взаимозависимость родителей и детей, семьи и рода, рода и джамаата, джамаата и народа. Некогда отлученные от мудрости народной педаго­гики родители сами подлежат перевоспитанию. Недооценивая традиционно сло­жившуюся систему обучения и воспитания, педагоги стали терять связь с родите­лями, нарушился принцип единства семейного и общественного воспитания. Стал падать престиж учителей и воспитателей.

Курс на демократизацию и гуманизацию народного образованияв настоящее время предполагает опору на лучшие традициичеловечества, на общечеловеческие ценности, на более широкое использование и осмысление воспитательного и обучающего потенциала народной педагогики [7].

Многоязычный народ Дагестана исторически определился в средствах своего образа жизни под влиянием природных, социальных факторов в зависимости от среды обитания. В горной части - аварцы, даргинцы, также как и жители предгор­ной, равнинной части имеют особенности, оттенки в нравственных нормах, обы­чаях и традициях. Но они не противостоят принятому бытовому, семейному обря­ду другого, соседнего народа, а становятся достоянием друг друга, сближаясь ме­жду собой.

Прогрессивные традиции, свойственные народностям Дагестана входят в со­гласие с принятыми в обществе общечеловеческими ценностями и обогащаются новыми традициями, уже на основе новых идей.

Средства массовой информации с честью несут прогрессивные идеи народа, раскрывая смысл жизни современного человека. Примерами служат центральная газета «Дагестанская правда» и выходящие на пяти языках газеты регионального профиля. Журналы «Дагестан», «Горянка», «Литературный Дагестан» и журнал для детей «Соколенок», также распространяемый на пяти язы­ках. Издания несут в народ информационное просветительство о том, что накоп­лено в историческом развитии Дагестана и прогрессивно в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Архангельский Л.И. Социально-этнические проблемы теории личности.М.: Мысль, 1974.-221 с.

2. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных тра­дициях. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. - 128 с.

3. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. — Махачкала, 1982. - 60 с.

4. Белкин А.С. Проблема раннего предупреждения отклонений в нравс­твенном развитии и поведении школьников. //Сов. Педагогика. 1981, № 3.- С. 62-67.

5. Гаврилова Т.П. Воспитание нравственных чувств. — М.: Знание, 1984.

6. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М.: Флинта, 1996. - 340 с.7. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М., 1987. - 157 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.- 237 с.

8

Просмотров работы: 1479