СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальным на сегодняшний день является тема влияния супружеских отношений на воспитание ребенка в семье. Семья- это первая общественная ступень в жизни человека. Семья-это коллектив, который играет очень важную и долговременную роль, в воспитании подрастающего поколения. Семья - это отношение между составляющими его лицами [6] Семейное воспитание- это исторический процесс, вхождение подрастающего поколения в жизнь общества. «Семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, дело величайшей важности». Особенно он выделял роль матери, которой по мнению автора и принадлежит «величайшее дело начального воспитания».[3]В зависимости от атмосферы в семье и зависит психическое, физическое и духовное развитие детей. На сегодняшний день у семей не очень хорошие экономические условия для развития детей. В следствии этого возникают проблемы семьи, присутствует социальное сиротство, в Дагестане и не только здесь, с каждым годом увеличивается количество беспризорных детей, также бездомных и бродяг у которых нет места, где могли бы хоть раз в день нормально поест. Бытовые травмы, полученные детьми из-за невнимания и беспечности родителей, на недавний период превышает 70% от общего числа зарегистрированных травм, также увеличилось число отравлений детей, возраст которых 13-15 лет. Вместе с этим растет количество суицидов совершаемых детьми связи с невниманием родителей. В частности ребенок становится жертвой войны, которая идет между его родителями. В этой ситуации очевидно, что дети очень сложно переживают конфликты своей семьи. Объявив войну друг - другу, супруги быть может не осознают, что сами и создали реальную угрозу для жизни собственного ребенка. Ведь в семейных конфликтах дети подобны мирному населению из зоны боевых действий - погибают безвинно и не по своей воле.

Маленького ребенка к мысли о смерти подталкивают взрослые, своими

поступками, навязывая ему решение о самоубийстве. Детские суицидные попытки, как показывает опыт совершенствуется в непереносимо трудных для ребенка ситуациях то-есть ссоры родителей.[2] .В наше время многие ученые пытаются уделить большое внимание семьям, которые страдают неблагополучием брака. Брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. [6] .Негатив, присутствующий в семье плохо влияют на детей, также и на самих супругов. При этом, возможности все это выявить ограничены, в связи с тем, что семья сама по себе очень замкнутая ячейка общества, которая не считает нужным посвящать посторонних и малознакомых людей в свою личную жизнь, в свои взаимоотношения и тайны семьи. Также нужно заметить, что каждая семья индивидуальна и своеобразна, у каждой семьи свои индивидуальные особенности, и к каждой семье нужен свой особенный подход.

Когда речь идет о браке, я невольно вспоминаю высказывание Веккера:

«Брак абсурден. Он ведет росту в той степени, в какой противостоит культуре. Он угрожает нашему существованию и потрясает человека до его корней. Подобно гипнозу, брак-измененное состояние сознания. Чем глубже него погружаешься, тем больше изменится. Одно предупреждение; если ты не переносишь одиночество- не вступай в брак».[9].Я полностью соглашусь с его мнением, хотя многие могут не согласиться со мной.

Меня всегда удивляло, почему супруги прожив друг с другом несколько лет, кто болыпе-кто меньше, через определенный промежуток времени перестают понимать друг-друга, как бы встретились, с кем-то неизвестным раннее человеком.

Супружеские отношения, это и есть главный фактор, влияющий на воспитание ребенка и психологический климат в семье. Из этого следует что у каждой семьи формируется свой стиль воспитания, и характер входящий в системы отношений "родители - ребенок". Есть также факт о том, что если оказывать социально педагогическую помощь родителям в формировании

взаимоотношений, то это во многом может оказать влияние на воспитание детей, отношение ребенка к родителям, поменять в лучшую сторону атмосферу семьи, в какой то степени уменьшить тревожности и страхи семьи, а самое главное то, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в этой семье.

У любой семьи должны быть определенные функции, которые они должны выполнять, и одно из них -это воспитание. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учить его жить в социуме. Также нужно помнить, о том, что именно семья прививает ребенку основы определенных взглядов на жизнь, мировоззренческих установок, в семье ребенок познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и поведение, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты и особенности. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть воздействие на ребенка с целью привития ему определенных качеств с учетом требования социума. Из этого следует, что воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и сверстниками. [6] .Родители должны понимать что сюда входит и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и в какой то мере и применение методов и приемов воспитания, то- есть понимание того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к ребенку. Разумеется, что родители могут и даже должны предъявлять определенные требования к собственному ребенку, исходя из воспитания, определенных норм морали, смотря какая произошла ситуация, в которых конечно же потребуется принять, как педагогическое, так же и нравственно -оправданное решение. Однако не следует забывать о тех методах, которые предпочитают такое воздействие как приказ или насилие, наказание приводит к сопротивлению детей, который отвечает на отрицательное воздействие, например как принуждение или ту же угрозу - лицемерством, враньем, какими то грубостями, даже бывает и откровенная ненависть к собственным родителям.

Родители должны понимать, что они воздействуют на поведение ребенка, в определенных ситуациях, то поощряя, то наказывая какие -то типы поведения детей. С самого детства ребенок учиться тому, что следует делать, и тому, что нет, поэтому родители должны знать, как правильно воспитывать ребенка, и воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Если не правильно воздействовать на ребенка то такие ценные качества личности, как самостоятельность и чувство собственного достоинства, вера в себя и в свои возможности могут быть сломлены в ребенке. Также безоглядная авторитарность родителей, игнорирование каких-то, хоть и мелких интересов и мнений ребенка, частое в некоторых семьях и систематическое лишение права своего мнения, и голоса при решении семейных задач, которое имеет непосредственное отношение к нему , все это в итоге приведет к серьезным началам формирование неудач его личности, которые в итоге будут мешать ему в жизни. Ребенок станет более замкнутым, необщительным, агрессивным, в какой-то степени даже неуравновешенным. Многие родители пытаются справиться с нарушениями в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный. Конечно, имеет значение и темперамент и характер, и навыки общения и здесь возникает проблемы по преимуществу воспитательные и педагогические, однако важно и физическое здоровье. [2].

Говоря о супружеских взаимоотношениях нужно сказать, что - это форма и определенные условие семьи, которые позволяют реализовать ее самые важные и нужные функции - воспроизводство потомства также и воспитание этого потомства, экономическое обеспечение и удовлетворение разных потребностей всех ее членов семьи. Выполнение всех функций семьи целиком и полностью зависит от взаимоотношений членов этой семьи, они же и определяют степень взаимного уважения, понимания, поддержки, помощи, сопереживания всех членов семьи. Советский педагог А.С. Макаренко писал: «Родители должны рожать детей не только для собственных радостей. Родители должны понимать, что под их руководством растет не только ребенок, но и будущий гражданин страны, будущий деятель, и будущий борец. Если вы напутаете, и воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и всей стране».[3].

Любая семья в процессе жизнедеятельности сталкивается с проблемами, решение которых осуществляется в условиях противоречия и интересов членов семьи. Важно не столько уметь предотвратить, а сколько их решать. [5] В итоге в семье начинаются систематические ссоры, скандалы, и это все имеет непосредственное отношение к детям, и я так думаю, это не очень хорошо сказывается на психике детей. Также очень много случаев, когда нерешенные проблемы становятся все труднее решаемы, так как на них закрывают глаза, их игнорируют, скрывают и от себя и от других. Некоторые семья, считают, что если делать вид, что все прекрасно, проблемы существующие в их семье сами собой исчезнут. Но это ни к чему хорошему не приведет, так как это ситуация в семейных отношениях со временем больше их "изнашивает" и наносит еще больший вред и самим супругам, также и их детям - проблемы требуют скорейшего решения, тем более когда речь идет о детях. При возникновении каких бы не было конфликтов в семье, всегда страдают дети.[10] В конфликтных семьях влияние4 на ребенка проявляется не прямо, а косвенно, и это влияние сказывается на личности ребенка. Ребенок становится «козырем» родителей, для разрешения собственных конфликтов. Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным. Родители должны осознавать, что они являются основой, базой психического развития своего малыша. На психологическое состояние ребенка также влияет желанный ли он в семье. Если ребенок не желанный значит не нужный и нежданный, посетивший семью вопреки желанию самых ему близких людей. И жизнь этого ребенка из сплошных грез, что он наверняка кому- то нужен. Нелюбовь родителей к ребенку- не ярлык, а клеймо на всю жизнь. Психика этого ребенка сломлено уже в самом начале пути.[1] Родители должны понимать, что их ссоры, невнимание, нелюбовь скажутся на психике малыша, который полностью зависит от атмосферы в семье, и отношений родителей к нему. Если родители постоянно ругаются, иногда даже доходит до драк да еще плюс к этому выпивают, конечно для ребенка это неблагополучная среда, и следует ожидать худшего исхода. У ребенка должно быть чувство, какой -то защищенности со стороны родителей, рождает в ребенке уверенность в себе, и доверия к окружающему его миру, и этому должны способствовать сами родители. А это условие защищенности возникает только в том случае, если присутствует стабильность в отношениях взрослых. Частое и бурное выяснение отношений приводит ребенка к чувству отсутствия защищенности и не надежности со стороны родителей. У ребенка появляются страхи, ребенок начинает жаловаться на ночные кошмары, становится замкнутым, у него занижается самооценка, и становится очень депрессивным. Дети не могут понять всю сложность взаимоотношений взрослых, они не понимают всей сложности проблемы. Ребенок любит обоих родителей, и их ссоры принимает как конец света, он не может объяснить причину их конфликтов, и начинают считать себя виноватыми, они мучаются от неумения выразить свои переживания. Следствием этого становится, душевная травма ребенка, которая в итоге приведет к отрицательным невротическим последствиям, таким как ночной энурез, заиканиям, и разного вида страхам.

Сам факт, того что супруги живут вместе и их отношения оцениваются хорошими, вовсе не значит, что супруги удовлетворены в браке. Вот Ковалев, считал, что для счастья семьи необходим ограниченный комплекс психологических условий: бесконфликтное общение, доверительность и эмпатии, понимания друг-друга, нормальная интимная жизнь, наличия жилья. [8].

Я думаю, что конфликты случаются и в самых счастливых семьях, это естественное явление, которое возникает в каждой семье на определенном этапе. Конфликт в семье может привести к разводу, но также может быть и наоборот, может сплотить супругов. На исход конфликта влияет умение супругов не только слушать, но и слышать друг- друга. Причин конфликтов

на сегодняшний день очень много, но если в семье есть ребенок, родители в первую очередь должны думать о нем. Пара которая разошлась, продолжает жить вместе из самых различных побуждений, они считают , что для них главное - сохранить внешнюю "порядочность" для окружающих, другие боятся неизвестного будущего, а третьи вовсе считают, что они должны терпеть все это из-за детей. Конечно, мы рассмотрим третий случай, когда родители из самых благих соображений делают вывод, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод, и неполная семья. Но они не понимают, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, которые предсказывают расторжение брака. Некоторые родители пытаются внешне скрывать конфликты, но даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает очень большое воздействие на детей. А ребенок все это чувствует ,и принимает собственные меры, пытаясь сблизить семью. Если же на ребенка не обращают внимания, то ребенок начинает «бунтовать». Бунт ребенка заключается в том, что он начинает показательно прогуливать школу, грубить всем подряд и тому подобные выходки, для того чтобы на него обратили внимание.

Таким образом мы приходим к выводу, что по большому счету сами родители и виноваты в том, что у собственных детей начинает меняться характер в худшую сторону, и появляются различные отклонения. Из этого следует, что родители должны уделять внимание собственным детям, и это должно выражаться не в том, что они откупаются от детей, они должны общаться с ними и развивать, а не заниматься своими проблемами и срываться на ребенке.

Литература:

  1. Баркан А. 28 законов воспитания. Издательство «ACT». M., 2009.С.121-122.

  2. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. Издательство «Дрофа».М.,2002.с.183-186.

  3. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие издательство«Педагогика» М.Д984.-С.380.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. «Сфера», М., 2002, с.520.

  5. Поляков A.M. Журнал практического психолога. Издательский дом«Литературная газета», М.,2011.№2-с.50-53.

  6. Райгородский Д.Я. Психология семьи., Издательский дом «Бахрам-М».Самара,2007,с. 1 -20.

  7. Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. «Педагогическийпресс». М., 1992. с.80-84.

  8. Сысенко В.А. Семейная психология, причины супружескихконфликтов. Издательский дом. «Лань» М.,1989 -с.20-21.

  9. Уголева Е.Ю. Семейная психология и семейная терапия. Издательство«Дрофа». М., 2007.№4 - с. 126-137.

10. Ю.Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка. Издательство «Педагогика» М.1989.-С.125.

6

Просмотров работы: 1372