ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общество в котором рождается и взрослеет ребенок, всегда обращает особое внимание к проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Проблема отклоняющегося поведения обусловила необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных работ с подростками.

Сложная социально-политическая и экономическая обстановка конца XX века породила социальные и социально-психологические факторы дестабилизации правового сознания. В наибольшей опасности оказались дети подросткового и юношеского возраста.

Борьба с преступностью среди несовершеннолетних, бесспорно, - сложная задача. Любое незначительное правонарушение, отступление от закона может обернуться изломанной судьбой молодого человека. Девиантное поведение наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. Причем причинами возникновения девиантности среди подростков может быть: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, любопытстве, недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия, в повышенном желании независимости.

Изучив современную психологию девиантное поведение можно разделить на две большие категории:

1.Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. В эту группу входят лица с акцентуированными характерами, которые страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2.Антисоциальное поведение, нарушающее социально- правовые нормы. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями [1].

И.А. Невский считает, что отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены такими группами факторов, как:

  • педагогическая запущенность, когда истоки асоциального поведения подрост­ка коренятся в его невоспитанности, отсутствии позитивных знаний, умений навыков;

  • социальная запущенность, заключающаяся в испорченности подростка непра­вильным воспитанием, сформированностью негативных стереотипов поведе­ния;

  • психический дискомфорт, вызванный негативными явлениями в семье, школе, то есть в микросреде подростка;

- отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, атакже возрастные кризисы;

- незанятость полезными видами деятельности, отсутствие социально позитив­ных и личностно значимых жизненных целей и планов, отрицательное влияниеокружающей среды [3].

Анализируя причины отклоняющегося поведения подро­стков, необходимо выделять не только факторы которые способствуют поведению несо­вершеннолетних, но и факторы, препятствующие совершению преступлений. К первой группе факторов относятся:

- отрицательное влияние на подростка со стороны родителей или лиц, их за­меняющих;

  • повышенная внушаемость подростка, подчинение влиянию антиобществен­ной среды, подражание;

  • не занятость общественно-полезной деятельностью, преждевременное ос­тавление школы;

  • наличие у подростка психологической аномалии, отставания в умственном развитии;

  • низкий общеобразовательный, культурный и этический уровень подростка; недостатки нравственного и правового воспитания;

  • слабый контроль за поведением подростка со стороны общественности.

К факторам, препятствующим совершению преступлений несовершенно­летними, относятся:

  • осознание подростком своего отрицательного поведения, осуждение его, желание измениться;

  • добросовестное отношение подростка к учебе в школе;

  • прекращение связей с антиобщественной средой;

  • наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы;

  • устранение негативных влияний в семье, неблагоприятных условий жизни и воспитания;

  • контроль за поведение подростка со стороны школы и общественности;

устранение недостатков в деятельности органов, занимающихся обучением и воспитанием; [2].

Девиантное поведение - это системное или полидетерминированное явление, при воз­никновении которого взаимодействуют такие факторы, как исторические, маросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные.

Опыт отечественных и зарубежных исследователей показывает, что в числе факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как:

  1. индивидуальный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адап­тацию индивида;

  2. психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

  3. социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные

особенности взаимодействия несовершеннолетнего с его ближайшим окруже­нием в семье, на улице, в учебном коллективе;

  1. личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, в отно­шении индивида к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

  2. социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями общества. Падение производства, рост безработи­цы, нарастающая бесконтрольность, национальные конфликты и другие резко повысили криминогенную обстановку в стране.

Анализ основополагающих зарубежных теорий развития отклоняющегося поведения подростков позволяет отметить, что в центре их внимания находятся проблемы взаимодействия между социальной структурой и девиантными от­клонениями, и, несмотря на некоторые детальные отличия их содержания, они сохраняют общее основополагающее начало.

Отклоняющееся поведение подростков имеет сложную многофакторно обусловленную структуру:

  • психологические особенности подростков;

  • нарушение семейной социализации;

  • нарушение социализации в школе;

  • нарушение социализации в группах сверстников, склонных к девиантному поведению.

В.А. Татенко описывает это следующим образом: «Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемых подростков может оказаться их неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению, а их нарушения нервной деятельности, оставаясь в пределах нормы, тем не менее, представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественно трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека» [5]

Самым первым по значимости фактором развития личности являются семейные установки, ценности и взаимоотношения, реализуемые в сфере воспитательных воздействий. Воспитание детей является одной из важнейших функций семьи. По мнению В.А. Татенко, семью следует рассматривать как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребенка, которые в значительной мере могут отражаться на эффективности его обучения и воспитания. В свою очередь Л.М. Голубева[2]; отмечает, что решающим обстоятельством в рамках данной проблемы является не количественный состав семьи и не уровень доходов, а ее нравственно-психологическая атмосфера — характер существующих межличностных отношений.

Семья, являясь институтом первичной социализации, выступает как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Нарушение системы внутрисемейных отношений, дисгармония семейного воспитания неизбежно приводят к различным вариантам психологической травматизации ребенка, что способствует его девиантному поведению.

Таким образом, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Литература:

  1. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. –1997г.-Т. 18,№2.

  2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2003.

  3. Невский И.А. Генезис асоциального поведения у детей и подростков // Острые углы воспитания / Сост. и науч. ред. А.Е. Тарас - Минск: 2009г.

  4. Стурова М.П., СиленковВ.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. 2009г. № 7.

  5. Технология социальной работы с детьми и подростками / Под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 2001г.

5

Просмотров работы: 994