ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый из нас периодически испытывает чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление.Если страх является эмоционально – насыщенным ощущением беспокойства, то в качестве ответа на любую угрозу для жизни и благополучия можно предложить обособленное чувство безопасности. В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Для ребенка страх – самая сильная эмоция.

Исследования детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребёнка, а также на нормальное протекание его психических процессов.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально – личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и главное как ему помочь.

Детские страхи – это обычные явления для детского развития. Оно имеет важное значение для развития ребёнка. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает познавать окружающий его мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. К сожалению, возникновение страхов детей в большинстве случаев – это вина самих родителей. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, взрослым, ровесникам.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.

Известным своими работами ученый, психотерапевт А. И. Захаров считает, что условно все страхи можно разделить на две большие группы: природные и социальные. По мнению автора «природные страхи основаны на инстинкте самосохранения, и помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей включают страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, высоты, пожара, крови, уколов, боли и т.д». К социальным страхам автор относит страх одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться и т.д . В структуре страхов автор выделяет семь основных подгрупп: 1) медицинские-страхи, связанные с боязнью уколов, врачей, болезней; 2) причинение физического ущерба-страхи неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, войны; 3) страх смерти-своей и родителей; 4) страхи животных и сказочных персонажей; 5) страхи перед сном, страхи кошмарных снов, темноты; 6) социально опосредованные страхи: страх людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества; 7) пространственные страхи: страх глубины, высоты, воды, замкнутого и открытого пространства. [ 7 ]

В своей классификации страхов Ю. В. Щербатых делит все страхи на 3 группы:1) природные страхи, связанные с угрозой жизни человека.(например, гроза, извержения вулканов, землетрясения и т.д). Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным вызывающим у людей особенно сильный страх, относятся разнообразные пауки и змеи; 2) социальные страхи – боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества; 3) внутренние страхи – это фантазия и воображения человека, не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. [4,C. 126 ]

Большинство ученых склонно считать, что у новорожденного ребенка еще нельзя говорить «настоящем» страхе, так как он требует определенного развития мозга. А. И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи.

Начиная со второго года жизни постепенно растет, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. В это же время появляется страх животных. В этот же период часто имеет место страх разлуки с родителями (особенно с матерью). А. Захаров полагает, что для дошкольного возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. Страх потери поддержки ( страх одиночества) проявляется в том, что уже на первом году жизни дети крайне отрицательно относятся даже к кратковременному отсутствию матери, становясь при этом напряженными и плаксивыми. Иногда этот страх закрепляется и в более старшем возрасте, ребенок не отпускает мать от себя, старается всюду сопровождать ее, а при уходе матери из дома громко кричит, плачет, умоляет остаться ее дома. Часто это избалованные, не приученные к самостоятельности дети, которые впоследствии могут давать бурные аффективные реакции, отказываясь посещать детский сад, а затем и школу. В основе таких страхов лежит инстинкт самосохранения, который также связан потери матери, так и со страхом потери привычной для ребенка доброй и благополучной семейной атмосферы.[1, C. 91 ]

Страх темноты, так часто встречающийся в детском возрасте, объясняется тем, что ребенок в темноте чувствует себя одиноким, оставшимся один на один со своими проблемами и фантазиями. Даже знакомые предметы в темноте становятся зловещими и таинственными.

Сон детей в таких случаях часто становится поверхностным и тревожным, появляются устрашающие сновидения, испуг, когда ребенок вдруг среди ночи просыпается и начинает плакать, кричать, его лицо выражает страх и ужас пережитого. Ночь превращается для такого ребенка в борьбу с воображаемыми чудовищами. Особенно тяжелы для психики впечатлительного ребенка моменты, когда

он не может проснуться и избавиться таким образом от устрашающих сновидений. Комната, где ребенок спит, становится для него источником отрицательных эмоций. Так формируется страх перед самим процессом сна ( страх страшных снов).

В старшем дошкольном возрасте центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет и девочек в 6 лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формированием процесса мышления, которое помогает отделять обстоятельства, которых действительно нужно бояться, от тех, где отсутствует реальная опасность.

В школьном возрасте появляются новые причины для страхов. Для учеников начальных классов типичен страх плохой оценки и одновременно-боязнь родительского наказания. Может появиться страх перед директором, учителем, самой школой. Семейные отношения в это время принимают для ребенка особое значение, потому что в разновозрастной школьной среде на ребенка обрушивается масса новых впечатлений, знаний, как в общении, так и в учении.

В старших классах конкретные страхи часто сменяются общим состоянием повышенного беспокойства, тревожностью. Оно выражается в повышенной мнительности, в напряженном состоянии опасности. Предмет страха здесь может меняться часто и неожиданно не только для родителей, но и для самих подростков.

Детские страхи имеют различные причины. Все эти причины можно разделить на внешние (связанные со средой и стилем воспитания, с окружением ребенка) и внутренние (связанные с характером и темпераментом ребенка). Самая очевидная причина детских страхов – конкретный случай, который напугал ребенка ( укусила собака, пчела или застрял в лифте). Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, близкое окружение ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые своим волнением непроизвольно заражают ребенка страхом, или излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает фразы типа: «Не гладь- а то укусит», «Не ходи – упадешь». Ребенок пока не понимает, чем ему все это грозит, но он уже по интонациям взрослого распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха.

На важную роль родителей в формировании детских страхов указывали многие исследователи, подчеркивая, что такое влияние может носить как сознательный, так и непреднамеренный характер. Родители, бессознательно проявляя повышенную заботу о своих детях, могут излишне часто предостерегать ребенка, чтобы он чего- то опасался, никуда не ходил, оберегают его от «нехороших» сверстников, боятся дать ребенку самостоятельность. Такое отношение может приводить к формированию сверхтревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.

Замечено также, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, в больших семьях, страхи встречаются гораздо реже, так как там больше людей, особенно сверстников, больше возможности для совместных игр. Общение со сверстниками и участие в коллективных играх ускоряет эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Подвижные и интересные игры подавляют в страхи, в какой - то степени воспроизводя порождающие эти страхи в жизненной ситуации.

Иные мотивы у строгих родителей. Они часто запрещают детям в достаточной мере общаться со сверстниками, редко хвалят, жестко контролируют. Они боятся, что ребенок во время игры может пораниться или заболеть. Также к развитию серьезных детских страхов приводит напряженная обстановка в семье, ссоры между родителями.

Порой для устранения страхов бывает достаточно уделять ребенку больше времени, общаться с ним, устраивать совместные семейные прогулки, играть с ребенком, читать ему книги.

Важную роль в снижении общей тревожности ребенка играет правильный стиль семейного воспитания. В воспитании ребенка необходимы гармония между родителями и детьми, доверительное отношение, доброжелательность, сопереживание. Таким образом, для предупреждения нежелательных последствий детских страхов необходима серьезная и систематическая работа, прежде всего, со стороны родителей.

Литература

  1. Захаров А. И. Как преодолеть страхи детей – М.: Просвещение, 1986. – 91 – 109 стр.

  2. Родителям о детях. Педагогический факультет №3, 2000/ Под ред. О. Г. Свердлова. – М.: Знание, 2000. – 55 стр.

  3. Строганова Л. В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 59- 65 стр.

  4. Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия- М.: ЭКСМО, 2003. – 126 – 128 стр.

  5. http://www.top – technologies. ru/ru/ article/view?id=32161

  6. http://сyberleninka.ru/article/n/strahi - opredelenie - vidy – prichiny

  7. http://cyberleninka.ru/article/n/novyy - podhod - k – klassifikatsii - strahov

Просмотров работы: 1744